Страх и ненависть в «Севастополе»

Кошмарная во всех смыслах Aliens: Colonial Marines едва не забила последний гвоздь в крышку гроба культовой вселенной, без того переживавшей не самые лучшие времена. Ужасная графика, отдающий абсурдом сюжет, засилье багов и устаревший геймплей – складывалось ощущение, будто все идеи для проекта авторы черпали в той самой сточной канаве, куда польские халтурщики из City Interactive сливали свои худшие наработки последних лет. Однако как это нередко случается, «отряд спасения» явился буквально из ниоткуда. Задолго до релиза Colonial Marines, группа из шести сотрудников Creative Assembly представила компании Sega прототип многопользовательского хоррора по мотивам франшизы. Фокус был в том, что источником вдохновения послужила оригинальная лента Ридли Скотта, в отличие от большинства творений, так или иначе опиравшихся на сиквел за авторством Джеймса Кэмерона. Данный факт получил прямое подтверждение в самом геймплее, где геймерам предлагалось играть в прятки с бессмертным ксеноморфом.

Люди в издательстве по достоинству оценили представленный концепт, но решили отложить разработку до лучших времён. Если бы не полное фиаско Colonial Marines, в срочном порядке потребовавшее реабилитации перед аудиторией – кто знает, сколько ещё будущая Alien: Isolation была бы вынуждена томиться в ожидании релиза.

 

Где-то в параллельном измерении

События игры разворачиваются в период между первой и второй частями киносаги. Аманда Рипли, дочь затерявшейся в космосе героини фильмов, работает инженером в корпорации Weyland-Yutani. Долгие годы безуспешных поисков матери не прошли даром – в один прекрасный день девушка узнаёт о том, что бортовой самописец корабля «Ностромо» (на котором, напомним, происходило действие оригинальной ленты) был найден и теперь находится на списанной торговой станции «Севастополь». Прибыв на место, Аманда видит, что здешние просторы практически пусты – кругом разгуливают одни андроиды, отвечающие за безопасность, да горстка потерявших рассудок вооружённых людей, постоянно твердящих о каком-то монстре.

Любой человек, не понаслышке знакомый с киновселенной, прекрасно понимает, что ксеноморфов в отведённый игре отрезок времени не могло быть в принципе. Либо, как выразился один рецензент, они могли обитать где-то совсем отдельно, далеко от ключевых персонажей. Да и сама Аманда, как мы помним из режиссёрской версии «Чужих», умерла в глубокой старости. Это в корне противоречит завязке второго фильма, где факт существования ксеноморфов вспыл лишь после допроса Эллен Рипли, дрейфовавшей в космосе целых пятьдесят семь лет.

К сожалению, даже в контексте отдельно взятой истории Alien: Isolation выглядит крайне неубедительно. Местным персонажам катастрофически не хватает проработки, да и сама протагонистка – лишь блеклая тень своей характерной матери. Чем дальше вы будете погружаться в пучину сценарного маразма, тем быстрее придёте к осознанию плачевной истины. «Домашку» под названием «Сделай как у Ридли» в Creative Assembly восприняли чересчур буквально – оттого и разродились не более чем вольным пересказом событий оригинальной ленты, умудрившись при этом наплевать на целый ряд ключевых моментов первоисточника.

Об игнорировании канонов красноречиво свидетельствует сам виновник торжества – ксеноморф, бронебойная тушка которого ломает к чертям былое представление о данной расе инопланетян (но при этом тварь всё же боится огня). Идея сделать монстра неубиваемым могла бы прийтись к месту, кабы в распоряжении Аманды оказались лишь гаечный ключ да отвёртка, крепко сжатые в руках. Однако здешнего арсенала с лихвой хватило бы для того, чтобы отправить на тот свет целое гнездо паразитов. Впрочем, подобные условности – не более чем вишенка на заплесневевшем торте. На деле Creative Assembly подложила игрокам свинью куда более тучную, нежели можно было бы ожидать от разработчиков, прежде не занимавшихся созданием хорроров.

 

Тупой и ещё тупее

О том, что с игрой явно что-то не так, начинаешь догадываться уже в момент первой серьезной стычки с обезумевшими от страха сотрудниками станции. Выбитый из рук неприятеля пистолет так и останется лежать на холодном полу – Аманде дозволено лишь забрать с собой обойму, дабы спустя некоторое время вставить её в другой найденный пистолет, но уже чётко прописанный в сценарии. Чтобы воспользоваться вентиляционной шахтой, необходимо навести курсор в строго определенную точку и нажать кнопку действия. Не говоря уже о неспособности героини перепрыгнуть через маленькое ограждение – пускай лучше тратит время на поиски обходных путей где-нибудь в соседних помещениях. Складывается ощущение, будто все основы современного игростроения обошли засидевшихся в танке авторов стороной. От этого менее правдоподобной смотрится информация о том, что Sega доукомплектовала состав целым рядом сотрудников из Bizarre Creations, Black Rock, Crytek, Ubisoft и Realtime Worlds. Дескать, пускай научат новичков уму-разуму, хотя опытом работы над хоррорами (да и то крайне сомнительным) могли похвастать разве что выходцы из предпоследней по списку фирмы.

