Многие наверняка знают, что сериал Yakuza – наследник легендарной Shenmue. Про это даже в «Википедии» написано! Действительно, трудно не заметить сходства – уши торчат, как говорится, изо всех щелей. Но наследник получился довольно специфический. Он не вобрал в себя лучшее из придуманного креативным дядюшкой Ю Судзуки жанра FREE и не двинулся по тому же пути дальше. Наоборот. Отбросив большинство передовых идей, отказавшись от масштабности охваченных мест и событий в пользу уютной местечковости, серьёзно ограничив интерактивность окружающего мира, этот продолжатель рода едва ли выдерживает прямое сравнение с «Шэнму». Однако почтенной публике упрощённый подход пришёлся по душе. Во многом благодаря тематике: разборки японских мафиозо в центре Токио цепляли покруче приключений наивного паренька.

Если кто не в курсе, автор «Шэнму» планировал выпускать новые главы (читай, номерные части, о DLC в начале нулевых разве только мечтали) чуть ли не по несколько в год, объединив добрые полтора десятка таких глав общим сюжетом. Дело, к сожалению, не пошло, вялые продажи вынудили Судзуки cкомкать историю. Во вторую часть он налепил сразу несколько чаптеров. Но и это не спасло. Некоторые ждут третью часть, чтобы узнать, чем же всё закончилось. Наивные. Тот откровенно созерцательный настрой, что сквозит в роликах и на скриншотах кикстартерной «Шэнму 3», вот чеслово, не оставляет даже призрачных шансов увидеть развязку или хотя бы какие-то серьёзные подвижки в сюжетном плане. Собственно, то же подтверждает и сам господин Ю в своих немногословных интервью. Мол, надо ещё крепко подумать, как бы так исхитриться, чтобы ничего не упустить, не растянув при этом эпик ещё лет на -дцать. Думайте, думайте, сэнсэй! Японцы хоть и долгожители, но лучше всё же поторопиться. Возвращает ли «Кикстартер» вложенные деньги, ежели чего?..

 

Будь драконом, но не стань чудовищем

А ведь авторский замысел угадывался уже в первых частях. В каменном лице Лан Ди (главный антагонист, убил отца Рё, отомстив за смерть своего отца), если присмотреться, несложно разглядеть черты простоватого паренька, почти близнеца Рё Хадзуки. В свою очередь, по-юношески мягкие черты у Рё дополняет колючий взгляд, не предвещающий ничего доброго обидчикам. Да это же старая, как мир, притча о драконе! Которого невозможно победить. Помните советский мульт? Смельчаки пытались убить дракона и в итоге сами превращались в точно такое же чудище, слуги которого кошмарили подданных. Но нашёлся мальчишка, который убил и не превратился. Почему? Да потому, что сердце у него было доброе, а душа чистая. Вот так вот. В «Шэнму», конечно, всё немного запутаннее, но не зря же Рё искал китаянку Шэнхуа. Она не только даст ему оружие для победы, будь то секретное зеркальце или волшебный меч, но и убережёт от страшной участи повторить судьбу предшественника. Как черепаха мальчика в притче научила: «Гляди в себя!». Так и будет, вот увидите. Хотя, кто этих баб разберёт? Может, настоящая любовь – не такая уж крутая штука, как мечтает Моня, и китайская ведьма задаст жару Рё покруче любого дракона? Ладно, чёрт с ней, с этой философией, речь вообще-то не о ней. Давайте вернёмся к нашим якудзам.

В отличие от Ю Судзуки, создатель «Якудзы» Тосихиро Нагоси, судя по всему, никаких особенно грандиозных планов поначалу не вынашивал. История, рассказанная в первой части – самостоятельное законченное произведение, которое вышло из-под пера довольно известного (в узких кругах, разумеется) писателя, набившего руку на бульварных романах. То, с какой лёгкостью автор распорядился возрастным потенциалом героя, как бы намекает, что ни на какие циклы с общей сюжетной канвой он не оглядывался. Мы узнали, что Кирю Кадзума рано потерял родителей, попал в детский приют под бандитской опекой, обрёл там брата и сестру (вернее, брата и первую любовь). Когда подрос, вступил вместе с братом в ОПГ своего благодетеля. Пытаясь защитить близких, взял на себя вину за убийство большого босса. Отсидел десятку, вышел и понял, что его подставил самый близкий человек. Перед нашими глазами, пусть вскользь, прошёл фактически весь жизненный путь героя. Его становление, преступление, наказание, раскаяние и заглаживание грехов. Главный итог – спасённая жизнь маленькой девочки Харуки, дальнейшая судьба которой зависела от Кирю. Он стал ей приёмным отцом.

