Возвращение блудного ломбакса

Спасение галактики – дело весьма забавное. Однако чем больше им занимаешься, тем быстрее оно начинает восприниматься, как нечто обыденное. Рутина, другими словами. Вот она-то как раз имеет обыкновение приедаться, наскучивать и превращаться в своеобразное бремя. Нам всем искренне жаль главного сценариста проекта Брэда Сантоса. Шутка ли, он был вынужден на протяжении трёх лет придумывать сюжетные ходы для новых частей серии, что, согласитесь, требует недюжинной креативности. К тому же визитной карточкой Ratchet & Clank была искромётная сатира, наполненная откровенными издевательствами над современным кинематографом, игровой индустрией, да и просто над нашей с вами повседневной жизнью. Сатира, как известно, сложна тем, что требует от автора постоянно находиться в тонусе – выдавать остроумные шутки со скоростью печатного станка способен далеко не каждый.

Вообще сюжет R&C всегда было сложно оценить объективно. Гротескные персонажи с немного наигранными характерами могли показаться глупыми, а фабула подчас заставляла усомниться в серьёзности намерений разработчиков. Хотя, как только доходило до той самой сатиры, всё сразу становилось на свои места. У каждого эпизода была «тема», которая изменялась, если не сказать эволюционировала, от одной части к другой. Любопытно было наблюдать, как безбашенный юношеский максимализм первой перешёл во взрослый юмор Going Commando. Фактически такие же метаморфозы происходят с человеческой психикой, когда подросток достигает зрелости. Однако резонен вопрос: что можно было придумать оригинального для третьего захода? Над ответом билась, наверно, вся студия, включая курьеров и уборщиц, и со скрежетом извилин таки вымучила Up Your Arsenal. Нам вновь предстоит навести порядок в родной галактике Рэтчета, под предводительством капитана Кварка собрать команду из знакомых персонажей и, пробежавшись лёгкой солдатской рысцой по поверхности дюжины новых планет, провести финальную битву на родине всех ломбаксов, Велдине.

Операция по истреблению очередного главного злодея проходит под аккомпанемент рёва двигателей космических кораблей, шипения энергетических зарядов, грохота сбитых звёздных крейсеров, от которых с потолка сыпется штукатурка и шевелится шерсть на кисточке хвоста Рэтчета. Ему, впрочем, не привыкать. С тех пор как этот ломбакс записался в ряды космического десанта, спасение галактики стало для него уже не захватывающим дух приключением, а рутиной. Всё как обычно: путешествуем от одной планеты к другой, выполняем различные задания, большая часть коих сводится к формуле «добраться из пункта М в пункт Ж, желательно живым», штабелями отстреливаем значительно поумневших врагов. В общем, попробуйте найти хотя бы десять отличий от R&C2. Разумеется, прибавилось число RPG-элементов. С получением опыта вы можете едва ли не до бесконечности увеличивать шкалу здоровья Рэтчета. Каждое оружие в зависимости от частоты использования эволюционирует в более мощный «ствол». Плюс в некоторых миссиях предстоит объединяться со штурмовыми отрядами робо-спецназа. Механические солдаты не блещут ни отвагой, ни интеллектом, но, тем не менее, умеют вполне сносно прикрывать пушистую спину героя. Высадка на некоторые планеты происходит посредством десантирования из верхних слоев атмосферы, прямо как в старом добром MDK.

Однако за кулисами этого развесёлого пиротехнического беспредела царит какая-то идейная пустота. Творческие метания сценаристов в попытке нащупать подходящую «тему» для нового проекта привели к тому, что они не придумали ничего оригинальнее самоиронии. Всё, что можно было обсмеять, уже обсмеяно, а всё, что можно было попинать, уже сотни раз пнуто. Над кем ещё издеваться, кроме как над самими собой? Поэтому нежданно-негаданно возвращаются все персонажи из первой части, а главный злодей оказывается старым знакомым капитана Кварка. Из-за кризиса идей количество остроумных шуток на одну минуту заставочного ролика уменьшилось в разы, а диалоги уже не блещут своеобразием. Из чего-то действительно запоминающегося стоит отметить разве что один яркий образ – механическую певицу, которая, расстреливая Рэтчета из дезинтегратора, на манер Бритни Спирс приговаривает: «Oops, I did it again!». Забавно смотрятся роботы капитана Кварка. После нескольких попаданий с них слезает оболочка, потом они рассыпаются на части, и верхняя (разве что без крика «I’ll be back!») на руках ползёт душить пушистого десантника. Плохо, что таких находок удручающе мало. Честно говоря, по масштабности действия третья глава сильно уступает второй. Куда, скажите на милость, делись многочисленные «макси игры», которыми так гордились разработчики? Поездки на вездеходе и редкие полёты на боевом флаере едва ли заменят гонки на гравидосках и скоростных болидах. Пушек, гаджетов и доступной для покупки брони тоже заметно меньше, чем в Going Commando. Да и сами этапы не могут похвастать ни антуражем, ни завораживающими пейзажами.

