Техасская резня фонариком

Вы когда-нибудь заDOOMывались о том, как можно сделать оригинальный шутер? Какой тюнинг необходимо провести среднестатистическому представителю жанра, чтобы из невыразительного паршивого утёнка он превратился в могучий хит, завоевал любовь и уважение со стороны игроков? Да, здесь есть над чем поDOOMать. Если бы ответ был элементарно прост, полки магазинов всенепременно бы ломились от обилия шедевров из семейства «стрелялка от первого лица».

Однако суровая реальность состоит в том, что с тех пор как господа из id Software выжгли калёным железом в мозгу игроков гордое слово Doom, жанр FPS пребывал в состоянии унылого застоя. Большинство разработчиков упрямо отказывались предлагать собственные нововведения. Смелых новаторов можно пересчитать по пальцам одной руки: Half-Life поразил всех зрелищной кинематографичностью, Deus Ex смело скрестил FPS и RPG. Учтём также, что в большинстве современных экшенов присутствует режим обзора от первого лица. Надо DOOMать, в ближайшем будущем чистопородные шутеры перестанут существовать как класс. В период всеобщей жанровой глобализации попытки удивить общественность сугубо консервативным подходом к работе смотрятся, по меньшей мере, странно. Особенно если речь идёт о создании сиквела той самой серии Doom, при упоминании которой принято в экстазе закатывать глаза и издавать приглушённый вздох блаженства.

 

Джентльмены предпочитают шотганы

Вероятно, анонс Doom 3 был воспринят общественностью как событие сродни Второму Пришествию. Удивляться тут нечему – статус предыдущей номерной главы, Doom 2, до сих пор воспринимается исключительно с несмываемым клеймом хита высшей пробы. Тем более уж от кого, как не от id Software, создателей Wolfenstein и Quake, ждать откровений? В связи с этим несколько странно видеть то, что представляет собой результат творчества. С первых же минут игра ставит в тупик своим сюжетом. А точнее – фактом его отсутствия. Какие-то зачатки творческой мысли в наличии имеются, однако сразу видно, что им изначально были отведены сугубо вспомогательные функции. В общем и целом история Doom 3 подозрительно похожа своей фабулой на фильм Ghosts of Mars («Призраки Марса» в отечественном прокате). Там учёные освобождают из марсианских склепов орду духов красной планеты. Археологи из id Software копают глубже и добираются до самого ада. Как нам известно, ад – место достаточно весёлое. Особенно хороши населяющие его многочисленные создания, которые, в порыве чувств, горят (в буквальном смысле) желанием познакомиться со всем, что движется.

Прорвавшись в нашу реальность, уроженцы преисподней продемонстрировали всё своё дружелюбие обитателям некоей исследовательской станции, после чего в живых там не осталось практически никого. Игроку отведена роль одного из уцелевших, с позволения сказать, счастливчиков. Как водится, это шкафообразный десантник, которому предстоит подержать в руках дюжину убойных пушек и поговорить по душам со множеством представителей адского населения. На серьёзную историю подобная завязка тянет с трудом, годится она скорее для затыкания дыр в геймплее. Не то чтобы этих дыр было так уж много, просто геймплей Doom 3 феноменально стандартен. По сути, он ничем не отличается от предыдущих частей (коим даже в начале девяностых не всегда хватало разнообразия). Выражается это буквально во всём, вплоть до порядка получения оружия: сначала к вам в распоряжение попадает пистолет, потом дробовик, винтовка, далее до полного комплекта. Если поDOOMать, фанаты только того и ждали. Для них Doom 3 – возможность окунуться в атмосферу любимой серии. Люди посторонние вправе оказаться более притязательными. Будет ли им интересно играть в прямолинейную «стрелялку», скупо разбавленную заданиями по поиску ключей и потайных комнат? Разработчики пожертвовали очень многим, дабы сохранить ту самую DOOM’овскую механику. Из-за этого игра буквально напичкана огромным количеством условностей. Есть условный главный герой, условная сцена для грандиозного побоища и условный противник (ну кто им сказал, что в аду живут скелеты с ракетницами на плечах?!).

Странно, что бравые техасские хлопцы из id Software не пожелали выдержать консервативный вектор развития до конца. Существенно снизив степень освещённости, они превратили залихватский боевик в неуклюжее подобие survival horror’а. Неизвестно, кто выключил на марсианской базе основной электрический щиток, но тьма стоит такая, что хоть глаз коли. Из-за этого большую часть пути приходится одолевать, судорожно освещая местность карманным фонариком. Садизм ситуации в том, что вы не можете одновременно использовать фонарик и огнестрельное оружие. Необходимость постоянно переключаться между ними очень скоро начинает действовать на нервы, а, если уж быть до конца честным, то натурально раздражать. Впрочем, увесистым осветительным прибором можно тоже очень неслабо закатать в лоб особо ретивому зомби. Однако удивительно, что ожидаемая техасская резня бензопилой нежданно-негаданно превратилась в марсианское избиение фонариком.

 

Взрывы, монстры, два ствола

Техническая составляющая дарит весьма неоднозначные впечатления. Гарцуя на всезахлёстывающей волне normal-mapping технологии, Doom 3 выглядит относительно свежо, порой даже приятно удивляет умелым использованием переходов света и тени. Подобные графические решения нечасто встречаются в консольных играх (но пациент-то родом с РС – прим. ред.). Впрочем, в The Chronicles of Riddick тот же самый normal-mapping был реализован куда более впечатляюще. Doom 3 грешит размазанными текстурами, притом что на Xbox игра «портирована» с минимальными потерями. Вот за что действительно хочется пару раз приложить авторов пресловутым карманным фонариком, так это за качество звукового сопровождения. Давайте рассуждать логически: чему стоит уделить больше всего внимания в прямолинейном шутере? Правильно, оружию. Оно должно создавать ощущение мощи. А теперь скажите, какое ощущение способно создать даже самое внушительное ружьё, если оно стреляет тише, чем «воздушки», которые многие из нас в детстве мастерили из бигуди, напальчников и кусков изоленты? Бронебойные винтовки стрекочут, будто сонные кузнечики, а пистолет вызывает ассоциации разве что с новогодней хлопушкой.

Это ли намоленный сиквел именитой серии, который мы ждали более десяти лет? Это ли хит, который обещали нам техасские отцы-основатели? Вероятнее всего, нет. Талантливые программисты из id Software за полтора десятка лет не превратились в талантливых гейм-дизайнеров, Doom 3 получился слишком неубедительным и пресным. Примерно таким же, как шутка с подстановкой в глагол «думать» слова «DOOM», которая давно никого не смешит. Третья часть знаменитого FPS впечатлит лишь самых закоренелых фанатов. Остальные, скорее всего, обратят внимание на свежий Unreal Championship 2 или на весьма интригующий проект Pariah.


Автор:

Олег «Rogue» Гаврилин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.