Live by honor. Kill by stealth.

Игры про ниндзя были всегда. Или почти всегда. По крайней мере, сам я играю в них ещё с тех времён, когда в далёком отрочестве днями напролёт зависал в местном компьютерном клубе, оснащённом «Амигами». Пока друзья зачищали от вражеской техники речное русло в River Raid, да скакали через катающиеся черепушки в… Уже не вспомнить, как это чудо называлось… Так вот, в это самое время я отчаянно рубился в Life Ninja. Помните такую игру? Человек в чёрном ходил по многоярусной пагоде и глушил разномастных каратистов мечом, ногами, а также «звёздочками». Когда противники на этаже заканчивались, надо было найти в потолке дыру, встать точно под ней и нажать «вверх». Ниндзя перелетал на следующий ярус-уровень, где его встречала очередная делегация молодчиков в кимоно. Замечательная была игрушка! Чуть позже, уже на «Денди», запомнилась Ninja Gaiden, а на «Сеге» – сериал Shinobi и, конечно же, первая часть великой эпопеи Mortal Kombat, самыми колоритными персонажами которой были ниндзя из клана Лин-Куэй.

Хорошо помню своё первое знакомство с Tenchu. Игра только-только вышла в Японии и кроме как в журнальных колонках новостей ещё нигде не упоминалась. Запустив её, я решил, что это обычный клон Tomb Raider в сеттинге средневековой Японии. Воодушевлённый открытием, смело ринулся в бой, едва различив силуэт бойца с копьём. Массакр не удался. Мало того, что враг наотрез отказывался умирать, активно оказывая сопротивление, так наша с ним возня до кучи собрала целую толпу охранников. Первое боевое крещение закончилось плачевно. Ещё несколько неудачных попыток окончательно убедили в абсолютной несуразности новой игрушки. «Фишку» тогда я не просёк. После обычных «бит’эм-апов» и прочих файтингов с участием ниндзя сходу распознать в очередном проекте практически полноценный симулятор японского лазутчика было сложно. Уже позже, прочитав рецензию в журнале, я смог по-настоящему проникнуться атмосферой.

 

Игра в прятки

Первая часть Tenchu появилась в феврале 1998 года, когда понятие Stealth Action ещё только входило в моду. Фактически, создатели проекта (студия Acquire) умудрились с первой же попытки ухватить все основные элементы геймплея зарождающегося направления. Хотя главную заслугу в популяризации «стэлса» приписывают вышедшему чуть позднее Metal Gear Solid, Tenchu оставила заметный след в истории видеоигр. Не самая выдающаяся на тот момент графика ничуть не помешала стать настоящим хитом. На высоте оказалась играбельность. В новой локации вместе с заданием геймер получал свободу выбора. Предоставлялась возможность либо по-тихому перерезать охрану, либо же, не взяв на душу ни единой лишней загубленной жизни, тенью проскользнуть к цели. Последний вариант, на самом деле, рассматривался лишь как запасной. Не зря за пределами Японии заголовок получил приписку «Невидимые убийцы» (Stealth Assassins). Всё свелось к разнообразию способов бесшумного умерщвления жертв. Сценки с отрезанием головы вражескому самураю или протыканием насквозь его трясущегося тела мечом смотрелись круче знаменитых «фаталити» из МК. Доступный арсенал, включающий кагинаву, сякэны, тэцубиси, фукию и прочие не менее полезные «нинки», призванные облегчать жизнь бойцов невидимого фронта, помогал вжиться в роль. Проект разошёлся тиражом более миллиона копий. Удостоившись множества наград, включая титул 1998′ Action Game of the Year от журнала Game Informer, Tenchu была переиздана под лейблом Greatest Hits в Северной Америке, пополнив список самых продаваемых игр для PS one.

Вторая часть вышла летом 2000 года. Разработчики явно не почивали на лаврах – игра сильно преобразилась. Сюжет достиг поистине эпического размаха. Драматическая история оригинала, повествовавшая о ниндзя из клана Адзума – Рикимару и Аямэ – избавивших Японию от кровавого божества (а попутно от безумца, его возродившего), трагически завершившаяся гибелью Рики, многим пришлась по душе. Чтобы не портить впечатление воскрешением главного героя, но в то же время не разлучать фанатов с полюбившимся персонажем, сценаристы сваяли приквел, повествующий о первых шагах в карьере невидимых убийц. Собственно, обо всём говорит само название – Tenchu 2: Birth of the Assassins. На этот раз героев трое, причём в центре внимания оказался именно новичок. Самым перспективным выпускником школы призраков клана Адзума был Тацумару, однокашник Рикимару и Аямэ. Переплетаясь, сюжетные линии персонажей превращали простенькую сказку про «плохих» и «хороших» ниндзя в захватывающий триллер, следить за перипетиями которого одно удовольствие. А трагедия, связанная с потерей Тацумару памяти, даст фору опереточным заморочкам иных хитовых jRPG.

