Этот свежий осенний воздух

Что, собственно, должен содержать стандартный обзор видеоигры? Информацию по всем её параметрам, минимум «воды» и максимум лаконичности. Ясное дело, что в статьях про известные всем хиты, вышедшие не вчера вечером, подавать такую информацию в голом виде смешно. Да, я несколько раз проходил эту замечательную вещь – пятую часть широко известного сериала Final Fantasy. Так получилось, что она для меня значит нечто большее, нежели просто неплохая jPRG со спрайтовой графикой. Тем не менее, я не буду ударяться в героический пафос вроде «вы крутые, если выбираете проверенную временем классику». Позволю себе лишь заранее предупредить тех, кто привык к футуристическим или стимпанковым экземплярам знаменитого игрового семейства: в этой главе не будет ни мрачных заводов, работающих во благо мировой гармонии, ни мечей-пистолетов. Пятая часть – сказка странствий. Иногда мрачноватая, иногда печальная, местами смешная и трогательная. Конечно, ведь её делали депрессивные сказочники из Square, любая фантазия которых является по-хорошему последней.

Да, я играл в эту игру. Я её проходил. Помню, одно из прохождений пришлось на осень 2002 года. Тогда я только купил PlayStation 2 и ещё не знал, что такое AMV-сцена. Будущее казалось мне радостным и безоблачным! Новую приставку я решил опробовать на переиздании далеко не свежего блокбастера, это мне казалось экстравагантным (хотя надо учесть, что оригинальная версия для SNES не покидала пределы Японии, поэтому не имела официального перевода на английский). Осень выдалась дождливая и холодная, пахло мокрой древесиной и опавшими листьями. Именно этот холод, именно этот запах, именно эта осенняя свежесть – всё это помогло мне окунуться в волшебный и загадочный мир. Я думаю, что там, по ту сторону экрана, были именно эти запахи. Собственно, только ленивый читатель пафосных книг думает, будто можно совершить героический поход, оставаясь в тепле и сытости. Нет, участники приключений спят на голой земле, укрываются от дождя под раскидистыми ветками случайного дерева, мёрзнут под звёздным небом… Приключения просто обязаны быть холодными, пахнуть мокрой землёй и грязью. Но ведь это так замечательно, не находите?

Всякая игра серии Final Fantasy не похожа на остальные, пятая же выделяется особенно. Сюжет и ролевая система здесь совсем не такие, какими привыкли их видеть любители jRPG второй половины девяностых годов и далее. Система «работ» раньше использовалась в FF 3, да и странный сценарий легко объяснить отсутствием сформировавшихся канонов, когда бы не одно «но». Просто пятая часть явно относится к более позднему и зрелому периоду жизни жанра, опытный геймер чувствует это сразу. А в сюжете отсутствует love story, вы представляете? И «работу» (по другой терминологии – «класс») героям вы можете задать собственноручно – если хотите, они у вас все будут пафосными мечниками (как главные герои в других японских ролевых играх). Это всё выглядит как оригинальные, интересные находки, а не как прощальная песня старых jRPG-штампов спрайтового периода. Что говорить, даже музыка здесь выделяется, кажется какой-то особенной (впрочем, Нобуо Уемацу никогда не повторялся). Теперь вы, надеюсь, понимаете, откуда эти ассоциации со свежим, бодрящим осенним воздухом? После всех штампованных историй о несчастной любви, где каждому из парней и красавиц уготовлена заранее известная роль, какое удовольствие – окунуться в столь самобытную и по-своему целостную историю, где роли у персонажей практически отсутствуют полностью, но аскетизмом и отказом от формальностей она не вызывает ничего, кроме моего одобрения! Тем не менее, если уж говорить о классических японских ролевых играх, то нельзя обойтись без упоминания FF V. Соблюсти традиции, но при этом остаться цветком, не похожим на другие – это даже не искусство. Игра вышла такая, какая есть.

Если подробнее, то job system работает примерно вот так. В первой трети пути количество доступных «работ» постепенно увеличивается. Вы сами вольны назначать их участникам вашей партии и, таким образом, конструировать совершенно разные по функциональности коллективы. В процессе развития персонаж получает новые умения, использовать которые можно даже после смены профессии. Поменять специальность легко – сильный воин моментально становится хиленьким волшебником, священник беспрепятственно получает право изучения чёрной магии. Забавно, не находите? А сколько простора для тактики получается, вы даже не представляете. При этом баланс доведён до совершенства, все ремёсла приблизительно равноценны. Ролевая система — одна из главных достопримечательностей. То, о чём все вспоминают, когда речь заходит о ней. Тот самый осенний вихрь, в котором кружится огромное количество вариантов. Его подбадривает сильный сквозняк – достаточно высокая сложность. Непроходимых мест нет, но иногда необходимо целенаправленно прокачивать своих героев и находить правильную тактику борьбы с боссами.

