Лабиринты разума
Осенью 2001 года, когда PlayStation 2 активно завоёвывала рынок игровых консолей, одной из самых желаемых новинок для любого обладателя приставки была Silent Hill 2. Первая часть, вышедшая в 1999-м на PlayStation, суперхитом стать не сумела (конкурировать пришлось не абы с кем, а с Resident Evil 2 и 3), но застолбила место в жанре, завоевав признание геймеров и реноме одного из самых заметных триллеров уходящего поколения. В Konami поняли, что нащупали верное направление, прилично вложились в бюджет сиквела, а самое главное – успели выпустить его на заре некстгена, не дожидаясь соперников. Хотя команда разработчиков потеряла своего лидера Кэйитиро Тояму, конфликтовавшего с руководством издательства в процессе производства оригинальной Silent Hill, оставшиеся на своих местах ведущий дизайнер Масахиро Ито, сценарист Хироюки Оваку и композитор Акира Ямаока ловко подхватили упавшее знамя.
Продолжение, разработка которого заняла всего два с половиной года, оказалось настолько великолепным, что на какое-то время серия отобрала пальму первенства в нише виртуальных хорроров у самого Resident Evil. В отличие от детища Capcom со сквозной историей про зомби и могущественную корпорацию, сюжет Silent Hill 2 был абсолютно новым, а также приближенным к реалиям повседневной жизни. Глубокая личная драма героя, вновь тонко переплетённая с элементами мистики, сделала его культовым. Получился эталонный психологический триллер с передовой графикой образца начала нулевых и эпохальной музыкой от Акиры Ямаоки. Триумф наглядно подтверждали не только высокие оценки в прессе, но и уверенные продажи, перемахнувшие платиновую отметку менее чем за месяц. Казалось, после такого успеха серия надолго закрепится в индустрии, но увы. После того, как во второй половине десятилетия Konami отдала Silent Hill в руки западных разработчиков, дух сериала выветрился. Последняя на сегодняшний день глава под названием Silent Hill: Downpour появилась в 2012 году. В 2014-м была предпринята попытка возродить серию при участии аж самого Хидео Кодзимы, но дальше технического демо P.T. дело не зашло.
Ветер перемен
Десятые годы после бурных нулевых стали временем заката всего жанра. На покой вместе с «Сайлентом» отправились многие известные франшизы. Как всегда, всех спас Resident Evil. Перезапуск «капкомовской» эпопеи пробудил интерес у новой аудитории, а римейки классики взбодрили приунывших фанатов. Переломным моментом в масштабах всей индустрии оказался релиз переосмысленной версии Resident Evil 2 в 2019 году. Ностальгия – тот ещё наркотик, знаете ли, тем более в современной оболочке. Поглядев на сводки продаж, в Konami тоже решили, что настала пора доставать из широких штанин что-нибудь серьёзное. Выбор пал на Silent Hill 2, сохранившую титул лучшей в серии, да и публика созрела к римейку своей любимицы. Вот только кому поручить столь ответственное мероприятие? Ответ не заставил себя долго ждать благодаря совместной работе Акиры Ямаоки с Bloober Team над проектом The Medium. Ещё после релиза «Медиума» в 2021 году фанаты Silent Hill переглядывались между собой с надеждой, что это сотрудничество к чему-нибудь да приведёт; интуиция их не подвела. Были опасения, что поляки не сумеют воссоздать подлинную атмосферу «Сайлент Хилла», как до них не получилось у прочих западных студий, но результат превзошёл самые смелые ожидания.
Для погружения в контекст событий римейка совершенно не обязательно проходить первую часть, да и оригинальный Silent Hill 2 достаточно знать в общих чертах. Bloober Team трепетно придерживались первоисточника, от себя добавили минимум изменений, да и то в основном ради того чтобы расширить масштабы локаций и увеличить число загадок. Сюжет как таковой сохранён в нетронутом виде. Главным героем повествования по-прежнему является Джеймс Сандерленд. Он не боец спецназа и не бортмеханик космического корабля, а обычный мужчина средних лет, как любой из нас. У Джеймса из-за тяжёлой болезни умерла жена Мэри… Представьте, каково было его удивление, когда три года спустя он получил от неё самое обычное письмо в конверте с просьбой приехать в город Сайлент Хилл и встретиться вновь в их излюбленном месте. Другой бы воспринял за чью-то злую шутку, но Джеймс, впав в замешательство, решает разобраться на месте и развеять все сомнения. Остаётся взять в руки геймпад, дабы ему помочь. Сразу предупреждаю, лёгкой прогулки не ждите. Тем из вас, кто не застал игру более чем двадцатилетней давности, остаётся только позавидовать, ведь у вас всё впереди, но и давние поклонники смогут заново пережить весь спектр эмоций, причём с обновлённой графикой и геймплеем.
