Святая невинность с огнём и мечом

Драматичная история Орлеанской Девы, сражавшейся за свободу родной Франции и отдавшей в этой борьбе свою совсем юную жизнь, с художественной точки зрения прекрасна сама по себе. Однако работникам студии Level 5 удалось прыгнуть выше головы. Используя канву реальных событий, аутентичное место действия и образы персон эпохи столетней войны, японские разработчики сотворили великолепную романтическую сказку, в которой нашлось место также злым демонам, эльфам, гномам и драконам. Всё это счастье, обёрнутое в форму тактической RPG, досталось эксклюзивно владельцам переносной системы PlayStation Portable.

Завязка приключения знакома любому человеку, хоть раз в жизни открывавшему школьный учебник. К началу XV века на территории Франции уже несколько десятилетий тянулась вялотекущая кровавая бойня между французской и британской короной, причём на стороне последней сражалось немало самих французов. Положение обороняющихся осложнялось тем, что на парижском троне восседал сумасшедший монарх, от имени которого страной правили местные бароны и сына которого официальными наследником признавать многие отказывались, поскольку имели место большие сомнения в его королевском происхождении. Дофин в страхе за свою жизнь бежал на юг, англичанам и их приспешникам оставалось сломить сопротивление последней французской крепости Орлеан, после чего правителем всей Франции был бы провозглашён король Англии. Но не тут-то было. В самый критический момент на помощь несчастному наследнику явилась юная дева Джоанна. От имени самого господа-бога она подтвердила его право на престол, возглавила войско, сняла осаду Орлеана и устроила коронацию принца в соборе города Реймса. Война на этом не закончилась, но Франция была спасена, а сама Джоанна погибла в английском плену пару лет спустя. В общем, всё это вы и так знаете.

 

Альтернативный подход

А теперь добавим в пресноватую быль щепотку освежающей магии. За всеми злодеяниями и кознями англичан на самом деле стоит демон Гилварот, призванный из преисподней регентом малолетнего британского самодержца Генриха VI. Злой дух овладел телом ребёнка и готовится отомстить за своё предыдущее поражение, когда пятеро воинов света отправили его в геенну огненную с помощью пяти волшебных амулетов. Тем временем в глухой французской деревушке Домреми случилось вполне обыденное по тем временам событие – на неё напали прямо в разгар массовой гулянки и сожгли дотла. Но целью рейда была вовсе не сама деревушка, а проезжавший в её окрестностях тяжело раненый рыцарь, настигнуть которого карательный отряд так и не сумел. Зато это удалось отправившейся вместе с подругой к церквушке Жанне Д’Арк. Обыскав свежеобразовавшийся труп, Жанна обнаружила на нём странный светящийся мешочек. Любопытство было наказано – на руку девчушке наделся один из тех самых пяти амулетов, а с неба зазвучали голоса, призвавшие в дальний поход. Утрата родного дома укрепила в мысли, что именно так следует поступить.

Путешествие состоит из тридцати шести сюжетных битв и неограниченного множества рандомных миссий, которые вы можете устроить по собственному желанию – ради «прокачки», разумеется. К сожалению, они редко балуют разнообразием. Одни и те же противники как правило располагаются на одних и тех же картах независимо от того, как далеко вы пройдёте по сценарию и сколько раз вернётесь на пройденный этап. Тем не менее, посещать эти сражения необходимо, дабы держать в тонусе всю команду персонажей, коих под конец соберётся аж четырнадцать. Новички стекаются в отряд постепенно и приходят обычно в «отсталом» состоянии; некоторые соратники выбывают на какое-то время, а кое-кто, увы, навсегда. Поддерживать баланс сил внутри коллектива – в интересах игрока, иначе очередной сюжетный твист застанет врасплох. Это не тот случай, когда можно заранее наметить себе любимцев и заниматься только ими. С другой стороны, рандомные миссии иногда бывают сложнее и интереснее обычных, предлагают уникальные задания, коих в сюжете не предусмотрено. Так что «качаться» и получать удовольствие одновременно получится вполне.

Для волнующихся за главную героиню скажем сразу – не переживайте, до развязки она доживёт. Историческую коллизию с её неминуемой гибелью сценаристы изящно обошли, обыграв одну из популярных легенд. Что касается прочих фигур из учебника, каждой из них отведена подобающая роль. Маршал Жиль де Ре, верный спутник Жанны и коллега по ношению амулета, рыцари Жан де Мец и Бертран де Поленьи – все зачисляются в отряд одними из первых. Конечно же, придётся иметь дело со слабовольным наследником престола, Карлом VII, отблагодарившим свою спасительницу предательством. Людям, ориентирующимся во всех этих именах и цифрах, игра подарит особенное удовольствие.