Попутно с сюжетными коллизиями, заметно усложнился геймплей. Игра стала настоящим симулятором. Меч приходилось доставать и прятать в ножны в зависимости от ситуации, учитывать расстояние до края стены перед забрасыванием кагинавы (крюк на верёвке), плюс много о чём помнить для того, чтобы успешно выполнить задание. Высший ранг покорялся только истинным гениям ниндзюцу. Такой шаг навстречу реализму оценили далеко не все. Стартовала Tenchu 2 довольно резво, по результатам первой недели продаж заняла шестое место в хит-параде бестселлеров для PS one, но популярности оригинальной Tenchu не добилась.

 

Большие перемены

Поскольку уровень продаж приквела не достиг запланированных показателей, издательство Activision (в своё время удачно отхватившее права на сериал) рисковать больше не пожелало. Разработку продолжения передали другой команде. Студия К2 справилась с поставленной задачей на «ура!». Tenchu: Wrath of Heaven для PS2 больше всего напоминает римейк первой части, хотя на самом деле действие происходит через год после известных событий. Знаковые герои серии благополучно вернулись в строй. Оказалось, Рикимару не насмерть камушком придавило. Сила его «джедайского» меча Идзаёи не позволила случиться непоправимому, а злодеюшка Оникагэ воскрес благодаря усилиям одного нехорошего человека. Оба принялись за старое. Первый встал на защиту лорда Годы от посягательств новоявленных отморозков, цель второго – возрождение забытого бога Мэи-О. Нетрудно догадаться, что пути-дорожки заклятых приятелей вновь пересекаются.

Бывалые игроки снова крались по крышам, внимательно следя за состоянием «Ки-метра», подсовывали охранникам отравленные рисовые шарики, пугали до смерти неожиданным появлением из ниоткуда. Словом, веселились как прежде. Новичкам тоже понравилось – проверенная формула сбоя не дала, а отлично вписавшийся в общий рисунок кооперативный режим, в котором можно выполнять совместные добивания, только добавил азарта. С другой стороны, новые разработчики всё же не довели до ума слабую боевую систему, а лишь сдобрили её различными спецвозможностями, зарабатываемыми с помощью бесшумных убийств. Да и графика в WoH оказалась пускай симпатичной, но от идеала весьма далёкой. Команда К2, состоящая в основном из бывших сотрудников Capcom и SNK, особого пиетета перед детищем Acquire не испытывала. Не постеснялись даже кое-где скатиться до обыкновенного стёба. Так, сюжетная часть, откровенно сдавшая по сравнению с предшественницей, обзавелась альтернативной озвучкой в духе «гоблиновских переводов». Получилось, конечно, забавно, но довольно пошло.

Относительный успех третьей части развязал игроделам руки. Конвейер по тиражированию проектов с заветным словом Tenchu в названии быстро набрал обороты. Сначала появился «порт» WoH для Xbox. Пара дополнительных уровней (так в своё время две «лишние» миссии затесались в американскую и европейскую версию оригинальной Tenchu), бесполезная возможность прятать трупы и новое название – Tenchu: Return From Darkness, обязаны были сделать владельцев «гробика» едва ли не счастливее обладателей PS2. Затем фанатов обрадовали полноценным продолжением – Tenchu: Fatal Shadows для PS2, назвать которое иначе как add-on’ом WoH язык не поворачивается. К слову, на тот момент брэнд Tenchu плавно перекочевал от Activision к FromSoftware, а уж эти ребята толк в клонировании тайтлов знают. Авторы посчитали излишним утруждать себя модернизацией устаревшего «движка» и шлифовкой геймплея, не говоря о внесении каких-то значительных нововведений. Единственный пунктик, дополнивший список features – стэлс-убийство сразу двух охранников – изрядно пострадал от кривой реализации. Два женских персонажа в качестве центральных героинь ситуацию, конечно же, не спасали. Кстати, Рин (дебютировавшая в FS) в качестве камео почтила присутствием другую игру от FromSoftware – The Story of Hero Yoshitsune Shura (клон Dynasty Warriors). Там девушка-ниндзя выступает как самостоятельный играбельный персонаж. Таким образом, Рин сменила не только жанр, но и временную эпоху (события последней игры происходят лет на четыреста раньше). На мой взгляд, роль в «Сказании» удалась ей куда лучше.

