Победила «Дружба»

Для одних Гоити Суда – неисправимый трэшмейкер, творчество которого лучше обходить стороной. Для других едва ли не каждый его проект – откровение с кучей скрытых смыслов, аллюзий и неочевидных отсылок. Иными словами, серьёзная проверка эрудированности. Остальные сталкиваются с его играми случайно. Обычно это поклонники жанра, либо какой-то конкретной игры, ставшей источником вдохновения для очередного перформанса склонного к эпатажу японца. Фишка в том, что любую из этих категорий геймеров Суда всё ещё способен удивлять.

По сути, Суда, выражаясь современным языком – тролль. Тролль, которому небезразлична реакция любителей видеоигр. Больше всего его заводит искренний баттхёрт. Человек сознательно раз за разом обрекает себя на коммерческий провал ради эмоций. В пресс-релизах и трейлерах его работы всегда выглядят очень круто. Кажется, в них есть всё, чтобы понравиться публике. Однако на деле стройный с виду замысел выворачивается наизнанку. Геймплей оказывается явно не на первом месте (и редко хотя бы на втором), а ключевое место занимает авторский месседж, пробиваться к которому через кривое управление и прочие сомнительные геймдизайнерские решения захочет далеко не каждый. Причём из тех, кто всё же пробьётся, не всякий поймёт смысл послания. Достаточно почитать дискуссии фанов Killer7, или той же No More Heroes на каком-нибудь gamefaqs.com, чтобы убедиться, насколько всё запутано. Или, скорее, запущено.

Редко становясь популярными, игры Суды, тем не менее, внимание привлекают всегда; у каждой неизменно находятся почитатели, поймавшие с маэстро одну волну. Этим счастливчикам интересно разбираться в хитросплетениях бредового сюжета Killer7 или ощущать духовную близость с героем No More Heroes (геймером-анимешником, по совместительству – крутым убийцей, сражающимся с другими крутыми убийцами за право считаться самым крутым убийцей). Фанатов никогда не набиралось слишком много, махнувших же рукой на судовские закидоны всё больше. Дразнить публику не так-то просто. Хитрому японцу пришлось сменить тактику: к разработке очередной своей нетленки он привлёк Синдзи Миками с Акирой Ямаокой. Знаковые фигуры индустрии, имена которых способны привлечь широкие массы, отпираться не стали. У Суды вообще неплохая репутация среди своих – даже Кодзима как-то признался, что завидует ему и тоже мечтает делать крутые игры, в которые никто не играет. Миками в своё время патронировал разработку Killer7 и тем более прекрасно знал, на что подписывается.

Результатом общих усилий получилась Shadows of the Damned – забавный экшен с фирменной механикой Resident Evil 4 и шизинкой God Hand от Миками, аутентичным саундтреком от Ямаоки и всем остальным от Суды. И снова стёб над чем попало, в первую очередь над тем же Resident Evil (чего только стоит абсурдный косплей Тирана от главзлодея, демона Флеминга). Напарник героя, летающий череп по имени Джонсон – неисчерпаемый источник весёлых пошлостей (кстати, головы, живущие автономно от тел – давний фетиш Суды, без них его истории обходятся редко). Пресса достаточно тепло встретила проект, что, впрочем, не спасло его от провала. Фанаты тоже вроде бы остались довольны, хотя казуальная сложность (даже на «харде») и бесконечные понты латиноса-протагониста впечатление смазали. Кого Суда троллил на этот раз, осталось загадкой.

И вот, наконец, Lollipop Chainsaw! Если для прежних своих «хитов» Суда обычно заимствовал популярные концепции (к примеру, в No More Heroes угадываются черты GTA), над которыми потом жестоко извращался, то объектом для подражания Lollipop Chainsaw стала Oneechanbara. Откровенно слабенький слэшер, вернее, целая трэш-серия (о ней мы писали в GDD #13), где полуголые девицы шинкуют орды зомбаков. «Онэтянбара» когда-то выделилась среди семейства низкобюджетных полулюбительских поделок Simple Series для PS2, но потенциал свой так и не раскрыла. Другими словами, гробить тут было фактически нечего. Как нечем и привлекать толпы геймеров. Но…

Заменив самурайскую катану гламурной бензопилой с сердечками, а немногословную японку на болтливую американку, Суда умудрился сделать то, чего так и не удалось разработчикам «Онэтянбары» – полноценный слэшер со всеми атрибутами жанра. Здесь и вполне осмысленная боевая система с кучей различных атак бензопилой – миксовать их в комбо можно не только между собой, но и с ударами чирлидерскими помпонами, обладающими суперсилой. Есть и «прокачка»: с помощью апгрейдов из местных магазинчиков улучшаются характеристики героини, а также приобретаются новые боевые приёмы. Да и уровни сложности настроены как надо. На «харде» без предварительной «прокачки» выжить очень трудно. Леденцов-залечек мало, враги ведут себя куда агрессивнее, на пути встречаются дополнительные мидл-боссы – зомби-тандем кошмарных деда с бабкой. В общем, челендж гораздо более серьёзный, чем в той же Shadows of the Damned. И это круто.