 

Популярная механика

Геймплей с одной стороны весьма шаблонен для жанра, с другой – состоит сразу из нескольких важных слоёв, в каждом из которых необходимо тщательно разобраться. Для начала следует уяснить систему экипировки. Все герои могут носить одно основное оружие и нательную броню, мечники в дополнение к этому умеют держать щит. Менять «профессию» персонажа нельзя, игра таким образом поддерживает разнообразие и тактическую вариативность. Также у всех бойцов имеются слоты скиллов, каждый из которых можно заполнять одной дополнительной функцией. Изначально слотов три, но после настойчивой «прокачки» их число удвоится. Сами скиллы разбиты на четыре группы. В первой находятся супер-атаки, дополняющие основное оружие и потребляющие запас магической энергии. Во второй расположены «пассивные» приёмы, ману не расходующие, но и от воли игрока не зависящие (автоматический контрудар, к примеру). Третья – самая простая и понятная, это магия. Авторы не стали себя особо утруждать и вывалили список из самых будничных заклинаний, включающих огненные вихри, молнии, глыбы льда и прочую классику на тему стихий. Лечащие и статусные спеллы также в наличии. Любопытно здесь то, что колдовать может кто угодно без ограничений, и это в средневековом мире, где лютует инквизиция. Наконец, в четвёртой группе собран пёстрый комплект статусных финтифлюшек, таких как удлинение линеек HP/MP, разгон показателей атаки и брони, мультипликаторы экспы и прочее в том же духе.

Описанное выше достаётся игроку, разумеется, не просто так. Основными поставщиками амуниции выступают магазины в городах. Изредка удаётся найти что-нибудь полезное на поле боя. Серьёзные скиллы предстоит добывать своими силами одним из двух путей, на прилавках выложены только самые примитивные версии. Первый совершенно классический – подбираем с земли то, что остаётся после гибели противника. Доступ к альтернативному способу открывается в концовке второй главы и переворачивает с ног на голову всю логику формирования тыловых запасов. Некоторые способности можно будет смешивать, получая из двух старых одну новую. Формулы изначально неизвестны, поэтому результаты могут как приятно удивить, так и разочаровать. Но самое главное, после этого вы начнёте складировать всё, что нашли, в ожидании каких-то новых вариантов, а не выносить сразу на продажу скопившиеся излишки.

Относительно магии стоит сделать ещё одно уточнение. Она построена на системе трёх сил, действующих по принципу «камень – ножницы – бумага». Заклинания получают солнечную, лунную и звёздную энергию, и тут уже можно свободно выбирать, к какому из светил подключить того или иного героя. Есть ли смысл заморачиваться этими тонкостями – вопрос, честно говоря, неоднозначный. Каких-то критически важных преимуществ правильное использование стихий не приносит, решающим фактором в любом случае остаётся уровень персонажа и его экипировка. Но в особо тяжёлых битвах значение могут иметь даже такие мелочи. Также как и коллекция предметов, разово восполняющих здоровье или исправляющих те или иные статусы. Если у вас в команде не оказалось героя с целебными заклинаниями, латать раны придётся травкой да фруктами. Иногда очень к месту оказываются восполнители маны, если какой-нибудь злыдень наглухо игнорирует любые физические атаки и откликается только на сильнодействующее волшебство. В магазинах, как водится, куцый прейскурант, так что не спешите расчищать завалы, даже если весь этот набор эликсиров кажется бесполезным.

