Время взрослеть

При всей брутальности и обилии кровищи, сериал God of War всегда производил на меня впечатление продукта сугубо подросткового. Из-под грозной одёжки Бога Войны слишком явно торчали «крючки», на которые ловкие игроделы обычно подсаживают юношей пубертатного возраста, открывающих для себя мир взрослых развлечений. Тут вам и вычурная, иногда полностью лишённая смысла жестокость в духе Mortal Kombat, и жирнющие намёки «про это» по поводу и без, и, наконец, сочащийся харизмой образ могучего альфа-самца в качестве главного героя. Всё это – в очень условном псевдо-мифологическом сеттинге, с крайне непритязательным сюжетом и простеньким «однокнопочным» геймплеем. Если бы мне было пятнадцать, когда зародился сей грандиозный эпос о древнегреческом Конане-варваре, я бы смог его полюбить. Но, увы, в середине нулевых мне было уже за двадцать, поэтому возбудить какой-либо иной интерес, кроме игрожурского, у приключений Кратоса тогда не получилось.

В новом God of War изменилось очень многое, в том числе – целевая аудитория, на которую рассчитана игра. Сериал не ищет новых поклонников среди современной молодёжи. Наоборот, он обращается к тем же людям, которые составляли фанбазу во времена его расцвета. Тем, кому Кратос полюбился тринадцать лет назад, сегодня тоже глубоко за двадцать, а то и за тридцать. Посмотреть на любимую вселенную с принципиально иной точки зрения, с позиции взрослого человека – хороший повод запустить приставку на пару-тройку вечеров. И увидеть изрядно постаревшего героя, озабоченного своей личной драмой. Бог Войны теперь не один. У него появился сын, которого нужно воспитать, и сосуд с прахом любимой женщины, который нужно отнести на вершину мира. Интригующая и неожиданная завязка.

 

Алексей, Алёшенька, сынок

…Сына на самом деле зовут Атрей, но это детали. Ему на вид лет двенадцать, он худенький и щуплый, хотя уже неплохо обращается с луком и хочет вырасти могучим воином, как его отец. Правда, папашу он толком не знает – в основном лишь по рассказам матери, с похорон которой начинается большое путешествие воссоединившейся семьи. Горе связало отца и сына в прочный тандем, но им придётся пройти огромный путь, прежде чем они смогут узнать и понять друг друга. Тщедушный Атрей поначалу разочаровывает Кратоса, служит для него обременительной обузой. Но и мальчишка видит перед собой только грубого и крайне немногословного мужика, с которым совершено не получается беседовать по душам. Лёд тает медленно, но верно. Оба героя движутся навстречу друг другу. Атрей мужает, обретает боевые навыки. Кратос, в свою очередь, раскрывает в себе человеческие качества, всё больше доверяет своему отпрыску и потихоньку делится с ним своим прошлым. Что-то отдалённо похожее на дружбу Джона Коннора с Терминатором. Наблюдать за этой стороной сюжета особенно интересно, если у вас есть возможность сопоставить её со своим жизненным опытом.

Что касается истории как таковой, то игра радикально сменила сеттинг. Натворивший кровавых дел в родной Греции, Бог Войны подался на север и оказался в Мидгарде, мире скандинавской мифологии. Здесь, разумеется, свой пантеон богов, сложная система взаимоотношений между людьми, эльфами, гномами, ведьмами, и чрезвычайно навороченная структура самого мироустройства – до основного портала вы доберётесь, дай боже, часу на третьем прохождения; весь ранний «линейный» отрезок можно считать длинным вступлением. Отчасти система похожа на «метроидную», но больше всего игра переняла от Uncharted, особенно в плане подачи – герои бесконечно болтают друг с другом, проговаривают свои мысли, даже шутят (новый God of War богат своеобразным юмором, как бы странно это ни звучало). Атрей ведёт дневник, в который записывает встреченных на пути существ и подсказки к загадкам – прямой аналог блокнота Дрейка. «Открытого мира» как такового нет, но есть центральная «точка сборки», а уровни очень большие, бесшовные и на них всегда можно найти какое-нибудь развлечение, которое подарит порцию удовольствия и новой экипировки, но не продвинет вперёд по сюжету. Суть которого, кстати, на ходу никак не корректируется – как шли с самого начала на высокую гору, так и идём до конца, решая возникающие по пути проблемы.

 

Рубить с толком

Проблемы нам пытаются доставить, что вполне логично, злые и ревнивые боги Мидгарда, а также полчища разномастных мифических тварей, заполонивших некогда процветавший край. Отнеситесь со всей серьёзностью к выбору сложности в самом начале пути – она здесь имеет далеко не формальное значение. Пожалуй, это первый God of War, в котором легко загнуться в бою с рядовыми противниками. Даже на «медиуме» они ведут себя умело, активно маневрируют и атакуют с разных сторон. На «харде» к этому добавляется недюжинный урон даже от самых простых ударов. Кратосу, разумеется, есть чем ответить распоясавшимся чудищам. Его основное оружие теперь – завещанный возлюбленной топор-бумеранг Левиафан, который прекрасно подходит для ближнего боя и метания во врагов, при этом всегда возвращается к хозяину. При желании можно драться врукопашную. Родные Клинки Хаоса появятся в инвентаре во второй половине путешествия, но топорик будет уже изрядно «прокачан», так что возникнет повод задуматься над предпочтениями. Помимо прочего, Левиафан обладает магическими свойствами – умеет замораживать предметы, вокруг чего построено множество паззлов.

