Апокалипсис по расписанию

Перечитав и пересмотрев за свою жизнь немало научной фантастики, анонс очередного проекта на тему путешествий во времени я воспринял с некоторой прохладой. Неужели там можно придумать ещё что-то новенькое и увлекательное? Как выяснилось, очень даже можно – надо только правильно расставить акценты. На главные роли пригласить голливудских актёров с «Игрой Престолов» и «Людьми Икс» за плечами, в качестве пугала назначить могущественную корпорацию, а протагонисту выдать столько уникальных способностей, чтобы одну и ту же экшен-сцену было нереально дважды отыграть по одинаковому сценарию. Из всего этого выстраивается динамичное интерактивное кино, какое мы в исполнении студии Remedy видели уже не раз и не два. Что характерно – от раза к разу оно у них получается всё лучше и лучше. Насколько «Алан Уэйк» в своё время был закономерным продолжением «Макса Пейна», настолько же логично «Квантовый Разлом» развивает идеи, заложенные в его предшественников.

 

Время исправлять ошибки

Игры от Remedy сюжетоцентричны, это аксиома. Их главная задача – затащить игрока в повествование с головой, причём так, чтобы у него даже мысли не возникло оттуда выскочить. Чтобы он сам искал ответы на подвисшие в воздухе вопросы, добровольно тратил время на изучение виртуального мира, расшифровывал толкование тех или иных эпизодов с другими геймерами. Quantum Break стартует молниеносно. Толком не успев разобраться, кто ваш герой и где он находится, вы оказываетесь в роли мишени. История, стоящая за всеми событиями, до крайности многослойна. Как выяснится позже, в ней друг на друга накладывались действия, предпринимавшиеся в разных временных точках, что привело к масштабной катастрофе, которую теперь необходимо как-то предотвратить. Попробуем восстановить хронологию по порядку.

Группа учёных из университета города Риверпорт ведёт разработку машины времени и продвинулась в этом достаточно далеко. Но на заключительном этапе умирает куратор проекта, доктор Ким, а ведущий консультант Уильям Джойс впадает в паранойю и начинает засыпать инвесторов предупреждениями об опасности запуска машины. Спонсоры замораживают финансирование, чем очень расстраивают Пола Серина, также одного из ключевых разработчиков. Пол вызывает в университет Джека Джойса, родного Брата Уильяма и по совместительству своего старого друга, в надежде что он сможет как-то повлиять на родственника. Однако ещё до того, как братья встретились, Серин отводит примчавшегося товарища в помещение с гигантским агрегатом и демонстрирует его работоспособность. Тут-то и происходит страшное – машина даёт сбой, время коллапсирует, а случайно прикоснувшийся к хроночастицам Джек обретает сверхспособности. По странному совпадению, именно в этот момент спецназ корпорации Monarch Solutions начинает штурм здания университета, при этом не особо миндальничая со студентами, ведущими ночное дежурство возле приговорённого к сносу здания библиотеки.

Тайна корпорации и личность её руководителя впоследствии станут источником главной интриги. Дабы избежать лишних спойлеров, скажу лишь, что сценаристы нащупали ту же болевую точку, которую когда-то показали миру создатели трилогии Robocop и авторы ранних частей Resident Evil. А именно – беспринципность в погоне за прибылями и одержимое стремление к власти, усугублённое чувством интеллектуального превосходства. Что касается подачи материала, она прекрасна. Сама игра даёт ограниченную дозу информации, оставляя много пробелов. Заполнять их нужно чтением различной документации, прослушиванием аудиодневников и просмотром целого мини-сериала, впаянного в тело игры в дополнение к давно привычным заставкам «на движке». Для проекта отснято несколько часов живого кино с участием тех же актёров, с которых рисовались персонажи. Лет двадцать назад нечто подобное можно было встретить в хитах для ПК и первой PlayStation, но тут это выполнено куда как более органично. Нет никакого смысла смотреть фильм отдельно от контекста, поскольку самостоятельным произведением он не является. Зато если пропустить его во время прохождения, очень многие детали мозаики так и не сложатся. По части кинематографичности Remedy переплюнула сама себя.

