Обещанного двадцать три года ждут

«Если хочешь, чтобы всё было сделано правильно – сделай это сам»

к/ф «Пятый Элемент»

 

Практически вся жизнь легендарного синего ежа в красных тапках – погоня за утраченным счастьем. Наверное, ни в одном другом сериале с богатой историей нет такого культа ретроградства. Пока поклонники Марио ждут, что им подарят что-нибудь новенькое, фаны Соника грезят о том, чтобы уж в следующей части было побольше классического и каноничного. Началась эта шиза с незапамятных времён. Ещё когда на «Мегадрайве» вышел изометрический Sonic 3D Blast, уже тогда раздались первые возгласы «верните как было!». Вместо этого разработчики два десятка лет устраивали ёжику жанровое разнообразие, расширяли его виртуальную вселенную забористыми сюжетами и мультсериалами. А фаны, как положено, ждали, надеялись и верили. Но однажды им это надоело и они стали ковать счастье своими руками, клепая инди-проекты или же модифицируя ромы для эмуляторов. Доковались до того, что в Sega на них обратили внимание и предложили сделать всё легально. Ромхакеры собрались в студию PagodaWest Games, написали собственный «движок» Retro Engine и наконец-то сотворили ТОТ САМЫЙ Sonic the Hedgehog, призрак которого столько лет не давал им покоя. Разумеется, уже на современном «железе».

Sonic Mania – не пародия на старого доброго «Соника». Это и есть старый добрый «Соник», ярко ворвавшийся в 2017 год откуда-то из глубины 90-х. Абсолютно аутентичная 2D-механика, нарочито пикселястая графика, строго соответствующие первозданным модельки персонажей и робо-монстров со зверушками внутри. Много классических декораций, но это не римейк – всему есть объяснение в сюжете. Ощущения. Это самое главное! Ради них всё и затевалось, чёрт побери… Те самые ощущения, тот самый безудержный скоростной напор! Любые новшества строго вписаны в концепцию «могли бы быть и тогда, просто до такого не додумались». Сделано своими для своих, без объяснений, почему и зачем. Свои и так всё прекрасно понимают.

Сюжет, разумеется, тоже каноничный. В том смысле, что в нём нет никаких чужеродных элементов. Помните богомерзкий Shadow the Hedgehog – один из многочисленных спин-оффов времён PlayStation 2? Где были люди, танки, огнестрельное оружие. Вспомнили – и забудьте. Sonic Mania создана ровно для того, чтобы вычеркнуть из памяти все эти ужасы и снова погрузиться в милое-премилое противостояние между добрыми зверушками и злобным доктором Эггманом, заточающим добрых зверушек в корпуса своих машин. На этот раз механические миньоны злодея овладели Фантомным Изумрудом, одно из волшебных свойств которого – отправлять в прошлое. Именно поэтому трио главгероев в составе Соника, Тейлза и Наклза оказалось вновь в родном и знакомом Green Hill Zone. Дальнейшее путешествие будет пролегать через ещё семь классических зон и четыре новых (одна, впрочем, не совсем новая, а восстановленный этап, не попавший когда-то в Sonic 2). По сути, перед нами прямое продолжение Sonic & Knuckles, отсекающее все те чудовищные нагромождения, которые случились с сериалом после 1994 года.

Говоря о классических этапах, мы подразумеваем сами декорации, набор ловушек и противников, тогда как планировка не копирует оригиналы. Обычно на пути встречается причудливая компоновка, в которой знакомые участки соединены между собой как-то иначе или перемешаны с новыми. Вариантов прохождения уровня всегда несколько, причём зависят они ещё и от выбранного персонажа. Тейлз со своим хвостом-вертолётом и умеющий планировать Наклз запросто найдут какие-нибудь лазейки, недоступные Сонику. Действовать можно, как обычно, в одном из двух стилей: пробегать всё насквозь, не останавливаясь и не задумываясь, либо же, наоборот, обследовать локации, выискивать секреты и призы. Каноничный «Соник» славился обилием всевозможных «фишек», изучение которых не было обязательным, но значительно расширяло содержание геймплея и удовольствие от игры. Sonic Mania некоторые из них копирует буквально, скажем, бонусные этапы с синими и красными сферами, в других случаях добавляет что-то своё по мотивам старых идей.

Разумеется, не обошлось дело без семи Изумрудов Хаоса. Было бы даже как-то странно, если бы фанаты-разработчики проигнорировали главный «сониковский» мем, простите за жаргон. Чтобы их добыть, сначала нужно найти спрятанные на локациях гигантские кольца и запрыгнуть внутрь бонусного этапа, механика которого позаимствована из Sonic CD. Когда коллекция собрана, можно пускать в бой Супер-Соника, собрав пятьдесят обычных колец и нажав дважды прыжок. На других бонусных уровнях, тех самых, что с разноцветными сферами (открываются на чек-поинтах) наградой будут медали, определённое количество которых делает доступными те или иные секреты, вплоть до регулировочной таблицы Debug Mode. Изумруды Хаоса тоже нужны не просто ради развлечения – они являются ключом к финальному боссу и настоящей концовке. «Соник» никогда не был простой игрой, не ждите поблажек и в этот раз. Чтобы познать прелести Sonic Mania сполна, придётся постараться.

Когда затевается проект, подобный «Мании», прекрасным в нём должно быть абсолютно всё, с самого начала. Поэтому много внимания уделено чисто визуальным мелочам. Дизайн меню, спецэффекты, мимика персонажей – всё выверено до миллиметра. На страже традиций стоит также звукоряд. Все звуки взяты из старого «Соника», вы их узнаете сразу. В свою очередь композитор, также пришедший из фанатской среды, проделал достаточно нетривиальную работу. Он не просто заремикшировал известные мелодии, но и написал свои, подогнав их под требуемую стилистику. Идеально реализовано управление. Зверушки очень чётко реагируют на команды игрока, что особенно важно при безумных скоростях, когда доли секунды отделяют успех от провала. Предвидеть неудачи, кстати, стало чуть проще благодаря современному разрешению экранов – очередную яму или ловушку видно издалека.

Проект Sonic Mania по-своему парадоксален. С одной стороны, он очевидно ориентирован на ретро-публику. С другой, абсолютно адекватен требованиям времени, актуален и интересен публике массовой, что наглядно подтверждают сводки продаж (Sega таких цифр, наверное, и в мечтах не видела). Случившееся можно назвать настоящим перезапуском, в том смысле, в каком был, к примеру, вернувшийся к истокам Mortal Kombat 2011 года. И это, безусловно, не разовая акция, а целая концепция, требующая осмысления и продолжения, только уже без такого обилия ностальгических слёз. Правда, Sega пока продолжает упорствовать в ереси и вкладывает усилия в собственное виденье сериала. Уже после «Мании» на головы поклонников вывалился Sonic Forces, очередное «двумерное в трёхмерном» приключение в духе относительно удачного Sonic Generations. Но есть всё же основания полагать, что здравый смысл победит и студия бывших ромхакеров получит зелёный свет на дальнейшие изыскания.


Автор:

Neon Knight