В оригинальной японской версии игра называется Ryuu Ga Gotoku, или «Подобный Дракону», и это звучит почти как «Подобный Шэнму». В смысле, подобный тому дракону из притчи, которого выше я увязал с «Шэнму». Параллели действительно напрашиваются. Дракон здесь – не столько олицетворение благородства, силы, доброго начала и прочего бла-бла-бла из китайской мифологии, что отражает татуировка на спине героя, но и символ весьма трудной борьбы с собственными пороками. Победив которые, Кирю должен вылепить из Харуки настоящего человека, а не ещё одного дракона, исправив тем самым свою собственную судьбу.

Понимал ли мотивацию своего героя Тосихиро Нагоси? Думаю, вряд ли. Если о чём-то и догадывался, то только в общих чертах. И внешним видом, и повадками Нагоси напоминает скорее сутенёра мелкого пошиба (типа Шизы), чем мало-мальски серьёзного авторитета и сильную личность. Масштаб явно не тот. Конечно же, после успеха первой части, Нагоси налепил кучу продолжений. Фактически осуществил мечту дедушки Ю. Но, в отличие от Ю, по большому счёту ему нечего было добавить даже в Yakuza 2. Его «Древо жизни» («шэн-мю», яп.) не расцветало от серии к серии. Оно увядало. Его ветви искривлялись, как бы обозначая сначала даблфейспалм, затем трайпл, ну и т.д. В каждой новой части Кирю становился всё тупее (деградируя, видимо, до уровня самого Нагоси), Харука взрослее, проблемы у японской мафии, которая никак не отпускала нашего героя, всё более надуманными и высосанными из пальца, а заставки – длиннее и зануднее. В конце каждой серии кто-нибудь обязательно спасал Кирю от неминуемой смерти, загораживая своей тушкой от коварной предательской пули; несколько раз он всё же «умирал». Но шапито неизменно начиналось заново. С новой цифрой в названии и воскресшим героем.

 

Провал на главном направлении

Лично я на определённом этапе понял, что играть лучше в японские версии каждой новой части. Кроме очевидных на первый взгляд преимуществ – нет необходимости годами ждать локализацию, на месте весь контент без дурацких цензурных купюр – есть и неочевидные, но более весомые плюсы в таком подходе. Когда весь экран в непонятных иероглифах, можно на ходу придумывать собственную историю, в которой бесконечные диалоги будут казаться более осмысленными, а сюжет – захватывающим. Так в «Якудза 3» я воспитывал на загородной базе маленьких киллеров (да, мой Кирю отличается от канонического). Свою новую группировку. Один из этих щенков возомнил, что он уже достаточно крут, и чтобы доказать это, решил втихаря завалить местного авторитета из конкурирующего клана. Устроить всем нам грёбаный сюрприз. И бесследно исчез. Я сел на измену. Подопечный не настолько хорош, чтобы справиться с седым паханом. Если его взяли люди седого, парня могут расколоть. И тогда начнётся жестокая война или даже охота, а мы к ней ещё не готовы. Надо срочно его вытаскивать! Все ко мне! Где его видели последний раз? Ищите, поставьте на уши весь город, пытайте бомжей! Ну, вот, как-то так представлял я себе перипетии сюжета. Позже, в инглиш-версии, конечно же, настигло полное разочарование, совсем неинтересно было решать проблемы сопливых молокососов. До самого конца игры приходилось с горечью открывать правду. Западную версию следующего эпизода я намеренно пропустил. Такой детсадовский якудза меня не радовал.