К сожалению, все эти вопиющие архаизмы и прочие геймдизайнерские огрехи ещё сильнее усугубляются слабой проработкой AI. Ведомые компьютерным интеллектом супостаты то в упор не замечают ползающую под боком героиню, то вдруг сражают затаившуюся в темноте Аманду метким хедшотом. С Чужим история полностью повторяется. Не раз и не два мне доводилось оказываться в ситуации, когда монстр не слышал бодро рассекающую по коридору девушку, но зато умудрялся отпереть нужный шкафчик, хотя вёл я себя тише воды и заходил в комнату буквально на цыпочках.

Играться с уровнями сложности бесполезно – враги ведут себя одинаково хаотично на каждом из них. Меняется лишь степень урона, наносимого как недругам, так и самой Аманде. Также на hard’е (рекомендованном самими разработчиками, словно издёвка) Чужой принимается в буквальном смысле ходить по пятам за Амандой, вынуждая несчастного игрока забираться в укрытия чуть ли не каждые три минуты. Из ключевого элемента, задающего тон всей атмосфере, ксеноморф в одночасье становится навязчивым и раздражающим препятствием. Видимо, вняв мольбам излишне эмоциональных игроков, разработчики впоследствии расщедрились очередным патчем, добавляющим пресловутый very easy. Правда, интереса к происходящему это всё равно не прибавляет, поскольку на таком уровне сложности поведение ксеноморфа сводится до пары незамысловатых скриптов, и прятки с монстром перестают быть хоть сколько-нибудь интересными.

Из всего вышесказанного следует, что львиная доля хронометража отводится даже не на метод проб и ошибок, а на очередной вариант русской рулетки. Пуля в каждом втором случае будет приходиться в лоб играющему. Еще Alien: Isolation зачем-то копирует систему сейвов старой школы хорроров 90-х – сохраняться здесь можно в строго определённых местах, а заветные таксофоны расставлены друг от друга на достаточно приличном расстоянии. Словно для того, чтобы напрочь отбить у геймера всякое желание пройти игру до конца, разработчики снабдили своё детище модной нынче системой процедурной генерации предметов. Поскольку патроны и аптечки большую часть времени приходится крафтить из найденного хлама, нетрудно догадаться, какие тяготы ложатся на плечи несчастного игрока.

Ну и, что называется, на бис – Alien: Isolation не считает должным сохранять в инвентаре игрока не то, что необходимые по сюжету предметы, но даже текстовые документы. Если вы потратили добрых двадцать минут на сбор информации в рамках отдельно взятого отрезка – будьте готовы потратить их снова после наступления очередного геймовера.

 

Красивый снаружи, гнилой внутри

Единственное, что сделано в Alien: Isolation на совесть – визуальная сторона. Работа художников безукоризненна, нечасто в играх по мотивам лицензии можно наблюдать столь скрупулезно воссозданный антураж из первоисточника. О самом уровне технического исполнения, правда, столь лестно отозваться не получится. Игра одновременно разрабатывалась как для нового, так и для старого поколения систем, поэтому качество картинки находится на достаточно среднем по меркам 2014 года уровне.

Итог всей этой истории полон разочарований и недоумений. На что мог рассчитывать издатель, доверивший разработку столь амбициозного проекта команде без должного опыта? Непонятна, впрочем, и логика самих авторов, задумавших растянуть простую как два пальца концепцию на двенадцать (и это самый минимум) часов геймплея. Проект смотрелся идеальной игрой по вселенной «Чужих» лишь на бумаге и в видеороликах. На деле весь потенциал Alien: Isolation выгорает практически на самом старте, оставшиеся 80% времени приходится мириться с непростительными оплошностями и водоворотом унылой рутины, щедро наштампованной благодаря известной связке клавиш Ctrl+C / Crtl+V. Перед нами замечательная (в плохом смысле) иллюстрация того, как легко можно загубить удачную и оригинальную идею безграмотной реализацией.

Напоследок хотелось бы вскользь упомянуть о вышедших к игре двух дополнениях – Crew Expendable и Last Survivor. Каждое из них воссоздаёт по одному эпизоду из оригинальной ленты 1979 года: поиск Чужого в вентиляционной шахте и активация системы самоуничтожения корабля «Ностромо» соответственно. Даже если отбросить в сторону ностальгическую подоплёку обоих аддонов, скажу вам честно – эти полчаса геймплея подарили куда больше радости, чем вся основная игра. Никаких тебе мытарств с инвентарём, унылых диалогов и симуляторов пешехода. Даже Чужой по мановению чьей-то неведомой руки вдруг перестал жульничать и начал вести себя так, как должен был с самого начала.


Автор:

Дмитрий «Axel089» Сироватко