Конечно, сложность подогревается психологической атакой – ураганом адреналина в образе апокалипсического сюжета. Героям буквально приходится выживать, каждый новый шаг даётся им всё труднее. Вроде, как обычно… Но нет. Мир начинает страдать с самого начала, мы знаем главного злодея в лицо. Страдает мир, действительно, очень сильно – происходят природные катастрофы, непосредственно связанные со стихийными кристаллами (знакомая вещь, не правда ли). Природа медленно погибает, все города, куда бы героев ни занесли странствия, терпят бедствия. В каком-то смысле, это по-хорошему гнетёт, заставляет переживать – сколько раз партия встречается с упадком лицом к лицу. Тем не менее, сюжет может показаться странным и даже примитивным, не дотягивающим хотя бы до уровня предшественниц. С моей же точки зрения, он просто необычный. Как я уже говорил, там отсутствуют малейшие намёки на приевшиеся love story. Очень трудно выделить главного героя, хотя формально им является путешественник Butz. Скоро к нему присоединяется принцесса, чудаковатый старик и самоуверенный пират, поначалу захвативший партию в плен. Команда собирается очень быстро, появление пятого участника становится лишь композиционной необходимостью – по сути ничего не изменится. Здесь нет никаких сюрпризов вроде новых партийцев, появляющихся в конце предпоследней главы. Мне это нравится. Если вы вспомните о системе, то поймёте, что так должно быть.

Вот проходят наши странники через горы, сражаются с морской стихией, исследуют древние библиотеки и ужасные пустыни. Как осенний лист, летят они по страницам своего повествования, к очередному боссу, великолепно исполненному художником Йоситакой Амано. О, да! Здесь не какие-то невнятные полигональные модели, здесь – картины талантливого автора, рисованные чуть ли не от руки. Каждый босс (не ищите красоты в рядовых противниках, гении по мелочам не размениваются) – это средневековая живопись и античная скульптура в одном спрайте. Не думайте только, будто таким образом я призываю вас возлюбить старые игры. В моей любимой Wizardry: Tale of the Forsaken Land для PlayStation 2 тоже было много замечательных артов, несмотря на полигональность и 128-битность. Вот только почему этот ход так редко используется? Ну а музыка? Она полностью соответствует общему настроению. Фольклорные, маршевые, магические мелодии – я считаю, FFV обладает одним из лучших саундтреков вообще. Музыка во время сражения, персональный мотив воина Гильгамеша и, конечно же, феерическая финальная тема – все эти творения навсегда останутся в моём сердце. Это – не безликое сопровождение, играющее в качестве фона. Если композитор имитирует музыкальные произведения далёкого времени, он должен соблюсти их законы и сделать любую свою балладу запоминающейся. Каждая битва – словно последняя, дорога из одного города в другой – тяжкая. Всё это вы почувствуете благодаря легендарному автору и дирижёру Нобуо Уемацу. А в конце героев непременно обдует свежий осенний ветер.

 

Коротко о героях

Имя: Butz Klauser

Возраст: 20 лет
Рост: 176 см.
Вес: 58 кг.

Butz – путешественник. Не буду петь ему дифирамбы – по сути, стереотипный персонаж японских ролевых игр. А может ли быть иначе, ведь он является проекцией геймера в виртуальности. Тот, с кем можно себя ассоциировать, не боясь ошибиться. Тем не менее, в отличие от молчаливых бойцов того же Breath of Fire, он имеет своё мнение и характер. Несколько вспыльчив и, в то же время, не очень демонстративен. Не всегда идеален, что таить греха. Именно такой протагонист нужен этой игре. Родился в деревушке на краю мира, но игрок туда попадёт далеко не в начале долгого приключения.

Имя: Lenna (Reina, в английской версии) Charlotte Tycoon

Возраст: 19 лет
Рост: 161 см.
Вес: 45 кг.

Lenna – принцесса, младшая дочь местного короля. Её не смущают многочисленные трудности, и уж точно её не придется постоянно спасать из лап шаблонных злодеев (хотя, один случай припоминается). Тем не менее, она женственна. Она женственна и этим противопоставляется своей сестре Faris, другому важному персонажу.

Имя: Faris Scherwiz

Возраст: 20 лет
Рост: 172 см.
Вес: 53 кг.

Наглый, немного нервный пират, первоначально захвативший доблестную команду в плен. Слегка хвастлив, любит свою «домашнюю» зверушку – морского дракона Syldra. Чем не вариант для главного злодея? Впрочем, всё оказалось очень непросто. Практически в самом начале приключений (это не самый ужасный спойлер, что вы читали) сей бравый моряк оказывается… женщиной! Её приютили и воспитали пираты. Конечно же, своё происхождение она ведёт далеко не из простых земледельцев. Она выдаёт себя за мужчину чтобы выжить в суровом мире флибустьеров. Впрочем, ей понравилась жизнь, полная приключений. Самый оригинальный персонаж.