Уж не из-за лени разработчиков ли это? Отнюдь. Господа из Insomniac Games лезли вон из кожи, чтобы игра получилась хорошей. В принципе, им это удалось. В Ratchet & Clank: Up Your Arsenal есть всё, за что многие любят эту серию: динамичность, ураганные сражения, фантастический дизайн. Великолепная графика с самыми современными визуальными эффектами сделала бы честь любому конкуренту с Xbox. Так в чём же, спрашивается, проблема? Просто тема сама себя изжила. Спору нет, все грани геймплея отшлифованы до зеркального блеска. Жаль только, что количество их не увеличилось ни на йоту. Логичным ходом со стороны студии было бы закончить сериал, ведь действующие лица вернулись в отправную точку своих приключений. Самое время поставить жирный крест на всяких геройствах и жить долго и счастливо. Конечно, никто не запретит выпустить в следующем году Ratchet & Clank 4. Только вот неизвестно, хватит ли авторам креативности, чтобы показать нечто действительно новое. Нынешняя концепция серии, право слово, начинает надоедать.

Несмотря на критичный тон статьи, не стоит обвинять Ratchet & Clank: Up Your Arsenal в каких-то смертных грехах. Игра получилась стоящей. Однако, наблюдая развитие сериала в динамике, многие заметят, как от первой части к третьей медленно, но верно иссяк запал. Знакомым с предыдущими приключениями пушистого десантника и его напарника завершение трилогии может показаться уже не столь интересным.

 

Дополнения

1). Образ Рэтчета наверняка будет понятен и близок многим представителям современной молодёжи. «Свой» парень, которого мёдом не корми, дай только как следует повеселиться, покопаться во всяких хитрых приспособлениях и поиграть в видеоигры. Как зачастую бывает с геймерами, ему не очень-то повезло в личной жизни. Однако теперь наш пушистый герой таки найдёт свою суженую. Эдакую леди-мечту в костюме капитана космического крейсера. Она тоже обожает гаджеты и технические навороты и знает толк в видеоиграх. Хватай да волоки в ЗАГС, а то убежит.

2). Интересным образом разработчики решили пролить свет на прошлое Кварка. По ходу игры в пушистые руки Рэтчета будут попадаться картриджи с так называемыми «видеокомиксами». Достаточно пихнуть картридж в консоль, находящуюся в каюте героев, и вы сможете поиграть за облачённого в зелёный костюм капитана. Непосредственно геймплей выполнен в стиле двумерного сайд-скроллера, а заставки – в виде комиксов. Забавно, что рисунок Кварка с бластером в руке очень сильно напоминает изображение червяка Джима на обложках шестнадцатибитных картриджей.

3). Спустя три года после дебюта парочки спасителей галактики на PlayStation 2, издатели решили выпустить весь пушистый балаган в онлайн. В Up Your Arsenal присутствует не только многопользовательский режим на четыре джойстика, но и возможность вступить в сетевые баталии. Своеобразная вариация на тему Unreal Tournament. В вашем распоряжении солидный набор самого изощрённого оружия вселенной, несколько видов транспортных средств и фирменных гаджетов. Также можно установить три вида управления: стандартный для игр с видом от третьего лица, традиционный для FPS и смесь обоих вариантов. Так что запутаться в аналоговых ручках, равно как сломать пальцы в тщетных поисках нужной кнопки, не получится.


Автор:

Олег «Rogue» Гаврилин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.