Баланс боевой системы качнулся от бездумного слэшера в сторону продуманного тактического экшена, где нужно хорошо знать собственные приёмы и хотя бы в общих чертах запоминать поведение противников. Важная роль отведена щиту, который не только безболезненно отражает вражеские атаки, но и помогает оглушать неприятелей. Маневренность обеспечивают быстрые развороты и перекат. Коллеги наперебой сравнивают геймплей с Dark Souls, ставшей эталоном жанра. Общего действительно много, но всё же God of War выглядит как-то свежее, несмотря на довольно ограниченный спектр атак и добиваний (их вообще всего по одной анимации на каждый типаж монстров). Удручает однообразие самих противников, в этом плане игра недалеко ушла от Resident Evil VII – монстры одной породы обычно делятся на несколько разновидностей, но во время схватки это не всегда заметно. Особенно неудачными получились совершенно одинаковые суб-боссы. Зато схватки с полноценными боссами проходят яростно и напряжённо. Далеко не все из них теперь – привычные гиганты, на огромных тушах которых нужно искать уязвимые места. Намного опаснее шустрые и внезапные оппоненты, старику Кратосу за ними бывает не угнаться.

А что же Атрей, наш юный спутник с большими грустными глазами? Он сопровождает отца практически на всём пути (кроме тех эпизодов, где ему положено выпадать по сюжету) и оказывает ему полноценную поддержку. Главное оружие пацана – лук и разнообразные стрелы, вплоть до магических. Вы можете управлять им напрямую, отдавая приказы, или же положиться на AI, уровень которого вскоре начнёт вас приятно удивлять. Чем дальше, тем больше пользы приносит прыткий мальчуган. Он обучается новым приёмам, отвлекает на себя внимание противников, иногда делает захваты и подставляет вражин под батькин топор. Время от времени его приходится выручать из беды, но такие эпизоды сделаны аккуратно и никогда не устраивают игроку схватку с собственными нервами. Поначалу соседство с юнцом настораживает, навевая малоприятные воспоминания о суетящихся под ногами и мешающих драться ботах-напарниках из других игр, но совсем скоро Атрей превращается в одну из самых потрясных находок геймплея. Ещё немного, и начнут закрадываться мысли о том, как же Кратос раньше без него обходился.

 

В чужой тарелке?

Новый God of War, помимо прочего, сменил жанровую принадлежность, превратившись в полноценную Action/RPG. В игре есть абсолютно все «ролевые» признаки: экономическая система, отращивание здоровья и шкалы ярости, целые горы разнообразного лута, поиск которого постепенно становится одной из мотиваций. Оба героя умеют менять экипировку, «прокачивать» собственные скиллы и оружие, повышать уровни. Противники также могут быть разных левелов, сражаться с «семёркой», будучи на «тройке», почти нереально и бессмысленно. Технические операции помогают совершать двое местных мастеров на все руки – поссорившиеся между собой братья-гномы. Игра при этом не слишком балует деньгами и не позволяет скупать всё вкусное – придётся поднапрячься и облазить местность в поисках предметов. Особую ценность представляют магические руны, с помощью которых можно наделить арсенал различными свойствами и спецэффектами.

Новая формула геймплея подразумевает изнурительный бэктрекинг. Чтобы собрать все интересные вещи, предстоит не раз и не два возвращаться в уже пройденные места, применять дополнительные скиллы в локациях, которые раньше не открывались. Большие денежные вознаграждения тоже достанутся самым любопытным. Впрочем, стоит ли считать это недостатком? Мидгард и прилегающие к нему миры построены с умом, обшаривать их по-настоящему интересно. Тем более, наградой пытливым путешественникам станут не только предметы, но также дополнительные персонажи и куски сюжета, что особенно актуально после завершения основного сценария. Вообще многое построено на том, чего хочет сам игрок. Если вам не очень интересны подробности местной мифологии – бегите прямо. Ключевые эпизоды не пропустите в любом случае. Многогранную боевую систему при желании тоже легко обмануть, навострившись метать топор. На низких уровнях сложности этот приём можно довести до автоматизма и не лезть в драки. Впрочем, с таким настроем лучше не садиться за джойстик самому, а посмотреть прохождение Куплинова в ютубе.

 

Бог вернулся

God of War образца 2018 года сочетает в себе сиквел и перезапуск франшизы. Тотально обновлённый геймплей и новый сюжет поначалу склоняют ощущения ко второму варианту, но сам Кратос остаётся ниточкой в прошлое, раскрываясь при этом с совершенно новой и неожиданной стороны. Финал приключения прямым текстом говорит о том, что мы на пороге нового цикла и впереди нас ожидает продолжение. Задел оставлен не только в сюжете, но также во многих элементах геймплея, которые предстоит улучшить. Мы вправе ожидать от следующей главы ещё более широких и разнообразных локаций для исследования, более интересных и разнообразных боссов, более размашистой системы экипировки. А вот «возвращения к истокам», примитивного экшена из середины нулевых и насквозь деревянного главгероя, полагаю, мы больше не увидим. Разработчики из SCE Santa Monica нащупали намного более интересную формулу, которая позволила вернуть сериал из небытия и снова сделать его одним из главных тайтлов индустрии.

Что касается индустрии в целом, God of War стал ещё одним ярким камбеком традиционного «сингла». Мода на онлайн потихоньку сходит, вновь уступая место синематографичным эпикам, рассчитанным на одного игрока. Разработчики не стали заморачиваться даже прикручиванием коопа, хотя вполне очевидно, что Атреем мог бы управлять живой напарник. Зато они вложились в превосходную картинку, обилие сюжетных сцен «на движке», режиссуру, постановку схваток и колоссальную по объёму озвучку. С такими акцентами и при солидном бюджете плохого результата не могло выйти по определению. Получился хит высшей пробы, которому уже сейчас пророчат титул «игры года», и который, как уже говорилось выше, всего лишь пролог к новому витку жизни сериала. Дух захватывает от мысли, что же будет дальше.


Автор:

Neon Knight