Рок-н-ролльный Дон Кихот

Находясь в игровой индустрии уже тридцать лет, Тим Шафер создал не так уж много проектов – десятка полтора. Зато каждая его игра – событие знаковое, запоминающееся на годы вперёд. Некоторые хиты стали по-настоящему культовыми и востребованы до сих пор, что подтвердила волна HD-ремастеров шаферовской классики во главе с бессмертной Full Throttle. Быть может, подобная судьба ожидает когда-нибудь Brutal Legend, хотя говорить об этом преждевременно – игра всё ещё актуальна в своём оригинальном виде и реставрация фасада ей не требуется. А вот напомнить о ней нашей уважаемой публике стоит. Конец прошлого десятилетия выдался чрезвычайно богатым на игровые события и консольная братия, к сожалению, вполне могла пропустить незаурядную адвенчуру от мастера, более известного среди ПК-аудитории.

 

Человек из прошлого

Незаурядная она, прежде всего, своей тематикой и сопутствующей атмосферой. В своём фирменном стиле, основанном на агрессивном чёрном юморе и социальной сатире, Шафер создал настоящий мир хэви-металла, визуально родственный с бесчисленными «металлическими» артами и обложками от пластинок, которые вы когда-либо видели. Однако за всем этим кичеватым дизайном стоит очень грустная история, я бы даже сказал – мировоззренческая драма. Главгероя зовут Эдди Риггз, он трудится настройщиком аппаратуры у некого безымянного коллектива, играющего до предела опопсевший нью-метал, и грустит о временах, когда рок-музыка была настоящей. Жить с таким противоречием весьма тяжело, поэтому однажды дело заканчивается трагедией – в одном из туров, после идиотского фортеля одного из недогитаристов, на Эдди рушатся созданные им же декорации. Вот тут-то и начинается настоящее волшебство. Кровь рок-н-ролльного Дон Кихота попадает на пряжку ремня, в котором от этого просыпается демоническая сила. Вместо того чтобы глупо погибнуть, Риггз телепортируется в параллельное измерение, где довольно быстро осваивается, находит себе подругу и отправляется в долгий путь.

Поначалу игра пытается выдать себя за простенький слэшер с двумя типами атак. Эдди подбирает гигантскую секиру по имени «Сепаратор» и лихо орудует ею, либо нанося быстрые слабые удары, либо выдерживая паузу для мощной атаки. Чуть позже в его руки попадает электрогитара «Клементина», запилы на которой кастуют стихийную магию. Она же нужна для проведения супер-приёмов, представленных в виде коротеньких соло а-ля Guitar Hero, где игроку нужно вовремя нажать подсвеченные на экране кнопки джойстика. Дальше – ещё интереснее. Буквально пару сцен спустя Риггз собирает себе монструозную тачку в духе Rock’n Roll Racing, в геймплее появляются гоночные элементы. Но и на этом интро не заканчивается. После серии вступительных сцен и схватки с первым боссом, Эдди наконец прорывается в самое сердце этого параллельного измерения, которое оказывается «песочницей» с набором обязательных сюжетных заданий и целым ворохом дополнительных. Передвигаться по нему можно как пешком, так и за штурвалом своего очаровательного бронемобиля, который после серии апгрейдов превратится в настоящий танк.

Думаете, на этом всё – дальше обычный GTA-клон с тематической спецификой? Как бы не так! Чтобы победить главного злодея – демона Довикулуса, Эдди придётся собирать армию. Состоять она будет из нескольких местных персонажей и целой оравы рядовых поклонников металла. Ну, то есть это по здешним меркам они «рядовые», на самом же деле весьма мощные ребята с перекачанными шеями, поскольку всю жизнь трясут хаерами под тяжеляк. Ключевые эпизоды с их участием представляют собой настоящую стратегию в реальном времени, с ресурсной базой, производством юнитов и тактическим экшеном. Сам главнокомандующий для пущего удобства научится отращивать перепончатые крылья и будет руководить всем этим варкрафтом с высоты птичьего полёта. При желании может спуститься с небес и поучаствовать лично. Не много ли всего намешано в кучу? Поначалу это пышное разнообразие сбивает с толку, но со временем к нему легко привыкнуть. К сожалению, неудачно реализован сам «открытый мир». Он населён различными тварями, враждебно относящимися ко всему, что пробегает рядом. Поэтому рассматривать пейзажи нету особой возможности – надо нестись к следующей ключевой точке, пока не заклевали.