 

Рутина спасения человечества

Геймплей несколько отстаёт от сюжета по части эффекта погружения. Конечно, он не столь аскетичен, как в Alan Wake, но если отбросить лишние эмоции, то перед вами останется простенький шутер от третьего лица с очень криво работающей системой укрытий. По сути, экшен просто заполняет паузы между сюжетными сценами. Но есть приятные новшества. В том же «Алане Уэйке» герой вообще никак не прогрессировал, перестрелки на шестом уровне отличались от перестрелок на первом только количеством врагов. Джек Джойс постепенно развивает свои умения обращаться со временем, главным из которых является «заморозка» людей и предметов. Это отнюдь не то же самое, что классический bullet time. Скорее тут уместно сравнение с подзабытым шутером TimeShift, где полковник Майкл Свифт находил выход из ситуаций, отматывая часы туда-обратно. Поначалу эта штука очень неплохо действует на рядовых противников, которые замирают на месте и становятся полностью беззащитными. Но не думайте, что так будет всегда – довольно скоро наёмники корпорации тоже научатся похожим трюкам. Так что придётся много экспериментировать и применять весь спектр своих навыков.

Между прочим, Джек не единственный играбельный персонаж. По завершении его эпизода инициатива переходит… В руки главного антагониста. Вам предстоит решить, по какому из двух возможных путей пойдёт дальнейшее развитие событий. Стоит заранее изучить, к каким последствиям приведёт сделанный выбор – для обоих вариантов расписана подробная подсказка. После подтверждения начнётся очередная киновставка, содержание которой будет зависеть от принятого решения (отснято несколько вариантов). Что примечательно, здесь нет главной линии и побочных ответвлений – любая версия сюжета доведёт вас до финала и в конце все эти развилки не будут иметь значения. Однако задумка повышает интерес к игре и мотивирует пройти её заново. Как в нетленном Heavy Rain, будет любопытно узнать, кто из спутников доживёт до развязки при той или иной схеме действий. Единственное, что портит настроение – открытая концовка, которая оставляет без ответов слишком много вопросов. Можно было бы рассматривать её как жирный намёк на будущий сиквел, но появится ли он когда-нибудь – также вопрос без ответа.

 

Хит, но не шедевр

В судьбе самой Quantum Break переплелось довольно много интересного. Изначально предполагалось, что это будет флагманский эксклюзив для Xbox One, по статусу сопоставимый с сериалом Uncharted из стана конкурентов. Но уже на ранних стадиях тестирования планы были пересмотрены и в список добавился релиз для ПК. Задумка с видео, врезанным в игру, тоже возникла не просто так. Консоль ещё до запуска позиционировалась как мультимедийный центр, работающий с телевизионным контентом. Microsoft подошла к этой идее с размахом и учредила в 2012 году дочернюю структуру Xbox Entertainment Studios – как раз для производства смежного теле-игрового наполнения. Просуществовала убыточная контора всего два года и уже в 2014-м была ликвидирована. Разработчикам игры пришлось вытягивать изначальную концепцию своими силами. В результате до 2016 года доехал уже далеко не тот грандиозный шедевр, который виделся на старте производства пять лет назад, а его изрядно притухший отблеск. Бюджет проекта пришлось ощутимо урезать, сэкономив в том числе на графике и визуальных эффектах.

Среди главных недостатков игры большинство критиков называет разрозненность её ключевых элементов. Кино само по себе, стрельба тоже. А ещё эти кипы документов, некоторые из которых совершенно неожиданно оказываются настолько важными, что случайно пропустив один файлик можно потерять нить повествования. А ещё эти совершенно чужеродные платформерные элементы, от которых Remedy упорно не хочет избавляться. Ещё в «Алане Уэйке» меня коробила опасность сорваться в пропасть с какого-нибудь бревна – игра же абсолютно не об этом! В «Разломе» таких вот «брёвен» заметно меньше, но они всё-таки выпирают наружу и портят настроение там, где ничего подобного не должно быть по определению. Ну и, наконец, вещи сугубо технические: однообразный дизайн боевых локаций, невысокий уровень AI (ох уж эти бесстрашные спецназовцы, прущие напролом в поисках бесславной гибели). Придраться есть к чему, для этого даже не нужно углубляться – проколы на виду.

Достоинства тоже очевидны. Финским кудесникам в очередной раз удалось с нуля создать игровую вселенную, населить её живыми людьми со своими проблемами и мотивациями. При этом Quantum Break намного в большей степени игра, чем пресловутый Alan Wake. Тогда закономерно возникал вопрос: «А нужен ли здесь геймплей вообще, может было бы лучше сделать интерактивную новеллу?». В этот раз баланс выдержан на порядок удачнее, экшен становится более насыщенным по мере прохождения и не успевает надоедать. Возможно, игра не совсем оправдала возложенные на неё надежды, но она бесспорно стала незаурядным событием, особенно для владельцев Xbox One, у которых своего «Анчартеда» нет и не предвидится. Теперь они смело могут ответить своим визави, что у тех нет и не будет своего «Квантового Разлома».


Автор:

Neon Knight