Быть Драконом

Они выросли вместе. Кирю, Нисики, и Юми. Мистер Фума заботился о сиротах, родители которых погибли из-за бандитских разборок. Кто-то оказался неудачливым якудза, кто-то – случайной жертвой якудза. Неважно. Теперь их дети жили одной семьёй в крохотном приюте под присмотром хорошего человека, а мистер Фума помогал им. Кирю и Нисики стали настоящими братьями. Они никогда не бросали друг друга в драках с местной шпаной и мечтали об одном и том же – работать у мистера Фумы. Хотя мистер Фума утверждал, что в якудза попадают всего по двум причинам: либо человек – дурак, либо одно из двух, пришёл день, когда парни сбежали в город. Конечно, чтобы стать якудза. А на прощание Кирю подарил Юми колечко…

Авторы абсолютно всех обзоров, которые мне удалось прочитать непосредственно перед знакомством с объектом статьи, называли Yakuza не иначе как «преемницей Shenmue». Притом, что сами разработчики божились в одном из интервью: мол, если бессмертное творение Ю Судзуки как-то повлияло на их проект, то незначительно. С какой стати так настойчиво сравниваются эти игры, я в конечном итоге понять не смог. Да, команда Тосихиро Нагоси воссоздала кусочек Токио, наводнила его толпами прохожих, позволила заглядывать в магазинчики, бары и прочие стрип-клубы. На первый взгляд, общее с недооценённым шедевром всех времён и народов прослеживается. В то же время рецензенты не забывали отмечать, что жанром FREE здесь даже не пахнет, а игровой процесс Yakuza – гремучая смесь beat’em up и jRPG. Действительно, большую часть времени нам приходится курсировать между расположенными в противоположных концах карты точками, то и дело ввязываясь в «случайные битвы», проходящие на отдельных аренах, попутно «прокачивая» свои бойцовские возможности. Даже всматриваясь в скриншоты сложно принять Yakuza за нечто похожее на культовое творение из эпохи Dreamcast. Вид от третьего лица: фигурка главного героя, топчущаяся на почтительном расстоянии от камеры – разве так было в Shenmue?

Однако журналисты всё же по-своему были правы: Yakuza – отличная вариация на тему Shenmue. Авторы проекта сумели ухватить самую суть. Конечно, «пострадало» буквально всё, начиная с боевой системы и масштабов доступного мира, заканчивая графикой. Не хватает чего-то другого. Без мелочей, вроде «Сатурна» в тумбочке или фигурок из автоматов-гасяпон в рюкзаке, неизменного конвертика с карманными деньгами каждое утро на столике в прихожей, наконец, без пищания встроенного в часы будильника в десять вечера, означающего «пора домой, а то няня будет волноваться», мир не кажется таким уютным. Зато сохранён дух великой игры. Когда Кирю обступает толпа самодовольных «братков» с бейсбольными битами наперевес, мы видим перед собой всё того же невозмутимого паренька Рё Хадзуки, с одинаковым хладнокровием выбивающего гнилые понты из банды уличных отморозков или из крутых мастеров всевозможных боевых искусств.

 

Недолёт

Он закурил и стал обдумывать своё положение. Прав был босс – по своей воле в якудза приходят только идиоты. Десять лет назад будущее казалось ясным. Дела шли отлично. Заслужить доверие руководителя клана непросто. Но он, Кирю, этого добился, ему позволили отделиться от семьи Фума и создать собственную. Рядом были лучший друг и любимая девушка. Неожиданно всё пошло прахом. Юми и Нисики угодили в скверную историю. Нисики вынужден был застрелить босса клана, защищая Юми от его посягательств. Так он сказал. Дабы выручить близких людей, Кирю взял вину на себя. Ему дали десять лет. Могущественный клан Тодзё, державший в кулаке половину Токио, после смерти лидера погряз в разборках между входящими в него семьями. Кое-кто был совсем не прочь половить в мутной воде рыбёшку. Десять лет спустя, накануне освобождения Кирю, вновь заварилась серьёзная каша. Его опять пытаются использовать. Ну уж нет. Пешкой в чужой игре он больше не станет. Главное – разыскать Юми…

Если в Shenmue каждый бой представлялся как значимое событие, понемногу раскручивающее грандиозное колесо сюжета, то в Yakuza драки – рутина, которой приходится заниматься в перерывах между просмотром замечательных роликов. Формула обычного современного боевика. Нет, на самом деле всё не так уж сильно запущено. Боевая система совсем неплоха, даже наоборот. В арсенале Кирю куча приёмов («прокачка» открывает новые). Схватки получаются очень зрелищными. Особенно круто смотрятся добивающие удары, связанные с полоской «духовной» энергии. Приложить противника фейсом о фонарный столб, а потом ещё добавить коленом по позвоночнику – милое дело. Жёстко? Да! Но, во-первых, по отношению к подонкам вполне оправдано, а во-вторых, ну очень захватывающе. Раскидав полдюжины настырных мордоворотов, погнув об их крепкие головы пару мусорных баков и сломав десяток деревянных ящиков, испытываешь моральное удовлетворение близкое к экстазу. Забавно выглядят немые сценки, когда после драки посрамлённые противники расстаются со своей наличностью. Точно так герой фильма «Шаолиньский футбол» забирал мелочь у мастера «сутулого» стиля. Восточные традиции… Однако в противовес всему этому веселью – раздражающе долгие загрузки боевых локаций. В самом начале случайные стычки особенно часты. Необходимо иметь поистине буддистский запас терпения, чтобы треклятый экран loading не отпугнул раньше, чем набирающий обороты сюжет захлестнёт с головой окончательно и бесповоротно.