Третья и четвёртая части никак не расширяли вселенную. Паразитирование на старых идеях продолжалось. Основной сценой оставался давно уже осточертевший Камуро-тё, площадь которого пытались искусственно расширить. Сначала за счёт крыш, потом он прирос сетью подземных парковок и новыми подворотнями. Но свежести ощущениям обследование этих куцых островков новизны почти не добавляло. Скорее, наоборот, навевало ещё более беспросветную грусть и тоску. На сериале можно было бы окончательно поставить крест, но разработчики внезапно пообещали настоящую революцию в следующем, пятом выпуске. Кому-то эта революция мерещилась в куче новых локаций по всем уголкам страны и уникальных (можно, конечно, закавычить) геймплейных элементах, вроде работы таксистом. Для меня важнее было другое. В пятой части для совсем уже взрослой Харуки готовился отдельный сценарий, который, как вы понимаете, должен был пролить свет на результат усилий Кирю-отца, а заодно прояснить, насколько важным был для Тосихиро Нагоси посыл, оставленный в финале первой части. Ну, то есть, ожидалось явление, сравнимое с выходом «Шэнму 3», никак не меньше.

Ожидания в плане геймплея, конечно же, не оправдались. Не изменилось ровным счётом ничего. Нет, новые локации и такси – на месте. Но в целом все игровые условности остались в первозданном (читай, примитивном) виде. Те же идиотские квесты из серии «принеси, подай». Те же абсолютно идиотские ситуации. Хулиганы хотели прибить бездомного пёсика булыжником, очередная сикуха загородила собачку и чуть сама не огребла по черепушке. Вовремя появился (Судья Дредд) Кирю и всех убил. Двоим сломал позвоночник, приложив о фонарный столб, одному стёр лицо об асфальт. Судя по остервенелым движениям, не просто до крови, а совсем, в ноль. Ещё одного утопил, швырнув в канал, а последнего забил скамейкой. Заслужили ли бедолаги жестокую смерть? Я не знаю. Давно перестал обращать внимание на такие мелочи.

Но что же Харука? Удалось ли ей вдохнуть в сериал новую жизнь? Инфантильная дочурка, которая всегда вела себя тише воды и ниже травы, всё это время мечтала о карьере поп-певички! Вот наконец она выросла и отправилась на «Фабрику звёзд» в Осаку, по дороге полируя асфальт рожами гопников, круша черепа и ломая хребты наглым бомжам не хуже приёмного папаши. Мдя… Многие мечтали о такой революции? Ну, ладно хоть дядюшка Акияма не сделал бедняжку одной из своих проституток. Короче, массовый кунилингус от благодарного господина Нагоси многочисленной японской аудитории игры (это, как известно, школьницы) засчитан. Если уж забивать на морализаторские посылы, девчушку можно было сделать настоящей оторвой. Покруче героини «Васаби», учитывая, в какой атмосфере воспитывалась и что успела повидать Харука. Возможно, тогда для бесконечного насилия над японской шпаной появилось бы хоть какое-то оправдание. В конце концов, она могла повстречать Чёрную пантеру, героя портативной дилогии с PSP, влюбиться и, тем самым, ввести свежую кровь в основную серию. История в духе «Натянутой тетивы» Ким Ки-Дука пришлась бы в самый раз. «Старик» Кирю растит себе будущую жену из маленькой девочки, терпеливо дожидаясь её совершеннолетия. И вот, когда до желанного дня остаётся совсем чуть-чуть, появляется этот смуглый парнишка в динамовской олимпийке… Отличная вышла бы история с азиатским колоритом про смену поколений. Это было бы реально круто! Если класть большую кучу на наследие оригинальной «Якудзы», то делать это надо с фантазией. Я так думаю.

Несмотря на некую знаковость пятой части, ничем особенным из общего ряда она не выделилась. Даже по накалу идиотии не смогла превзойти предыдущие эпизоды. Очередные разборки за власть над кланом Тодзё. Крыша башни «Миллениум» как финальная арена (в какой уже раз?). Ну и, забыл упомянуть. Харука в итоге всё же заявила перед армией оголтелых фанатов, что весь этот шоубиз не для неё, попутно сдала Кирю, назвавшись дочерью якудзы. Папаша отправился на нары, а дочка вернулась в приют, к своей семье. Точку поставить не удалось. Тем не менее, разработчик взял таймаут. Шестая часть вышла буквально на днях, спустя целых четыре года после релиза предыдущей. Конвейер, конечно, не простаивал. За это время успели выпустить спинофф, приквел и римейк первых двух частей с PS2.