 

Эхо великой эпохи

Впрочем, ключевые точки можно оставлять на потом. Brutal Legends на редкость симпатична своими многочисленными отвлечениями от основной сюжетной линии. Дополнительные задания не только помогают «качать» оружие и машину, но также проливают свет на устройство мира игры. Тут надо понимать одну простую вещь: проект изначально адресован поклонникам определённой субкультуры, и если она вам не нравится по определению, то для вас весь предложенный сеттинг будет в тягость. Зато если интерес к теме есть, вы и сами захотите почерпнуть как можно больше контента. К примеру, собрать все супер-соло для «Клементины», открыть всю карту и пообщаться с теми NPC, которые в сценарии не появляются. Разговоры между персонажами вообще отдельная дисциплина. Пользуясь богатыми связями в мире шоу-бизнеса, Тим Шафер собрал внушительную команду знаменитостей, подаривших героям не только свои голоса, но и внешность. Помимо Джека Блэка, сыгравшего главную роль, тут можно встретить самого настоящего Лемми Килминстера, а также заценить по-своему трогательное воссоединение Литы Форд с Оззи Осборном (помните их потрясающий дуэт из середины восьмидесятых?). По свидетельствам очевидцев, обстановка в студии была настолько непринуждённой и располагающей к самовыражению, что многие фразы, шутки и даже отдельные сцены рождались спонтанно прямо в ходе записи и были построены на голой импровизации.

Всё сказанное выше неизбежно подводит нас к разговору о главном, то есть о саундтреке. Во многом именно ради него весь этот проект затевался. Список коллективов внушает – три десятка наименований, начиная с бессмертной классики Black Sabbath и Motorhead до вполне современных Marilyn Manson и Rob Zombie. Всего 107 композиций, если верить официальным данным. Стилистическая разнонаправленность групп ничуть не бросается в уши – все песни подобраны с тонким расчётом и хорошо вписываются в общую концепцию. Было несколько обидных неудач. В частности, Шаферу так и не удалось договориться с менеджерами Metallica, заломившими нереальный ценник за права на творчество своих клиентов, а совместная работа с Iron Maiden сорвалась уже после того, как договор был согласован. Но и без них есть, что послушать. Плюс для фанатов тут и там рассованы разнообразные «пасхалки»: то одни бойцы нацепят на себя банданы Акселя Роуза, то их оппоненты примерят красные бейсболки Фреда Дёрста, и прочее, и прочее. Музыка во время игры звучит не слишком громко, но её при этом всегда хорошо слышно. Максимум децибелл колонки выдают по ходу сражений стенка на стенку, где полем боя являются концертные площадки.

Игра, выход которой сопровождался малоприятными судебными разбирательствами из-за смены издателя, получилась во многом нишевой. И хотя в ней много живого талантливого юмора, настроение после неё у меня осталось немного грустное. Какие-то отдельные перекосы в геймплее отнюдь не критичны, дело в другом. Brutal Legend не о монстрах и не о музыке как таковой, она об ушедшей молодости Тима Шафера и людей его поколения, о постепенно уходящей натуре хард-рока. За стёбом над штампами металл-культуры всего этого не спрячешь. Сейчас, через девять лет после релиза, когда Оззи отправляется в прощальное мировое турне, а Лемми уже отошёл в лучший мир, эта грустинка ощущается ещё острее. Наверное, к моменту своего 8K-переиздания на PlayStation 7, эта игра станет памятником целой эпохе.


Автор:

Neon Knight