Дабы помешать геймеру проскочить основную сюжетную линию на одном дыхании, разработчики добавили разнообразные сайд-квесты. Их много, они очень самобытные, вот только далеко не все, что называется, вписываются в контекст. Помогать бедолагам, на которых средь бела дня нападают бандюки – дело, безусловно, благородное. Но вот искать потерянный раззявой-клерком портфель, или пристраивать мазню непризнанного художника. Кхм… Хотя на картинах иногда получается неплохой бизнес. Особенно раздражает буквально воспетый прессой «отдых» с девочками в «хостесс-барах». Мол, пришёл, увидел и развёл. На деле это самый сложный тип миссий. Чтобы расположить к себе очередную куколку, необходимо соблюсти кучу условий. Перед свиданием использовать правильный парфюм, без ошибок ответить на дикое количество каверзных вопросов, угадать с подарком и не забыть про угощение. После пятнадцатого облома лично я готов был расплакаться. Всё это ради жалкой sms’ки с предложением встретиться. Тогда – о, чудо! – квест продолжится. Секретный босс, вылезающий после выполнения всех побочных миссий, право, не стоит таких мучений.

Sega не побоялась вложить в проект кучу денег (потрачено более двадцати миллионов долларов) – и не прогадала. Однако, несмотря на все достоинства, не покидает ощущение, что разработчики кое-где недожали. Тему не до конца раскрыли. Вот взять разборку с боевиками-якудза после долгожданной встречи с Нисики. Во время ролика, демонстрирующего свидание, мы окончательно вживаемся в образ главного героя. Благородство и несокрушимая сила переполняют Кирю, а когда дорогу преграждает бригада обнаживших мечи бойцов (прямо эдакие the crazy 88), он бросается на них словно дракон… В этот момент душа требует чего-то по-настоящему захватывающего, уровня грандиозной схватки на причале из первой Shenmue. Против Рё (да, с ним был ещё сын мастера Чена) тогда вышло семьдесят (!) молодцев, среди которых несколько крутых боссов. Вот это была славная охота! В Yakuza же после загрузки очередной арены остаётся разочарованно лицезреть жиденькую толпу гопников. Тьфу… Талант сценариста, коим выступил известный в Японии беллетрист Сэйсю Хасё, значительно превзошёл усилия остальной команды. Картина в целом получилась не слишком ровной. Мастерски взвинчиваемые писателем эмоциональные моменты криминальной драмы слишком часто не находят должной поддержки от геймплея, но ведь для сохранения правильной атмосферы именно она подчас критически необходима. В данном аспекте до Shenmue, мягко говоря, далековато.

 

Он улетел, но обещал вернуться…

Сюжет Yakuza вполне закончен и самодостаточен, но всё-таки в Японии анонс продолжения прозвучал уже вскоре после релиза. Неудивительно, ведь на родине этот крупнейший за последние годы проект компании Sega обрёл неслабую популярность. Разработчики пообещали ещё более закрученный сюжет, объявив при этом, что существенных новшеств в геймплее не планируется. Ryu ga Gotoku 2 вышла в декабре прошлого года и вновь угодила на верхние строчки хит-парадов. К счастью, работа над ошибками проведена серьёзная. Поначалу, правда, может показаться, будто авторы повели себя слишком уж консервативно. События развиваются на удивление предсказуемо. Мы посещаем старые локации, при знакомых обстоятельствах впервые бьёмся с крутым боссом, принимаем участие в подпольных боях без правил. Но дежа вю длится недолго. Очень скоро сиквел демонстрирует истинный потенциал, заложенный ещё в первой части. Число проходных стычек сводится к минимуму. Терзавший ранее вопрос «откуда только берётся всё это непуганое хулиганьё?» сменяется на «где бы найти противников?». Люди в курсе: Кадзама Кирю – человек авторитетный, связываться с ним себе дороже. Кланяются да извиняются. Им по барабану, что нам надо «прокачиваться».

Что характерно, экшена не стало меньше, но теперь практически каждая схватка двигает сюжет. При этом боевая система, вопреки опасениям, заметно улучшилась, сделавшись по-настоящему интуитивной. Возросла скорость движений, появилась возможность мгновенно переключаться с одного противника на другого; отныне не составляет проблемы единственным комбо накормить сразу нескольких агрессоров. Наконец, появилось куда больше QTE-сценок, знакомых всё по той же Shenmue. Самое отрадное – значительно повысилась сложность. Новая глава намного чаще бросает вызов геймеру. Выйдет ли Yakuza 2 на Западе? Пока не ясно. Англоязычный дебют оригинала в своё время вовсе не ознаменовался фейерверками да праздничными гуляниями. Вновь дали знать о себе коренные различия во вкусах публики из разных частей света. Человек, выложивший на www.gamefaqs.com полное прохождение обеих Ryu ga Gotoku, сокрушался по поводу отношения к проекту американских игроков. Мол, он ожидал нападки на кривую «боёвку», на назойливость случайных оппонентов и т.п. Но его соплеменников взволновали совсем другие «недостатки» – невозможность поменять Кирю цвет волос, сделать ему новую татушку и переодеть в джинсы. Как говорится, no comments…


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.