Незаслуженно забытое

Объективно судить о проектах, оставивших тёплый след в сердце ещё в далеком детстве, бывает очень сложно. С Border Down, например, меня связывает целая серия ностальгических воспоминаний. Об игре я узнал благодаря последнему номеру «Великого Dракона», к тому же произошло это в те времена, когда Sega уже отказалась от поддержки Dreamcast и выход каждого нового диска воспринимался сродни празднику. С тех пор утекло много воды. Будучи не самым большим знатоком жанра, я всё же успел переиграть в немалое количество скролл-шутеров, но лишь единицы из них хочется поставить в один ряд с детищем G.Rev. Студия была сформирована выходцами из Taito – известной японской компании, выпустившей не один десяток убойных аркадных хитов. Немудрено, что одним из первых проектов новообразованной фирмы стал духовный наследник (я бы даже сказал, вольный римейк) шутера Metal Black – любимого проекта Хироюки Маруямы, занимавшего в Taito пост одного из ведущих геймдизайнеров.

К сожалению, преждевременная кончина Dreamcast наложила свой отпечаток на дистрибуцию. Отсутствие финансовой поддержки со стороны крупной компании не оставило разработчикам другого выбора, кроме как издавать проект своими силами – этим объясняется ограниченный тираж вкупе с малой популярностью. С другой стороны, подобный расклад впоследствии сделал Border Down одной из самых желанных DC-игр среди коллекционеров – сейчас на известном интернет-аукционе eBay средняя цена за вожделенную коробку равняется 10-12 тысячам рублей. Простым же смертным, вроде автора этих строк, не чурающимся запуска нелицензионных копий, пощупать новинку удалось практически сразу после релиза благодаря стараниям пиратской конторы «Вектор».Некоторым счастливчикам наверняка удалось скачать оригинальный образ из сети ещё раньше. Поскольку в российском сегменте Интернета хит освещён чуть менее, чем никак (редкие упоминания на форумах не в счёт), я решил воспользоваться случаем и восполнить столь досадный пробел.

О сюжетной линии в скролл-шутерах редко можно сказать что-то хорошее, хотя приятные исключения всё же встречаются – например, в Choujin Heiki Zeroigar с её потрясающими «анимешными» роликами. Жаль, правда, что такой проект вышел лишь на мертворождённой NEC PC-FX, о которой в России знают три с половиной человека. Что касается гостьи нашего сегодняшнего обзора, то тут всё по классике: в далеком будущем человечеству удалось колонизировать Марс, но радость оказалась недолгой – скоро сотрудники колониальной станции подверглись нападению со стороны защитников солнечной системы, управляемых искусственным интеллектом. Вникнув в предысторию и нажав Start, отправляемся в главное меню, где нас поджидают два (за вычетом опций) пункта – Arcade Mode и Remix Mode. Если Arcade полностью соответствует оригиналу с игрового автомата, то в Remix переделаны уровни, другой порядок появления врагов и переработанная музыка.

Затем оказываемся в меню, где нам предлагают выбрать одну из трёх так называемых «границ» – зелёную, жёлтую или красную. Собственно, в этом кроется ключевая особенность механики, отражённая в названии игры. Столкнувшись с врагом или его снарядом, игрок теряет жизнь и продолжает путь на более низкой границе. Каждая из них представляет собой различные вариации одного и того же уровня, причём чем ниже вы опускаетесь, тем сложнее становится играть. После двух поражений придётся использовать кредит, количество которых задаётся в опциях. Однако каким образом происходит увеличение их максимального объёма, я не понял даже в далёком детстве, когда наиграл в Border Down не менее двух десятков часов. На зарубежных форумах народ также разводит руками – одни утверждают, что их количество растёт пропорционально времени, проведенному в игре, другие же говорят о накоплении определенного числа очков. В общем, настоящая загадка.

Что касается непосредственно геймплея, здесь всё куда более привычно. В арсенале героя имеется лишь одно оружие – луч, который можно использовать тремя способами: горизонтальная атака, самонаводящаяся и суператака. По мере уничтожения неприятелей растёт шкала атаки – чем она выше, тем толще становится горизонтальный луч, увеличивается количество самонаводящихся зарядов. Накоплению линейки также способствуют сферы, вылетающие из некоторых врагов. Суператака выполнена в виде очень мощного луча, наносящего значительный урон и быстро расходующего шкалу. Также использование энергии позволит на время стать неуязвимым. Не знаю, можно ли считать это неким дисбалансом, но сражения с боссами при полностью заполненной линейке протекают в разы проще. В конце этапа ведётся подсчёт не только заработанных очков, но и оставшейся энергии. Если её окажется достаточно, вы получите возможность подняться на более высокую границу. Сам по себе геймплей в меру сложный, но без излишеств, присущих большинству bullet hell’ов. Порядок появления врагов и действия боссов запоминаются достаточно быстро, в дальнейшем всё будет зависеть от вашей реакции. Прохождение всех шести уровней в каждом из двух режимов едва ли отнимет у опытного игрока больше пятнадцати часов с первой попытки; когда маршрут будет полностью изучен, процедура сократится до часа.

Графика, как это было заведено в трёхмерных скролл-шутерах тех времён, особыми изысками не блещет. Качество исполнения полигональных моделей, соседствующих со спрайтовыми снарядами, находится примерно на том же уровне, как в Ikaruga или Zero Gunner 2. Так что морщить нос от картинки явно не придётся, как, впрочем, и восторгаться ею. А вот с музыкальным сопровождением ситуация диаметрально противоположная. Ясухиса Ватанабэ, написавший не один десяток саундтреков к хитам Taito, выдал совершенно невероятный коктейль из гитарных сэмплов, духовых инструментов и синтезаторных партий. Достоверно определить жанровую принадлежность лично мне не представляется возможным – рискну предположить, что перед нами некий вариант электронного джаза, да простят меня профессиональные музыканты и критики.

Вынести объективный вердикт, располагая не самым солидным багажом знаний относительно жанра, проблематично, о чём я упомянул в начале статьи. С одной стороны, в Border Down нет ничего оригинального; новаторское решение с переходом на более высокую сложность в случае гибели не так уж сильно меняет восприятие. С другой стороны, досадный просчёт у Border Down всего один – отсутствие мультиплеера. Видимо, наличие двух игроков на экране порушило бы всю концепцию перемещений по здешней «лестнице», однако не упомянуть об этом было бы неправильно. Больше поругать проект совершенно не за что. Адекватный баланс сложности, приличная графика и роскошный саундтрек оставляют исключительно позитивные эмоции. За прошедшие годы я успел перепробовать массу скролл-шутеров, но именно Border Down занимает в моём сердце заслуженное первое место. Всё-таки детские воспоминания, помноженные на гармонию всех элементов игры, сделали своё дело. Всем обладателям консоли от Sega настоятельно рекомендую к ознакомлению. Кто знает, быть может, именно этот образец сумеет привить вам любовь к целому жанру.

 

PS. Несколько интересных фактов напоследок.

Border Down выходила в двух изданиях – обычном и лимитированном. Последнее отличалось оформлением обложки и включало в себя диск с саундтреком. Позже весь OST был выпущен отдельно в двух томах и содержал аранжированные версии некоторых треков.

Если вам вдруг захотелось ознакомиться с Metal Black, но тратить деньги на покупку Sega Saturn или же прибегать к эмуляции не хочется, то пощупать проект можно с помощью компиляции Taito Legends 2, вышедшей на PlayStation 2, Xbox и PC.


Автор:

Дмитрий «Axel089» Сироватко