История длиною в жизнь

Не радуйся, когда найдёшь, не плачь, когда потеряешь

Народная мудрость

 

Терять всегда тяжело, особенно когда уходит из круга обыденных вещей то, с чем давно сжился и чем всегда дорожил, что никогда не будет забыто. Особенно тягостно, если это не «что», а «кто»… Главного героя Shenmue, простого парня Рио Хадзуки из Йокосуки, постигла нелёгкая участь сироты. Тревожное возвращение домой, китайский мафиози в семейном додзё, похищение родовой реликвии, в конечном итоге – гибель любящего и любимого отца… Затем – тяжёлые переживания, горечь утраты и… Желание отомстить. Таков зачин саги Shenmue, запомнившейся нам, в первую очередь, благодаря максимально приближенному к реальности отображению жизни, пускай воссозданному посредством телевизионного экрана. Очень тяжело определить жанровую принадлежность игры, если не принимать во внимание данную самими разработчиками странную формулировку Full Reactive Eyes Entertaiment (FREE) . Более того, думаю, попытка вписать творение Ю Судзуки в какие-либо устоявшиеся рамки следует приравнять к насильственному клеймлению свободного человека тавром бесправного раба. В конце концов, не нужно быть семи пядей во лбу, дабы понять простую истину: «Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам».

Мастерски созданная смесь из коварных происков головорезов, древних азиатских легенд, поистине высоких чувств и просто добрых человеческих отношений в данном случае составляет как раз ту непостижимую субстанцию, которую мы, геймеры, называем Великой Игрой. Начав поиски убийц отца с опроса соседей («а вы не видели чёрную машину?»), Рио доводит дело до сведения счетов с боссами преступных группировок. Он борется не только ради удовлетворения своего желания поквитаться, но и для обеспечения безопасности своих знакомых, друзей, близких. В конечном итоге, старания юноши не пропадают даром. Герой по праву заслуживает всеобщее уважение, а при необходимости получает неоценимую помощь окружающих, полезную для выполнения отнюдь не лёгкой миссии. Кто-то недовольно фыркнет – опять, мол, героизм, да рвение во благо народа. Банально! Нет, в Shenmue напрочь отсутствуют слащавость и сентиментальность, присущие замусоленным историям про принцев на белых козлах. Это мир, где живём все мы, срез одного из его многочисленных пластов.

Мысли роятся в голове, пытаешься осознать что-то из увиденного, но эмоции всё-таки одерживают верх, давая волю разбушевавшемуся восторгу. Dreamcast была отнюдь не слабой системой для своего времени, но такие красоты даже на ней мало кто тогда надеялся узреть. Графика поражает, притом никакого «торможения» картинки не возникает. Помимо сногсшибательно детализированных городских пейзажей следует отметить сверхреалистичные погодные эффекты. Дождь идёт, словно настоящий, унылые прохожие раскрывают зонтики, а небо при этом затянуто серыми массивами облаков. Пасмурными зимними днями можно, проснувшись утром, обнаружить окрестные дороги заметёнными лёгким снежком. Смена погоды, времени суток, крики пролетающих ворон, этнические мотивы прекрасной музыки на заднем фоне – всё это создаёт соответствующее настроение и помогает слиться с игровой атмосферой в единое целое. Техническая реализация не даёт повода задуматься об «искусственности» происходящего, напротив, единожды вжившись в образ Рио, вы навряд ли захотите выйти из него до тех пор, пока последняя строчка финальных титров не окажется поглощённой верхней границей экрана.

Случалось мне встречать людей, считающих игру абсолютно бесцельной. Как это ни странно, Shenmue очень близка к своеобразному «симулятору жизни». В ней всё движется своим чередом: люди работают, отдыхают, общаются, даже справляют естественные потребности, причём привычные всем элементы человеческого существования лежат на поверхности – чтобы видеть своими глазами жизнь простого люда во всех подробностях, не нужно прилагать совершенно никаких усилий. За многочисленными событиями, внесюжетными квестами, регулярными посещениями соседей, походами в магазин и прочими суетными вещами как-то теряется и отползает на второй план основная задача. Через какое-то время приходит более глубокое понимание происходящего, геймер начинает просто-напросто жить в этом мире. Здесь можно (даже нужно!) затягивать ход действия, поминутно отвлекаясь на различные, казалось бы, маловажные события, меняющиеся с каждым новым днём.

Разумеется, не обойдётся в виртуальной реальности без опасностей. Скажем, вышел герой из дому, а навстречу – пара уличных вымогателей. Тут уж нельзя мешкать, недаром же отец обучал Рио боевому искусству. Боец из нашего подопечного получился, мягко говоря, неслабый, так что отпор дать он сумеет многим. Боевая система проработана не хуже иного файтинга, что само по себе неудивительно, ведь Ю Судзуки – «отец» Virtua Fighter, помимо прочего. Множество разнообразных спецударов, арсенал которых пополняется немалым количеством новых техник, не раз поможет молодому воину в малоприятных встречах. Существует ещё один способ задать жару оппонентам (или просто избежать опасности) – Quick Time Events. Например, когда Рио не совсем готов к достойной встрече внезапно появившейся угрозы, или же требуется кого-то аккуратно защитить, то вместо стандартного режима драки активируется тот самый QTE. Суть состоит в следующем: на экране на короткое время появляется изображение кнопок джойстика, которые нужно успевать нажимать. Если замешкаться, в лучшем случае будет предоставлена ещё пара попыток, в худшем – придётся проходить эпизод заново.

Посетив даже самый маленький район города, каждый заметит своеобразные местные достопримечательности, вносящие бесценный вклад в общую, без того колоссальную привлекательность игры. Воистину, Shenmue не была бы собой, если бы отсутствовали эти магазины с тоннами нужных и не очень товаров, частные ресторанчики, залы аркадных автоматов (где можно насладиться классическими хитами от Sega – Hang-On и Space Harrier), туристические агентства и прочие заведения, двери которых всегда открыты. Сотни разномастных NPC также вносят посильную лепту, помогая достичь конечной цели. Причём практически все, начиная со снующих тут и там прохожих, вечно занятых и не расположенных к разговорам, заканчивая «важными шишками» подпольных организаций. Кто-то проигнорирует незаметного мстителя, кто-то поможет добрым советом или ценной информацией, иные – безуспешно попытаются вложить ума… Словом, всё идёт своим чередом, как в нормальной цивилизованной жизни. Нелинейность сюжета регулярно выходит на передний план, выводя порой из, казалось бы, неразрешимых тупиковых обстоятельств. Пройдя однажды игру, к ней хочется вернуться вновь – при каждом новом прохождении Shenmue преподносит всё новые и новые неожиданности, просто-таки заставляя исходить себя вдоль и поперёк от начала до самого конца.

Какой бы сложной ни была Shenmue, оценивать её очень легко. Практически идеальный в техническом плане проект, сдобренный лихо раскручивающимся сюжетом, огромным по своему размаху и чрезвычайно интересным. К услугам игрока – тысячи приятных мелочей, вроде плеера со сменными кассетами, тамагочи-квеста с котёнком, местных «Киндер-сюрпризов» (хех…) и множества других, маленьких и больших, но всегда приятных дополнений, чудесным образом преображающих геймплей. Не увидеть Shenmue своими глазами просто непростительно. Уникальная игра, достойная всяческой похвалы и статуса живой легенды, уподобиться которой смог лишь её блистательный сиквел.


Автор:

Dispeaker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.