 

Эра мобильных технологий

В июле прошлого года в Японии вышла первая портативная представительница серии («телефонные» поделки не в счёт). Tenchu: Shinobi Taizen для PSP словно подытожила всё наследие сериала. Шесть сюжетных линий (все главгерои, плюс красавчик Оникагэ); тридцать три играбельных персонажа, доступных для free mode. Появилась возможность сыграть почти за всех «плохих», засветившихся когда-либо в Tenchu от К2. Причём у каждого собственный набор добиваний. Казалось бы, о чём ещё мечтать фанатам? Подвело исполнение. К старым грешкам добавились новые. Окончательно отбившуюся от рук камеру и смехотворно малую зону видимости год назад ещё можно было списать на особенности малютки от Sony, потому как сравнивать тогда было практически не с чем. Но в Европе и Америке локализованная Tenchu: Time of the Assassins вышла только теперь, когда проекты уровня Tomb Raider: Legends уже не редкость. Несмотря на то, что западная пресса безжалостно растоптала игру, многим PSP-версия Tenchu вполне способна понравиться. Хотя стоит заметить, что в некоторых деталях TotA отличается от оригинала не в лучшую сторону. К примеру, вступительный ролик лишился зажигательной песенки и нескольких кадров (там, где Рикимару отбивает мечом «звёздочки»), а про англоязычную озвучку вообще лучше не упоминать, а то неудобно получится.

Про приверженцев Nintendo DS заботливые разработчики тоже не забыли. Нынешней весной на родине ниндзя появилась Tenchu: Dark Shadow (в названии американской версии тоже обыгрывается фирменная аббревиатура, Tenchu: Dark Secret). На ранних скриншотах игра смотрелась сносно (слабую детализацию картинки на ханд-хелде от «Большой N» замечать ведь не принято), а вот то, что получилось в итоге… Визуально Tenchu DS отличается от «старших» версий примерно так же, как самый первый Metal Gear образца 1987 года от Snake Eater. Второму экрану нашлось интересное применение. Девелоперы не ограничились обычным набором карта/инвентарь. Если вы сумеете незаметно подкрасться к врагу, то в награду узрите картину Репина «Рикимару убивает своего сы.. самурая». Враг подорвётся на мине, соответствующий этюд с нижнего экрана не преминет порадовать глаз красочностью рисунка. Такой вот чудный интерактив. Негодование фанатов вызвала оценка на страницах Famitsu. Двадцать девять из сорока (7/7/7/8) непомерно много для подобной халтуры, а главное – пугает единодушие рецензентов. Показательный пример: всего лишь через пару месяцев после релиза крупный Интернет-магазин Play-Asia.com скинул цену на картридж с Dark Shadow до жалких пятнадцати баксов. Помогло не особо.

Понятно, что усилия К2 не могли пройти для Tenchu даром. Репутация легендарного сериала основательно подмокла. Многие от него попросту отвернулись. Многие, но не все. Остаётся ещё приличная по численности армия поклонников, на которых уповают халявщики. У меня самого начинает учащённо биться сердце, когда я пересматриваю ролики грядущей Tenchu: Senran для Xbox 360 (в Японии релиз состоялся 5 октября). Очень хочется верить, что на этот раз нас не обманут. Хотя определённые выводы можно сделать уже сейчас. Видно, что графика до стандартов next-gen, мягко говоря, не дотягивает, а новые фичи – бег по стенам и stealth kill сквозь бумажные перегородки сёдзи – «свистнуты» у ближайшего конкурента, из Shinobido: Imashime.

Что касается той самой Shinobido, то эту игру от Acquire можно считать настоящей преемницей Tenchu; именно такой должна была стать третья часть. Оказавшись не у дел, родоначальники сериала нашли тёплое местечко под боком компании Spike. Самурайская сага, известная на Западе под названием Way of the Samurai, стала результатом плодотворного сотрудничества. Не в силах смотреть на то, что вандалы из К2 сотворили с их любимым детищем, Acquire’вцы выпустили альтернативный тренажёр ниндзя. Shinobido (появившаяся в декабре прошлого года) превосходит нынешнее поколение Tenchu во всём. Наконец-то искусственный интеллект позволяет наслаждаться превосходством невидимки над простыми смертными. Противники ведут себя вполне естественно: столкнувшись с чужаком, зовут на помощь (подмога не заставляет себя ждать), организованной толпой с фонариками наперевес прочёсывают подозрительные места, а пробежав за вами пол-уровня и упустив, практически никогда не упираются в преграду, когда возвращаются на старое место. Зачастую же просто меняют маршрут патрулирования. Достойный интеллект врагов – это, пожалуй, главный козырь Shinobido. За многочисленными изменениями и улучшениями скрывается хорошо знакомый нам геймплей. Герой – ниндзя по имени Го, а по кличке Карасу (Ворон) – не менее стильный персонаж, чем те же Рикимару или Тацумару. Можно отметить также нелинейный сюжет, предусматривающий несколько вариантов развития событий. Этим летом SCEE на свой страх и риск выпустила проект в Европе под названием Shinobido: Way of the Ninja. В любом случае данная игра заслуживает подробнейшего обзора, который обязательно появится на страницах нашего журнала.