 

Дополнительный контент

Спин-оффы «Якудзы» выгодно отличаются от номерных выпусков. Прежде всего потому, что сценаристы опираются не только на свою больную фантазию, но и на реальные исторические события, многократно описанные в литературе и кино гораздо более талантливыми людьми. Здесь фанатов всегда ждёт настоящий праздник. Знакомые герои отправляются в прошлое, в феодальную Японию. Там они разыгрывают на новый лад широко известные сюжеты. В Kenzan! (с которого «Якудза» когда-то стартовала на PS3) Кирю Кадзума превращается в Миямото Мусаси, а в Ishin! (первая игра серии на PS4) подменяет сразу двоих – капитана третьего подразделения Синсэнгуми Сайто Хадзимэ и главного японского революционера-реставратора Сакамото Рёму. Смертельные враги под одной шкурой! Каково?! Вопрос, конечно, тем, кто в теме, остальным читать историческую справку в конце статьи. Улыбку вызывает одноглазый псих Мадзима в роли Окиты Сёдзи, малахольного красавчика-синсэновца, капитана первого подразделения. Он так забавно удивляется, когда ставят под сомнение его привлекательность. Поначалу это воспринимается как стёб. Но вот сюжетный твист переворачивает всё с ног на голову. Несколько персонажей оказываются не теми, за кого себя выдают. Ох, не зря среди приспешников Сэридзавы Камо (прочитайте уже историческую справку!) был Хираяма Горо, тёзка Мадзимы Горо и, что характерно, тоже одноглазый! Оказывается, ночь, когда люди Кондо Исами решили избавиться от Сэридзавы и его дружков, могла закончиться не так однозначно. Насладиться сюжетом в полной мере довольно сложно – на западе игру не издавали и не собираются. Думаю, оно и к лучшему.

В моём личном хит-параде «Исин» стоит на одном из первых мест в линейке «Якудза» не только из-за сюжета и сеттинга. Геймплейная механика здесь тоже отличается. Вместо приевшейся рукопашной боёвки – зарубы на мечах. С довольно глубокой системой «прокачки» амуниции. С подземельями для гринда и прочими радостями jRPG’шника. Есть здесь даже подсобное хозяйство, где можно выращивать зелень и овощи на продажу. Практически симулятор огородника. А чтобы это хозяйство сильно не отвлекало от основной игры, разработчики слепили дополнение для PS Vita, которое позволяет заниматься петрушкой и помидорами вдали от большой приставки. К сожалению, доступно оно только для японских аккаунтов. В общем, заскучать гораздо сложнее, чем в той же Yakuza 5. Однако провал продаж это не предотвратило. Школьницы не оценили.

Не оценили, вероятно, потому, что кредит доверия на пятой части исчерпал себя окончательно. Это подтвердили и слабые продажи Yakuza Zero, релиз которой пришёлся на десятилетний юбилей франшизы (2015). Мало кому хотелось возвращаться в опостылевший Камуро-тё. Хотя квартал заметно преобразился внешне, причём не только потому, что помолодел на четверть века, но и в связи с обновлённым кроссплатформенным «движком». Шляться по знакомым улицам стало немного интереснее, но, по большому счёту, это очередной слив. История Мадзимы Горо, здесь он один из двух главных героев, не цепляет. Прохождение за этого персонажа ничем не отличается от игры за того же Кирю. Ну, если вдруг кто-то мечтал пошалить. Список квестов идентичен. Хотя, вроде бы, каждый уважающий себя плохиш должен знать, что хорошими делами прославиться нельзя. Он точно так же бегает и выполняет абсолютно идиотские поручения мирян. В этом смысле Мадзима отличается от Кирю, как брюнетка от блондинки. Ну, знаете? Ладно, потом расскажу…

