Чума XXI века

Путь к прилавкам четвёртой главы культового «ужастика» складывался непросто. Первый «движок», который должен был лечь в основу игры, впоследствии обернулся зубодробильным Devil May Cry. Вторая версия, где Леон Кеннеди получил главную роль, была вовсе отменена (теперь она известна как RE 3.5). В следующем сценарии планировалось показать крах мегакорпорации Umbrella, врагами вновь выступали привычные зомби. В очередной раз не сложилось. Наконец, финальная попытка (отчего цифра в названии получилась символичной) оказалась удачной. Несмотря на опасения фанатов, четвёртый Resident Evil по праву носит своё гордое название. Поначалу, конечно, может сложиться довольно стойкое ощущение, что изменения, затронувшие большинство аспектов геймплея, очень серьёзные, и перед глазами абсолютно новый проект, не имеющий ничего общего с предыдущими частями. Но чем глубже погружаешься в незнакомый мир, тем чётче осознаёшь – это самый настоящий «Резидент», где наряду с легкоузнаваемыми чертами, присущими сериалу в целом, воплощены самые дерзкие чаяния фанатов, истосковавшихся не только по «старому доброму», но и по свежим впечатлениям. Лозунг «То, о чём все так долго мечтали, но боялись спросить» в действии.

Итак, приступим к детальному вскрытию пациента. Сюжет особой оригинальностью не блещет: над миром вновь нависла биологическая угроза. Правда, на этот раз эпицентр расположен в Европе. Истоки таинственной истории покрыты мраком средневековья; известно лишь, что когда-то в глухой испанской провинции балом правила религиозная секта Los Illuminados. Тогда же появился Las Plagas – паразитирующий организм, который, попадая в тело жертвы, внедрялся в нервную систему, получая полный контроль над инфицированным. Люди каким-то чудом сумели справиться с напастью: сектанты были изгнаны, а источник заразы изолирован (погребён глубоко под землёй). Но ничто не вечно под луной. Уже в наши дни группировка Los Illuminados напомнила о себе. Культ Las Plagas был возрождён. Первыми жертвами паразита оказались аборигены, мозолистыми руками коих он был выкопан. Они же стали главным «пушечным мясом» в игре. Миссия Леона, приведшая его в богом забытое место, давно всем известна – он разыскивает похищенную дочь президента США. Конечно, совпадение не случайно, в грязном деле замешан коварный лорд Саддлер, главарь секты. Конечная цель злодея до жути тривиальна – получить мировое господство (Брэйн, что мы делаем сегодня вечером? Как всегда – захватываем мир, Пинки! (с)). Девчонка – лишь средство доставки Las Plagas в верхние эшелоны власти ядерной сверхдержавы. Таким образом, миссия по освобождению президентской дочки плавно перетекает в спасение мира.

 

Быстро и решительно

Игра практически с самого начала задаёт непривычно высокий темп. Первый же экзамен на выживание, устроенный жителями проклятой деревеньки, закачивает в мозг лошадиную дозу адреналина. Даже в надёжно запертом доме чувство опасности настигает буквально через мгновенье. Координируя друг с другом свои действия, бешеные фермеры окружают здание и начинают облаву. Одни ломают двери, другие приставляют лестницу к окну второго этажа, третьи атакуют с крыши соседнего дома. Всё это происходит под неумолимо нарастающий рёв бензопилы первого серьёзного противника – бугая с мешком на голове. Выбравшись из этой переделки, испытываешь неподдельное чувство облегчения, а затем с удивлением узнаёшь, что это была всего лишь небольшая прелюдия – основное действие ещё даже не начиналась. Притом, что интенсивность событий очень высока, на зачистку и исследование территорий тратится громадное количество времени, настолько они необъятны. Обширная сельская местность сменяется средневековым замком, в свою очередь уступающим место лабиринтам шахт; довершает картину огромный остров с секретной военной базой, разместившийся на втором диске.