Имя: Galuf Doe

Возраст: 60 лет
Рост: 168 см.
Вес: 64 кг.

О, мой любимый герой! Пожалуй, один из самых обаятельных персонажей во всей линейке игр от Square. Пожилой, но не утративший жажды жизни, обладающий подлинным чувством юмора человек. Собственно, игра начинается с падения метеорита и последующего обнаружения сего чудака, лежащего рядом. Конечно же, он потерял память. Конечно же, в процессе он вспомнит всё, пролив свет на прошлое некоторых других героев.

Имя: Kululu Baldesion (в английской версии Krile)

Возраст: 14
Рост: 154cm
Вес: 40kg

Собственно, внучка предыдущего персонажа. Маленькая и трогательная девочка, хочет быть достойной своего предка. Дальше ничего не буду о ней писать – вы всё и так знаете не хуже меня. 😉

Имя: Exdeath

Возраст: вечность
Рост: очень высокий
Вес: он убил всех, кто попробовал его взвесить

Мужчина, определённо, в самом рассвете сил. Как положено любому главному злодею, достаточно безликий товарищ. Отличается целеустремлённостью и находчивостью. Часто встречается на пути партии. Выглядит, разумеется, очень пафосно. Когда-то его уже побеждали, но он очень любит получать по шлему от маститых героев.

Имя: Волк

Род занятий: волк
Возраст: волк
Рост: волк
Вес: волк

Человекообразный прямоходящий волчара – герой не только этой части FF. Надо сказать, что в мире Final Fantasy V есть целая раса волков, похожих на людей. Речь идёт о конкретном представителе оной, что встретится в тюрьме одного из многочисленных замков. Если его выпустить из клетки, то некоторые сундуки окажутся пустыми, а если не выпустить – вас будут мучить угрызения совести за то, что вы не помогли человеку… То есть, волку. Ещё раз этот хитрый зверь появлялся в шестой части, где грозился учинить расправу над муглом. Вероятно, из него хотели сделать Сида-нормер-два (одного из героев любой части FF обязательно зовут Сид, здесь он выступает в качестве учёного а-ля Ломоносов), но потом забыли эту замечательную идею. Также присутствует другой, более значимый для сюжета персонаж-волк, но об этом, как говорится, мы расскажем в следующей серии…

Имя: Merugene

Возраст: прилично ли спрашивать?
Вес: ещё более неприлично спрашивать, чем возраст
Род занятий: подчиняться Exdeath’у, бегать обнажённой по лесу

По сути, один из рядовых и не самых запоминающихся боссов – такой же эпизодический персонаж, как Волк. Тем не менее, есть несколько причин обратить на неё внимание. Во-первых, не зря момент битвы с ней вынесен в финальные титры. Во-вторых, это – единственный случай, когда розововолосую принцессу придётся спасать (когда она играет сюжетную роль принцессы ;)). В-третьих, дамочка послужила прообразом для одной из героинь аниме Vampire hunter D: Bloodlust, дизайны персонажей к которому разрабатывал тот же самый Йоситака Амано. Ну и, в-четвертых, это чуть ли не единственный «человеческий» босс во всём сериале, выходящий на битву… Полностью обнажённым. Так почтим же память этой прекрасной женщины, осмелившейся лечь на амбразуру не только накаченной в боях грудью, но и упругим животом, сильными ногами, большими глазами, шикарными волосами. Вероятно, это была попытка подружиться с партией, продемонстрировав свою полную беззащитность. Нормальные герои принципиально не признают компромиссов – её аппетитное тело, вместе с маникюром, бёдрами и ресницами, было скормлено голодным summon’ам, которые его долго и тщательно переваривали.

=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=

Ну а что сказать под конец сего странного опуса? Многие относят Final Fantasy V к очень старым игрушкам, но лично у меня, в силу большого стажа, несколько другие понятия о возрасте игр. Европа и США впервые увидели её только на PS one, но она оказалась адекватна этой платформе. Ролевая система сделала своё дело, а спрайтовая графика, поначалу шокировавшая, оказалась не такой уж редкостью для этой 32-битной приставки. Когда нам кажется, будто очередной технологический виток полностью уносит нас в мир новых возможностей, всё возвращается на круги своя. Нет смысла делить игры на новые и старые, да ещё писать пафосные слова с целью оклеветать все новинки. О графике в своей статье я не сказал ни единого слова, поскольку нет эталонов, по которым она могла бы оцениваться. Лучше поиграйте сами в FF V, или идите спать…


Автор:

Александр «Alexman» Сергеевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.