С сюжетом японцу на этот раз помогал американец Джеймс Ганн – сценарист, не понаслышке знакомый и с трэшем («Тромео и Джульетта»), и с зомби-ужастиками («Рассвет мертвецов»). История получилась вроде бы про живых усопших, с шутками ниже пояса и даже матами, но при этом почти совсем без чернухи. Псевдотарантиновская стилистика, где вместо насыщенных диалогов – пустая болтовня героини, а вместо кровищи и кишок – радуга и монетки, отлично вписалась в эту историю. И что бы там Суда ни рассказывал про унитаз, на котором ему снизошло озарение, вышло довольно мило. Кстати, постановкой сюжетных сценок занимался Юдай Ямагути, известный у себя на родине режиссёр ТВ-сериалов. Результат превзошёл ожидания. В отличие от той же Shadows of the Damned, главгерой которой Гарсия Хотспур нещадно понтуется в роликах, однако за базар потом отвечает с трудом, в Lollipop Chainsaw ролики и геймплей органично дополняют друг дружку. Большое достижение!

Фанаты, конечно же, остались в полном замешательстве. Где подтекст, в чём скрытый смысл? Какой месседж, в конце концов? Что вообще тут делает озабоченный старикашка, учитель Чен – это же открытая насмешка над любителями «китайских порномультиков». За что? Где новый Трэвис Тачдаун, или хотя бы Гарсия Хотспур? С кем солидаризироваться игроку? Неужели с мажориком Ником, дружком героини, который от зомбо-укуса в руку начинает картинно помирать, а не скрывает заразу до последнего, как поступают настоящие мужики? Или прикажете вживаться в роль пресловутой говорящей головы, участницы редких мини-игр? Не круто. Проще всего понять мотивацию того задрота, ополчившегося на однокашников и открывшего портал тёмным силам. Но крутого в таком образе ещё меньше. Зачем всё это?

Избрав героиней американскую школьницу-чирлидершу – ярчайший символ гламурной тупости, Суда снова дразнит геймеров. Вот кто, дескать, по-настоящему крут, а не какие-то там анимешники и прочие гики. Вот кто спасёт мир, если понадобится. Фигуристая дурёха неугомонно шинкует зомби пачками, а «злодея» хватает лишь на то, чтобы поставить мир на грань катастрофы, после чего он тупо сливается. Чтобы подчеркнуть превосходство блондинки над геймерами, один из этапов Суда разместил в аркадном центре. Это не мы врываемся туда вместе с охотницей на зомби, задорно размахивая бензопилой. Мы как раз та самая живая мертвечина, уткнувшаяся в экраны аркадных автоматов, и отвлечь нас может разве что потеря конечности или разбитый дисплей. Отвлекаемся, стоит заметить, ненадолго и не ради кровавой мести, а чтобы тут же бесславно подохнуть. Мини-игры, в которых предстоит поучаствовать на этом этапе, имитируют аркадные хиты восьмидесятых, но те, кто ещё помнит, как правильно в них играть, рискуют остаться в дураках. Красотка меняет правила на ходу – ей пофиг, что разрушенный пол мешает добраться до следующего лифта в Elevator Action, она проскочит к нему по головам зомбаков, разгуливающих этажом ниже; ретрофаги же могут ещё долго плутать в поисках нужной двери, пока, наконец, не дойдёт, что их водят за нос.

А вот теперь уже несложно догадаться, кого бессовестный японец троллит в этот раз. Своих! Тем не менее, поклонники жанра, особенно фаны Oneechanbara (а ведь такие существуют), способны оценить игру. Lollipop Chainsaw по всем параметрам круче. Да, геймплей нарочито кривоват, что характерно для трэша, но ведь и на лавры Devil May Cry или Bayonetta никто не покушался. И это ответ на вопрос «зачем», прозвучавший чуть выше.


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.