Сельские жители, конечно, далеко не единственные противники на пути. Бестиарий более чем разнообразен: наряду с зависимыми от паразита существами, будь то сектанты Los Illuminados, спецназовцы или обычные серые волки, за Леоном охотятся твари поопаснее – всевозможные мутанты, жертвы экспериментов с использованием ДНК «Плагас». Некоторые из них достигают таких размеров, что выступают в роли боссов. Для эффективной борьбы со всем этим зверинцем к услугам героя предоставлен целый арсенал правильных «пушек». Некоторые можно раздобыть по ходу действа, но основным поставщиком служит экстремального вида торговец, обитающий в самых спокойных уголках – там, где обычно стоят сакральные пишущие машинки для сохранения. Кроме всевозможного оружия, загадочный субъект приторговывает другими полезными мелочами, вроде вместительных чемоданов (расширение места для инвентаря), бронежилетов и карт сокровищ. В ходе сеансов шоппинга также позволено модернизировать имеющиеся «стволы»: увеличивать убойную силу, скорострельность, ёмкость магазина и, что немного смущает, скорость перезарядки. Ввиду упразднения возможности пополнять обойму в окне инвентаря последний показатель стал важным, однако он скорее относится к «прокачке» героя и не совсем соответствует духу RE. Вопрос о том, что лучше, купить новое ружьё или проапгрейдить свой любимый шотган, здесь не относится к разряду риторических, уж поверьте.

Нововведение с торговлей вовсе не превращает RE4 в разудалую аркаду. Баланс соблюдён очень просто: боеприпасы купить нельзя – их, как раньше, придётся добывать самостоятельно. Кстати, там же, где и деньги – в шкафчиках, ящиках и с тел поверженных врагов. Причём до самого финала основной находкой остаются 9 мм патроны. Устойчивый дефицит на остальные заряды попросту не позволяет расходовать их необдуманно. Что, в общем-то, не вполне логично, на мой взгляд. Спрашивается, зачем выкладывать немалые деньги за мощную, но «непопулярную» пушку, которую, по большому счёту, всё равно придётся беречь для босса, хотя для того проще купить одноразовый, зато убойный «рокет лаунчер»? Впрочем, это уже детали. С голыми руками вы не останетесь в любом случае – даже если карманы опустеют, всегда при вас боевой нож, по размаху и эффективности больше напоминающий меч или мачете. Для него не нужно дополнительное место в инвентаре, под его использование назначена отдельная кнопка. Разительный контраст с ранними частями, где холодное оружие никакого сравнения с огнестрельным не выдерживало. До кучи, введённых в нокдаун оппонентов можно добивать рукопашным приёмом, что также снижает нагрузку на огнестрел.

Да, чуть не забыл. Тот самый пресловутый бинокль, которому так много внимания уделяла западная пресса, и который был доступен в играбельной «демке» BioHazard 4, в полную версию не попал! Вернее, номинально он как бы есть, но вот пользуется им Леон исключительно в сюжетных роликах. Кстати, о последних. Все они сделаны «на движке», благо качество графики позволяет, и рассчитаны на максимальную кинематографичность. Результат впечатляет. Постановка боевых сцен ничуть не уступает прославившимся на данном поприще произведениям Хидео Кодзимы, повествующим о подвигах бравого солдата Снейка, а дуэль на ножах с Краузером, одним из главных врагов Леона, выглядит даже посильнее. Capcom пошла ещё дальше, сделав многие из таких эпизодов интерактивными. В принципе, нечто подобное было ещё в первом Metal Gear Solid (помните камеру пыток?), но очевиднее всего такие сценки напоминают систему QTE из Shenmue: в непредсказуемый момент необходимо нажать определённые кнопки, высветившиеся на экране. Вариантов немного, но постоянно держать пальцы наготове не совсем удобно. Фишка широко используется для различных засад на героя, однако нередко, наоборот, приходит ему на помощь. Скажем, в битвах с боссами благодаря ей Леон ловко уворачивается от наиболее опасных атак. Подобная находка ещё сильнее обостряет чувство опасности и заставляет чётче концентрировать внимание.

