Жил отважный капитан

Появление на PlayStation 2 легендарной саги Captain Tsubasa, насчитывающей в своей хронологии уже без малого три десятка лет и послужившей отправной точкой массовой любви к футболу на японских островах, было лишь делом времени. И вот, в октябре 2006 года на уже устаревающей, но всё ещё полной сил приставке, долгожданная игра вышла. Надо отдать должное разработчикам из Natsume: являясь, по сути, идейной наследницей откровенно слабенькой Captain Tsubasa J, новая часть смогла не только избавиться от недостатков своей предшественницы, но и вывести сериал на совершенно другой уровень. Если раньше «Капитан Цубаса» считался развлечением для ограниченной группы фанатов, то теперь его по праву можно рекомендовать самому широкому кругу игроков.

Графика стала полностью трёхмерной. Благодаря популярной технологии cel shading картинка на экране ничем не отличается от визуализации исходного аниме-сериала. Если поначалу несколько угловатые статичные модели футболистов ещё могут вызывать некоторое недоумение, то когда дело доходит до динамики, все вопросы разом отпадают. В движении игра выглядит великолепно! Огромное количество зрелищных спецэффектов, крупные, детально прорисованные персонажи, мастерски срежессированные сюжетные и дуэльные сценки – такого пиршества ярких красок не удастся увидеть ни в каком другом футбольном симуляторе. По ходу дела форма наиболее активных участников матча покрывается грязью и потом. Особенно это касается вратарей, которым приходится то и дело отражать мячи в виде огненных шаров, тигров, орлов и прочих удивительных вещей. Да-да-да, конечно же, речь идёт о так называемых «суперударах», составляющих неотъемлемый шарм сериала. Благодаря возможностям PS2, девелоперам удалось превратить их в настоящие шедевры. «Суперы» завораживают своей красотой, это нужно видеть собственными глазами! Звуковая составляющая также на высоте. Очень удачно подобраны композиции, играющие во время матчей. Они чем-то неуловимо напоминают мелодии из самых ранних частей, по праву считающихся одними из лучших в серии. Комментатор работает с полной отдачей, не оставляя без внимания ни одного мало-мальски значимого эпизода, происходящего на поле. Да и сами игроки не считают зазорным перекинуться парой фраз, когда отдают друг другу пасы или планируют совместную атаку.

В отличие от серии с подзаголовком J, принцип набивания кнопок в новой версии перестал быть скучной рутиной. В зависимости от точности нажатия, существует четыре значения – bad, good, smash и critical. Они напрямую влияют на успех выполняемой команды, будь то пас, удар по воротам или бросок вратаря. При этом учитываются и индивидуальные характеристики каждого спортсмена, следовательно, исход противоборств всегда разнообразен. Если слабому персонажу удастся три раза выбить значение critical, это ещё не означает, что он сможет перехватить мяч у противника, ответившего ему комбинацией bad-good-smash, но при этом обладающего гораздо более высоким «уровнем». В какой-то степени система похожа на известную «камень – ножницы – бумага», только в несколько усовершенствованном виде. Ещё одним важным и удачным приёмом, кардинально меняющим взгляд на всю игровую механику, является введение характеристики Ball Power. Она, конечно, присутствовала и раньше, но в скрытом виде, и судить о ней можно было лишь постольку поскольку. Теперь же разработчики вытащили её на поверхность и сделали вполне осязаемой величиной, выражаемой в цифровом значении. В былые времена приходилось гадать, сможет ли мяч, пущенный с середины поля, хотя бы долететь до ворот, или тут же будет остановлен ближайшим защитником. Сейчас, при взгляде на шкалу Ball Power, всё сразу становится понятным. Например, обычный удар рядового игрока достигает порядка 2.000-2.500 единиц. Если он будет сделан в отдалении от штрафной площадки, то максимум, на что можно рассчитывать – мяч всё-таки долетит до ворот, пробившись через защитников и растеряв при этом около 500-1000 пунктов своей силы. Такая атака будет с лёгкостью отбита голкипером. Обратный пример – третий супер-приём Цубасы, способный разогнать снаряд до 7.500-8.000 единиц. Пущенный с такой мощью файерболл раскидает всех защитников противника, ворвётся в штрафную, отшвырнёт в сторону беднягу вратаря и, порвав сетку, улетит прочь. Так, благодаря новой опции, можно наглядно оценить, на что способен тот или иной подопечный, и проанализировать зависимость силы удара от ситуации на поле.

Менеджерские навыки пригодятся обязательно. Под прямым контролем игрока находится лишь Цубаса, управление другими персонажами осуществляется с помощью команд. Перемещаются они самостоятельно, но в любой момент позволено остановить поединок и отдать нужный приказ. Поначалу эта концепция кажется не совсем удобной, ломающей динамику самого матча, однако вскоре привыкаешь. По сути, действия команды всё равно полностью подчинены игроку. Зато ролевая составляющая существенно сократилась. «Прокачка» всё ещё зависит от успехов на поле, но, собственно говоря, понятием «новый уровень» она теперь и ограничивается. Нет контроля за набором очков опыта, нет таблиц с индивидуальными характеристиками… Ладно хоть полоску энергии оставили. Впрочем, не стоит унывать – минимума вполне хватает. Тем более этот недостаток остаётся незаметным на фоне увлекательнейшего геймплея.

А вот чего авторам простить нельзя, так это неприлично короткого режима прохождения. Всего одиннадцать команд, семь в национальном чемпионате и четыре в мировом. Хотя, с другой стороны, всё объясняется просто – версия для PS2 один в один повторяет сюжет 52-серийного аниме Captain Tsubasa: Road to 2002, демонстрировавшегося на японском телевидении накануне Чемпионата Мира 2002 года. Однако всё равно обидно, особенно если вспомнить тот факт, что в стареньком «восьмибитном» Captain Tsubasa Vol. II – Super Striker было аж целых тридцать две команды. Стараясь загладить эту вопиющую несправедливость, разработчики буквально напичкали каждый поединок всевозможными сценками и цитатами из сериала, причём чтобы увидеть большинство из них, нужно постараться. После первого прохождения открываются дополнительные опции, в которых можно создавать собственного игрока и проходить им некий, не имеющий отношения к сюжету, чемпионат, собирать команду мечты и гонять за неё товарищеские матчи. Ну и ещё различные мелкие бонусы.

Обобщающий итог нетрудно подвести следующим образом: если вы хотите получить новые, доселе неизведанные впечатления от такого вида спорта, как футбол; если вы поклонник зрелищных и захватывающих японских игр; если вам интересно, как из спортивного симулятора можно получить почти настоящую jRPG, то Captain Tsubasa – ваш выбор. Версия для PS2 займёт достойное место в коллекции.


Автор:

Redeemer

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.