 

Дуэльный кодекс

Боевая система тоже имеет немало хитростей, хотя поначалу выглядит совсем простенькой. За один ход персонаж может переместиться и совершить действие – атаковать, использовать скилл или предмет. Казалось бы, всё совершенно ясно, но не спешите. Для начала присмотритесь к расстановке. Важное значение имеет, куда противник повёрнут лицом. Бить лучше всего в спину, но неплохо выходит и с флангов. Лобовое столкновение чревато высокой вероятностью промаха или блокировки. Дальше ещё интереснее. Как только вы наносите удар, противник немедленно бьёт в ответ, не дожидаясь своей очереди. Этот нюанс вносит глобальные коррективы во всю тактику. Приходится просчитывать последствия и в каких-то ситуациях воздерживаться от агрессивных действий, поскольку после «ответки» противник на следующем ходу может вырубить персонажа окончательно. Потеря одного бойца в большинстве случаев проблемой не является, он будет в строю уже к следующей баталии. С помощью специальной магии выбывшего товарища можно вернуть даже по ходу текущей схватки. Но иногда в качестве условия поражения записана гибель конкретного героя или любого из них. В таких случаях приходится быть особенно аккуратным. Также не следует забывать об общем лимите ходов.

Прогрессируют персонажи линейно, для нового левела каждый раз нужно накопить 100 очков опыта. Хитрость тут в том, что чем дальше, тем меньше экспы выпадает из поверженных оппонентов. Если вы решите устроить забег по пройденным уровням в целях «прокачки», бонусы станут совсем мизерными. Впрочем, терпение и настойчивость принесут свои плоды, а заниматься «качем» так или иначе придётся – сложность нарастает быстрее вашего стажа. К счастью, экспа перепадает не только активным участникам битв, но и сидящим в запасе. Это помогает избегать совсем уж драматических разрывов. Время, проведённое в свободном полёте, никак не отражается на течении сюжета, там все события заранее расписаны и случатся в положенный срок. Есть небольшая вариативность в выборе сценариев, но ключевые точки и концовка всегда общие. После полного прохождения можно вернуться на карту и бродить дальше по Франции, уже не отвлекаясь на сюжет.

Главной фишкой всей «боёвки» являются магические амулеты. Они умеют превращать своих владельцев в монструозных трудноуязвимых супергероев, в момент трансформации полностью восстанавливают здоровье, а также позволяют лупить противников уникальной магией. Длится превращение всего два-три хода, после чего персонаж возвращается к обычному состоянию, однако если вашему подопечному удалось ликвидировать неприятеля, то включается режим godspeed и боец получает право на ещё один полноценный ход вне очереди. Если приноровиться, можно выучить несложный трюк – сначала подранить сразу нескольких оппонентов, а затем выкосить их за один присест. Чтобы амулеты работали, в них нужно вставлять магические камни. Одни достаются по сюжету, другие приходится добывать в специальных квестах. Каждый камушек обеспечивает одну метаморфозу за битву, поэтому если у вас их, скажем, три штуки, то и обращаться получится трижды. К сожалению, не вам решать, кто именно из героев будет носить эти полезные железяки. Избранные определены сценаристами, ваш выбор – давать им шансы проявить себя или делать ставку на остальных.

 

Продлись, продлись, очарованье!

Помимо богатой начинки, игра привлекает внимание феноменально обаятельным дизайном. «Анимешная» стилистика ничуть не портит впечатление – наоборот, она абсолютно к месту и лишний раз подчёркивает, что перед вами никакой не исторический симулятор. Самого аниме в виде сюжетных видеороликов – почти на полнометражную ленту. К проекту явно относились всерьёз и бюджетных ассигнований не жалели. Однако делали потенциальный хит прежде всего для своей, японской публики. Англоязычный релиз состоялся только на территории США ограниченным тиражом и почти с годичной задержкой. Скажем прямо, творение Level 5 заслуживало большего, хотя можно понять опасения издателя – всё-таки весьма узкая ниша тактических «ролёвок» тогда, десять лет назад, была забита под завязку сильными конкурентами. Чего стоит одна Disgaea… Увы, как закономерное следствие, про Jeanne d’Arc на PSP знают в основном ценители жанра да профессиональные критики. И те, и другие игрушку взахлёб хвалят, не стесняясь громких слов, но время и возможности продвинуть её в массы безнадёжно упущены.

Что касается моих личных впечатлений, опишу их кратко: полный восторг. Едва закончив прохождение, я тут же начал его заново по второму кругу. И не только из-за желания поглядеть альтернативные сценарии на сюжетных развилках. Скорее ради того, чтобы просто растянуть удовольствие, а также с самого первого уровня играть с полным пониманием всей многослойной механики. Тот случай, когда остро не хватает каких-нибудь DLC-сценариев или полноценного продолжения. Остаётся надеяться, что в Sony когда-нибудь вспомнят про своё маленькое сокровище да и переиздадут его на какой-нибудь более современной платформе.


Автор:

Neon Knight