 

Чутко и внимательно

Пришло время рассказать о самом главном и, в тоже время, самом неоднозначном новшестве RE4 – о так называемых «эскорт-миссиях». Собственно то, чего ради Леон отправился на задание – спасение Эшли из лап секты. В определённые моменты приходится сопровождать ведомую AI дочку президента, оберегая её от врагов (нечто подобное было в Dino Crisis 2). Дополнительный груз ответственности утомляет. Здоровья у хрупкой девчушки – кот наплакал, переигрывать целый эпизод по причине её гибели придётся довольно часто, учитывая нередко случающийся френдли-фаер. Можно, конечно, оставить обузу в каком-нибудь укромном месте и расчистить путь, действуя налегке, но слишком удаляться всё равно нельзя – беззащитного подростка попросту утащат до того, как вы примчитесь на крики о помощи. Иногда её можно спрятать в какой-нибудь контейнер или шкаф, такой способ более надёжен (вскрывать «бункеры» враги не умеют). Увы, нычки есть далеко не на всех локациях. Если девчонку всё же схватили, у вас останется немного времени чтобы отбить её обратно, однако действовать нужно крайне аккуратно – не хватало ещё пристрелить заложницу собственными руками. Хотя, сказать по правде, порой хочется именно этого, особенно когда Эшли начинает подавать свой противный писклявый голосок. Ей богу, озвучку персонажа стоило доверить какой-нибудь менее звонкой актрисе.

Болезненным для RE-комьюнити был также вопрос, сильно ли сместится баланс в сторону экшена, или всё-таки останутся серьёзные головоломки. Действительно, экшен теперь преобладает, а задачки в большинстве своём стали легче. Чаще приходится даже не мозги напрягать, чтобы пройти дальше, а планомерно производить какие-то манипуляции с рычагами и кнопками у какого-либо объекта. В некоторых случаях вам отводится второстепенная роль прикрытия: Эшли пробирается в недоступный для вас участок локации и неуклюже лавирует там среди толпы врагов, пытаясь потянуть злополучные рычаги. А вы мало того, что отбиваетесь от «своих» недоброжелателей, должны чутко присматривать за помощницей. Но унывать фанатам-староверам всё же не стоит – собирать половинки гербов, двигать статуи и решать ребусы с картинами также придётся. Без этого ещё ни один «Резик» не обходился! К слову, отсылки к предыдущим частям намётанный глаз замечает довольно часто, особенно в таких характерных местах, как замок и лаборатория.

Оформление Resident Evil 4 выше всяких похвал. Даже последние шедевры игростроения по уровню детализации и качеству спецэффектов вряд ли составят ему достойную конкуренцию. Достаточно сказать, что сам Леон построен из десяти тысяч полигонов, в то время как Снейк из Metal Gear Solid 3: Snake Eater всего-то из четырёх тысяч (тут примерно столько же потрачено на каждого рядового «колхозника»). Превосходное качество картинки, реалистичные спецэффекты, а также высококачественная анимация, в том числе лицевая (в роликах) – всё это способствует кинематографичности. Свою лепту в общую копилку вносят бесподобное звуковое оформление и атмосферная музыка. Также важны такие составляющие, как вид «из-за спины» и лазерный прицел, обеспечивающие точное наведение, плюс враги, старающиеся честно реагировать на попадания в различные части тела. Управление осталось довольно медленным, лишний раз подчеркнув его общеизвестные изъяны. В условиях, когда у оппонентов на порядок возросла прыть и появилась гадкая привычка окружать Леона, герою ощутимо не хватает мобильности. Стоит упомянуть о том, что жертвой мощной графики иногда становится фреймрейт – открытые ландшафты и толпы противников способны заметно его снизить.

Несмотря на некоторые недостатки, в той или иной степени неизбежные, Resident Evil 4 достойна занять первую строчку в списке «must have» для всех владельцев «Геймкуба». Обновлённая концепция позволяет рекомендовать свежий хит даже тем, кто прохладно относился к предыдущим эпизодам. Четвёртая часть сдвинула сериал с мёртвой точки, сохранив при этом преемственность и добавив новые штрихи к самой вселенной RE. С уверенностью можно говорить о том, что именно RE4 послужит отправной точкой для дальнейшего развития всей серии. Удачное возрождение знаменитого брэнда прошу считать состоявшимся!


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.