 

Дополнительные факты

Редактор миссий – одна из фишек Tenchu. Японские геймеры получили его раньше других. Спустя год после релиза оригинальной игры свет увидела специальная версия со встроенным редактором, Tenchu: Shinobi-Gaisen. Сборник лучших фанатских работ обрёл жизнь под вывеской Tenchu: Shinobi Hyakusen. Остальным конструктор перепал только вместе со второй частью. Несмотря на достаточно скромные возможности новой опции, не позволявшие создавать полноценные локации, поле для народного творчества оказалось непаханым. Вложив весь свой нерастраченный дизайнерский талант в собственный неповторимый уровень, можно было с удовлетворением наблюдать за тем, как заглянувший в гости друг (фанат Tenchu, естественно) пытается отыскать запрятанные в самых потаённых уголках секретные свитки, а после заценить плод его творчества, принесённый на карточке памяти.

Разработчики из К2 поначалу традицию не поддержали, редактор появился вновь лишь в Shinobi Taizen для PSP. Этот конструктор схож с тем, что был в Tenchu 2, только возможности у него намного шире. Теперь можно даже собственный сценарий к миссии прикрутить, вернее, прописать диалоги героев (на языке, установленном в опциях PSP, т.е. на русском тоже!). После релиза случилась целая рекламная акция. Издатель привлёк к раскрутке проекта четырёх известных геймдизайнеров, среди которых оказался даже Юдзи Нака из Sega, и те добросовестно наваяли для публики свои варианты карт. Папа синего ёжика, конечно, большой оригинал. Он не просто воссоздал планировку родного офиса, но и предложил побегать по нему в шкуре огромного медведя. Кромсая по пути негров-полицейских и «белых воротничков» с катанами, вы должны добраться до кабинета Мистера Наки (помните, как выглядит босс из бонусной миссии WoH?), ну и выпустить ему кишки. А всё из-за какого-то таинственного диска. Фанаты обмениваются через интернет самодельными кампаниями, среди которых особенной популярностью пользуются римейки старых карт, вроде Echigoya. Один из первых рекламных трейлеров Tenchu Senran для Xbox 360 акцентирует внимание на возможностях редактора персонажей. Будет ли Create mission mode, пока неясно. Видит Будда, лучше бы уж наоборот!

А что же Acquire? Разумеется, в Shinobido: Imashime есть свой редактор, причём он на голову превосходит все те, что когда-либо были в Tenchu. Здесь можно запросто изменять ландшафт местности, строить сложные архитектурные сооружения и… Короче, есть, куда фантазию приложить. Что интересно, навыки дизайнерской работы приобретаются уже по ходу дела. На лачугу, где обитает Го, периодически совершают опустошительные набеги наглые мародёры (происходит это между миссиями). Грамотно спроектированная полоса препятствий, состоящая из всевозможных ловушек на подступах к хижине, позволит отбиться от халявщиков и сохранить имущество (деньги и предметы). Сотня избранных журналом Famitsu читательских произведений издана этой весной в виде add-on’а Shinobido: Takumi.

В оригинальной японской версии Tenchu Рикимару разговаривает голосом Сё Косуги. Этот японский актёр был некогда одним из самых популярных исполнителей ролей ниндзя. В конце восьмидесятых фильмы с его участием крутили даже в советских кинотеатрах, наряду с таким культовым трэшем как «Хон Гиль Дон» мистер Косуги засветился в знаменитом голливудском боевике «Слепая Ярость». Помните фееричный поединок незрячего Рутгера Хауэра с японским мастером в джакузи? На счету актёра два десятка ролей, в большинстве из которых маэстро увековечил образ неуловимого синоби. В прошлом году, после двенадцатилетнего перерыва, прозвучал анонс очередного боевика с участием Косуги. Картина под названием The Return of the Ninja станет логическим продолжением трилогии Ninja (Enter the Ninja (1981), Revenge of the Ninja (1983), Ninja III: The Domination (1984)). Пожилой мастер ниндзюцу отправляется в США на поиски преемника (сюжетец, конечно, тот ещё). Не пропустите!


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Семь гномов:

    зачет