Первое, что бросается в глаза – это качество картинки. Взять хотя бы начальную сцену, когда приходится пробираться сквозь лес по обходной тропинке на берегу озера. Это даже ещё не сама игра, а только пролог, но уже здесь чувствуется, насколько важна для дизайнеров окружающая обстановка. Детализированность вкупе с фотореалистичной цветовой гаммой помогают прочувствовать скрытую где-то рядом угрозу. Карта по традиции выступает незаменимым инструментом для навигации, ведь город и его окрестности укутаны густым туманом, ставшим визитной карточкой серии. Причём на этот раз получился самый правдоподобный туман, который только можно встретить в видеоиграх. При использовании карты Джеймс то и дело берёт в руки карандаш и помечает на ней места, которые следует проверить, подсказки к паззлам или заблокированные проходы. Внимание к таким подробностям похвально, а главное полезно. Интерактивность Сайлент Хилла существенно возросла. Доступно больше зданий и помещений, а некоторый лут достаётся из разбиваемых витрин и окон автомобилей. Охота за призами затягивает, но берегитесь – иногда попытка поживиться припасами оборачивается ловушкой на манер Dead Space, когда притаившиеся враги устраивают облаву со всех сторон.
За три года с городом явно что-то произошло, он практически заброшен. Вместо жителей Джеймса встречают опасные монстры, над дизайном которых вновь поработал Масахиро Ито. Хотя по сути типажи чудовищ остались те же самые, теперь они как будто более индивидуальные. Ещё никогда пузыреголовые медсёстры не выглядели настолько пугающе привлекательно, они словно отражение воспалённого сознания Джеймса. На удивление много страха нагоняют манекены. Прежде они тоже были врагами опасными, но прямолинейными, теперь же при каждой встрече играют с вами в прятки, нападая в совершенно неожиданный момент. Если они застывают в засаде, то даже радио не издаёт предупреждающий звук. Звездой среди монстров, конечно же, остаётся Пирамидоголовый. Персональный каратель Джеймса, неуязвимый преследователь, в оригинальной игре он был настоящим откровением. В римейке по-прежнему хорош, обязанности босса выполняет исправно.
Зрелое кун-фу
Боевая система усложнилась. Баланс остался примерно тем же – стрельбы меньше (патроны для пистолета, дробовика и винтовки ограничены), махания дубиной и железной трубой больше. Бензопила появляется только в New Game +. Однако ко всему прочему добавилась тактика. У оппонентов есть отчётливые тайминги атак, у вас – уклонения и маневренность. К тому же экшен теперь более навязчивый. В оригинале драться требовалось не так уж часто, от рядовых противников проще было убегать, особенно на открытых улицах. Теперь все враги быстрее и назойливее, они способны преследовать довольно долго, хотя всё же привязаны к определённому месту, поэтому уйти от контакта позволяют. Но усилий для этого требуется больше. Быстрое переключение оружия помогает осваивать простые комбинации – скажем, пара выстрелов из пистолета с последующим добиванием трубой. Тактильные особенности DualSense тоже играют свою роль: персонаж ощущается в руках, удары отдают физической мощью. Заметный контраст с картонным Джеймсом из 2001 года. Ресурсы крайне скудны, каждый пропущенный выпад обходится дорого для запаса аптечек, а выстрелы лучше беречь для битв с боссами, которых, во-первых, больше, а во-вторых, они здесь намного сложнее. Сражаться за жизнь предпочтительнее с трубой в руках.
Путь Джеймса пролегает по тем же местам и практически в той же последовательности, что в оригинале. Не обошлось без новых локаций и невиданных прежде сюжетных сцен, появились даже две дополнительные концовки. После блужданий по просторным улицам вы оказываетесь в коридорах зданий и катакомбах подземелий, скованную атмосферу которых дополняют многочисленные паззлы. По традиции, перед началом прохождения вы самостоятельно устанавливаете сложность головоломок, но даже на стандартном уровне разгадывать их нелегко, что радует. Советую решать без подсказок, чтобы полноценно прочувствовать ощущение изоляции в запертом помещении с горсткой монстров на хвосте и желанием выбраться на волю. Вот он, настоящий «Сурвайвал»! Многие загадки перекликаются с аналогичными из версии 2001 года, только решаются в несколько этапов. Вспомним хотя бы шкатулку, на крышке которой нужно вставлять три монеты в определённые ячейки. После правильной комбинации предстоит менять их местами ещё несколько раз, основываясь на инструкциях, написанных на механизме. А помните музыкальный аппарат с грустной мелодией в холле отеля? Чтобы его запустить, теперь нужно не только верно расставить сказочных принцесс, но и завести каждую пружину на определённое количество ходов. Также на пути попадаются неиспользуемые элементы паззлов из оригинальной игры. Они вроде не нужны, но передают ветеранам привет из прошлого трогательным флэшбэком под звуковой аккомпанемент.