А знаете, что делает якудза, когда ему нужно выудить сведения из бомжей? Нет, он не отбивает им почки, не ломает руки, не грозится сжечь их в мусорном баке и даже денег не даёт на дозу или бухло. Он выясняет их алкогольные предпочтения и бегает по городу, как последний шнырь, в поисках нужного флакона. Один из бичей, самый привередливый, заставил меня сдаться и лезть на ютуб, чтобы выяснить, что конкретно нужно этой твари. Нагоси – такой Нагоси. Вот, значит, как он представляет себе настоящего крутого чувака. Всех, кто хочет его обидеть – фейсом об тейбл, а для тех, кто просто попросил за фунфыриком сгонять, можно и расстараться. Как с такими понятиями Кирю умудрился стать авторитетом, решительно неясно. Кстати, судя по событиям приквела, брат Кирю крысой был задолго до подставы с убийством босса. Почему Кирю продолжал ему доверять – тоже вне логики. До разрабов наконец-то дошло, что рандомные битвы с уличной шпаной достали всех без исключения. Героя научили откупаться от приставучих хулиганов, разбрасывая вокруг себя бабло. Оригинальное решение, ничего не скажешь. Правда, запоздало оно лет на десять.

Тосихиро Нагоси признался, что шестая часть точно станет последней. Мол, когда он обдумывал со своей командой детали сюжета, никто даже не заикнулся о продолжении. А ведь такого раньше никогда не было. Похоже, сериал окончательно утомил даже своих создателей. Тем более, что никакими новыми обещаниями публику уже не обмануть. Авторы это понимали и поэтому использовали последний козырь – пригласили в проект Такэси Китано. Не как сценариста, впрочем. Просто использовали его внешность на одном из героев. Ну, хоть так. Кирю откинулся с кичи, хотел перетереть с Харукой за подставы. А её уже нет, ты опоздал, сообщают ему. Последний привет от неё получали не то с Хиросимы, не то с Нагасаки. Девчушка уходила от преследования. Кирю – туда, а местные делают вид, будто ничего не видели, ничего не знают. Ну и понеслась. Кто ещё не устал чесать по репам гопников – вперёд! А я лучше тихонько дождусь «Шэнму 3». Буду там медитировать, нюхать трусики Шэнхуа, познавать кун-фу и дзэн. Словом, выдавливать из себя дракона. Поверьте, это будет гораздо веселее, инфа 100%. Просто я качнул демо-версию (вернее, триал-версию) шестой «Якудзы». И убил целый час, продираясь сквозь бесконечно унылые кат-сцены. Геймплей пощупать так толком и не смог. Браво, господа разработчики! Лучшего способа оградить покупателей от бессмысленной траты – в жизни не видел.

 

Историческая справка

После Сэкигахарской битвы (1600 г.) кровавые междоусобицы (служившие бездонным источником вдохновения для авторов Samurai Warriors и Sengoku Basara) прекратились, на два с половиной столетия Япония погрузилась в мир и покой. Но радости это принесло далеко не всем, самурайское сословие расслоилось. Те, кто поддержал победителя эпохального сражения, Токугаву, катались сыром в масле, получив новые права и земли от сёгуна, те же, кто с выбором прогадал, подверглись жестокой люстрации. Тёсокабэ Моритика, хозяин провинции Тоса, ошибся аж два раза: спустя пятнадцать лет после Сэкигахары он вновь поставил не на ту лошадку, поддержав наследника бывшего правителя Японии Тоётоми в битве при Осаке. Такая опрометчивость, наверное, и предопределила особенно бедственное положение исконных самураев Тосы. Пришлый даймё Ямаути наделил своих самураев высшим статусом – «дзёси», а местных – низшим «каси». Дзёси могли фактически безнаказанно творить беспредел в отношении низших: протестить остроту меча на зазевавшемся каси, сплести ноги с его женой, а при желании и не только с ней. В ответ бедняги каси могли только кланяться и, скрипя зубами, всячески потворствовать желаниям высших.

Всё изменилось, когда в середине девятнадцатого века у берегов Японии очутилась «чёрная эскадра» коммодора Перри. Американцы раскупорили эту бутылочку двухсотлетней выдержки залпом корабельных пушек, обнажив слабость сёгуната, призванного обеспечивать изоляцию. Японцы резко поделились на два типа: одни стояли за немедленное изгнание «варваров», а другим, более сообразительным и понимающим, что мечи против пушек – не аргумент, нужны были гайдзинские технологии для победы над захватчиками. Технологии требовалось ещё раздобыть и освоить, потому немедленное изгнание в их планы не входило. Сторонников прогнувшегося перед иностранцами сёгуна среди тех и других было крайне мало. Большинство мечтало вернуть реальную власть императору, от имени которого несколько сотен лет страной управляло военное правительство во главе с сёгуном. Спасало последнего только то, что внутренние противники были разобщены и не слишком решительны. Страна нуждалась в новых героях.

Герои, конечно, объявились. Самураи да и просто бандиты всех мастей наводнили обе столицы. Причём императорский Киото в кулаке держала гвардия Синсэнгуми, костяк которой составляли мастера меча школы Тэнэнрисинрю, самые ярые защитники сёгуна. Интересно, что первоначально отряд собирали на деньги сёгуна в Эдо под предлогом его защиты, на самом же деле цели организаторов были противоположные – сформировать антиправительственную армию, занять дворец в Киото и дальше действовать якобы от имени императора. Коварный план провалился, но последователи школы Тэнэнрисинрю во главе с Кондо Исами и шайка ронинов из Мито под предводительством Сэридзавы Камо остались верны сёгуну. Они объединились в банду и стали наводить порядок в Киото, постепенно приобретая славу. Если немножко утрировать и выражаться современным языком, люди Кондо вели себя как хорошие копы, а приспешники Сэридзавы – как плохие, со всеми сопутствующими теневыми делами: крышевание, рэкет и т.п. Пока авторитет и харизма Сэридзавы помогали общему делу, разногласий в коллективе почти не было. Но как только выяснилось, что главным источником беспредела в городе стали его якобы защитники, люди Кондо зачистили отряд от Сэридзавы и его отморозков, устроив варфоломеевскую ночь длинных ножей.

Благодаря своим подвигам, бесстрашию и верности, синсэновцы попали в элиту самурайского сословия. Это был неплохой социальный лифт, ради которого парни были готовы на всё, даже отдать свои жизни за сёгуна, главное – сохранить его власть. Но это противоречило планам очень многих не менее волевых людей, среди которых особенно выделялся каси из Тоса – Сакамото Рёма. Натерпевшись от заносчивых дзёси в родной провинции, он жаждал справедливости, мечтал сломать сложившуюся порочную систему во всей стране. Рёма понимал: необходимо создать единый фронт силами нескольких крупных провинций, и тогда появится шанс разбить армию сёгуна и установить власть императора. Но согласия между властями провинций не наблюдалось, они не доверяли друг другу. Чтобы их примирить, найти точки соприкосновения с гарантией соблюдения взаимных интересов, требовался незаурядный изворотливый ум и талант дипломата. Всего этого у Рёмы оказалось с избытком.


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. SnV:

    Рю га готоку там же, где и всегда. В мелкой песочнице для глупых детишек, вроде тебя. Материал действительно душноват, и это я ещё выкинул половину, особенно душные подробности про каждую серию. До Шэнму высерам Нагоси очень далеко. До третей, канешн.) 

  2. Гнусный паразит:

    Ох, духота-то какая, родимая! Примитив в играх, уныние, безыдейность, разработчики-сутенёры. И один лишь автор — священный Д’Артаньян, пестрящий сияющей чешуёй исторических референсов, метафор и метонимий! Куда там до него этому бандиту Нагоси, «неправильным» добрякам-якудза, веселью в мини-играх, колоритным боссам и прочим радостям для необразованных крестьян. А если серьёзно, то с оглядкой на то, чем в итоге оказалась Shenmue 3 (кто не знает — загляните в любой общественный туалет для справки) и где сейчас находится Ryu ga Gotoku в плане популярности и народной любви, эта статья обретает дополнительный слой комичности. Лучше только «аналитика» Цилюрика.