Как вы наверняка знаете, в Сайлент Хилле существует два параллельных измерения. Если в обыденном нас окружает туман, то после перехода в потусторонний сопровождает кромешная тьма, ржавчина и разруха. Они абсолютно повсюду, нагнетая без того тревожную обстановку. Лишь фонарик служит надёжным проводником, но как же становится неуютно, когда он на пару мгновений моргает! Впрочем, ровно за этим мы сюда пришли, чтобы преодолеть лабиринты сознания нашего героя и помочь ему вернуться к нормальной жизни. Но не только визуальные эффекты помогают достигать нужного эффекта погружения. Объёмный звук с кучей шумовых деталей и скриммеров – одно из главных достижений разработчиков. Что касается саундтрека, никакого «Сайлент Хилла» не получилось бы без Акиры Ямаоки. Ещё в 2001 году его музыка фактически стала лицом проекта, позволив полноценно раскрыть всю трагедию судеб Джеймса и остальных персонажей. В римейке Акира проделал первоклассную работу по обновлению своих же мелодий. Однако, как ни старайся, превзойти шедевральный оригинал – задача едва ли выполнимая. Аранжировки старых треков вызывают острое желание воскресить в памяти первоначальные вариации.
Оно того стоило
Итак, что мы имеем? На первый взгляд, всё отлично. Однако нельзя пройти мимо обновлённых образов персонажей. Ныне вся игровая индустрия подвержена влиянию «Политики в сфере разнообразия, равенства и инклюзивности» (в прессе известна под аббревиатурой DEI). Такое ощущение, будто каждого разработчика заставляют следовать этим принципам, значимость которых чрезмерно преувеличена. Похоже, именно в жертву «повестке» была принесена Анжела, одна из горстки живых людей, встречаемых на пути. Стоит отметить, что героиня изначально не выглядела супермоделью, поэтому никто не ожидал от неё чудесного преображения в римейке. В CGI-роликах 2001 года она выглядит обыденной девушкой, ставшей жертвой домашнего насилия. Поляки зачем-то изуродовали её, превратив в какую-то карикатурную активистку с лицом юного Дэвида Духовны в женском парике и с грубым голосом. Попытка стереть половые признаки и представить несчастную в таком жалком виде вызвала волну бурного негодования среди фанатов Silent Hill 2, да и не только. Дизайн Марии тоже получился довольно спорным. В некогда привлекательной девушке, символизирующей идеальную жену в представлении Джеймса, не осталось прежней страсти. Радует, что хоть сам Джеймс получился похожим на свою предыдущую модификацию.
Заканчивать обзор на такой блеклой ноте совершенно незачем. Огрехов хватает, но то, с какой яростью люди бросились раскупать римейк, говорит само за себя. Платиновая отметка в этот раз рухнула за три дня. Народ изголодался по крутым хоррорам старой школы, а в том, что римейк Silent Hill 2 остался в данной категории, нет никаких сомнений – геймплейная формула не изменилась ни на дюйм. Редко в наше время найдёшь настолько качественный и увлекательный «ужастик», способный с головой затянуть на долгие часы. Так что как бы там ни было, Bloober Team стоит поздравить с суперхитом высшего класса. Дух того самого «Сайлент Хилла» им удалось передать в полной мере, за это огромное спасибо. Студия не собирается снижать обороты, уже анонсирован любопытный «ужастик» Cronos: The New Dawn. Пожелаем удачи. Что касается будущего Silent Hill, то похоже, у Konami большие планы на серию. Недавно на PlayStation 5 вышел спин-офф Silent Hill: The Short Message – в самом деле очень коротенькая хоррор-новелла с видом от первого лица. В производстве находится подтверждённый сиквел Silent Hill f, а также новый фильм по мотивам как раз второй части. Картина получила название «Возвращение в Сайлент Хилл», выйти она должна в 2025 году. Удачный римейк «двойки» – отличная прелюдия к полномасштабному возрождению.
Автор:
Валерий «Macintosh» Акулинич
Римейк Silent Hill 2 это моя личная «Игра 2024 года». Несмотря на то, что отработка повестки изрядно подгадила, атмосфера погружения заметно перевешивает чашу весов. Жду дополнение за Марию. Оно не было вырезано, как может показаться, ведь и оригинал был без него, а это дополнение появилось позже в расширенной версии. Отдельная благодарность Neon Knight. Справедливо добавить в авторы текста.
.