Симпатичный подкидыш

Знаете, иногда встречаются игры, к которым публика относится крайне неоднозначно: одни геймеры хают, другие любят. Contra Force принадлежит именно к таким – среди поклонников сериала до сих пор сохраняются разногласия по её поводу. Одни справедливо отмечают существенно расширившийся потенциал геймплея, другие не менее справедливо жалуются на вырванность из общего контекста, полное отсутствие привязки сюжета к канону. Что это за «Контра» такая, где события происходят в 1992 году, и в которую даже злобных инопланетян не завезли… Одним словом – спин-офф, получивший бы куда меньше внимания, кабы не громкое имя в заголовке. Добавьте сюда плохую оптимизацию, из-за которой фреймрейт заметно падает даже на родном «железе», и вы поймёте, что претензии критиков далеко не безосновательны. Но давайте всё же рассмотрим предмет с разных сторон, чтобы составить о нём более цельное и справедливое представление.

Итак, на дворе у нас, как уже сказано выше, 1992 год. Несмотря на такой откат в прошлое, в повествовании упоминается город Neocity, с которым так или иначе связано подразделение Contra. Однако наша история посвящена подвигам отряда C-Force под командованием Бёрнса (Burns). Помимо него в состав спецназа входят трое разнопрофильных бойцов: Айрон (Iron), эксперт по тяжёлому огнестрельному вооружению; Смит (Smith), снайпер от бога; Бинс (Beans), подрывных да сапёрных дел мастер. В прошлом каждый из отважной четвёрки являлся профессиональным военным. В один непогожий день с Бёрнсом связывается информатор Фокс (Fox), предоставляющий сведения о том, что главе разведки угрожает террористическая группа D.N.M.E. Они договариваются о встрече в портовых доках города, но звонок перехватывается. По прибытии на место Бёрнс обнаруживает только бездыханное тело парня, а за его спиной щёлкает затвор. Засада… Такова завязка одной из самых недооценённых глав серии, в девичестве не имевшей никакого отношения ко вселенной Contra. Оригинальная японская версия носила наименование Arc Hound, но в издательстве сочли её коммерчески бесперспективной. Чтобы наработки не ушли впустую, на западе их выдали за часть популярной франшизы.

Уровней всего пять, все они разнообразны как по оформлению, так и по стилю прохождения. Начинается приключение в доках, где требуется идти слева направо в режиме стандартного бокового скроллинга. Далее герои попадают на пристань, камера смещается практически вертикально вверх, открывая свободу движения на 360 градусов. На строительной площадке, где разворачиваются события третьего этапа, точка обзора возвращается в боковую позицию, только двигаться нужно преимущественно вверх, активно используя для подъёма подручные средства вроде крановых цепей. Самый запоминающийся, конечно же, четвёртый уровень – наши бойцы настолько круты, что без проблем разгуливают по фюзеляжам летящих самолётов, пересаживаясь прямо с крыла на крыло. Выглядит очень по-голливудски, перспектива, разумеется, изометрическая. Финал проходит в помещениях и на крышах небоскрёбов, стандартная боковая прокрутка слева направо разбавляется обильной разрушаемостью декораций. Зачищать локации бессмысленно, враги респаунятся моментально на том же месте, стоит немного сдвинуть границу экрана. Босс на каждом уровне всегда один, как положено, поджидающий в концовке очередной сцены. Все они почему-то очень крупные, герои на их фоне смотрятся лилипутами, правда, злодеям это не сильно помогает.

Описание может показаться немного обыденным, но тут важно присмотреться к деталям. Скажем, в доках довольно много прячущихся за укрытиями врагов, приходится регулярно сочетать стрельбу с выверенными прыжками. На стройке вообще сплошная акробатика. Мы будем как Маугли или Тарзан перескакивать с одной цепочки на другую, подниматься на лифтах, взрывающихся в самый неподходящий момент, а затем укладываться в жесточайшие тайминги на падающих платформах. Не получилось – извольте перепроходить немаленький кусок пути заново с воскресшими противниками в обнимку. Чтобы понять всю прелесть четвёртого этапа, надо ощутить эту эйфорию пролетающих рядом облаков и сдувающих в сторону потоков ветра, сложность и пафосность сливаются в единую симфонию. В финале главный негодяй появляется с первых секунд эпизода. Хотя все микро-сценки с его участием, понятное дело, заскриптованы (пристрелить раньше времени не получится), ажиотаж погони разжигает на полную костёр эмоций. Короче говоря, тот нечастый случай, когда разработчики сохранили Core-механики нетронутыми на протяжении всей игры, но вот Meta-механики меняются постоянно, не давая ни на минуту заскучать. Высший пилотаж работы геймдизайнеров.

Оружие достаётся по довольно-таки нестандартной схеме. Сами «пушки» просто так ниоткуда не вываливаются, они у всех заранее расписаны на специальной шкале слева внизу, а вот для получения новых образцов необходимо собирать вываливающиеся из непрочных декораций чемоданчики. Подъём саквояжей перемещает отметку на нужное деление, после чего щелчком кнопки «Select» вы обретаете интересующий вас «ствол». Не хотите – не щёлкайте, тогда чемоданы будут копиться, причём конечной точки нету – с самых крутых ракет можно прокрутить ползунок обратно на дефолтный пистолетик. Пользуясь тем, что не только враги неограниченно респаунятся, но также безлимитно восстанавливаются разбитые бэкграунды, несложно найти места, где чемоданчики выпадают регулярно. Единственное огорчение, что все труды идут насмарку при гибели персонажа. Общих для всех героев усилений два: повышение скорострельности оружия и неуязвимость в прыжке. Первое выдаётся за четыре чемодана, второе за пять, но стоит помнить, что прыжки работают только на этапах с видом сбоку, на вертикальных они отключены за ненадобностью.

Про команду бойцов мы уже упомянули, но пока не сказали о главной геймплейной особенности – менять парней можно в любую секунду, поставив игру на паузу. Это открывает огромные тактические перспективы. Вооружение у бойцов разное, кого-то из них имеет смысл «прокачать» на максимум, а затем «отложить» до встречи с боссом, не рискуя по пути всё накопленное растерять. Ещё одна важная деталь: у каждого изначальный запас три жизни (пополнять нельзя), если будет истрачена последняя у того, которым играете, наступит Game Over, даром что остальные живы-здоровы. Логично убирать подальше тех, у кого осталась последняя попытка. Хотя продолжения бесконечные, начинать этап заново – сомнительное удовольствие. Наконец, самая необычная штуковина. Если играете соло, в меню можно назначать себе помощника, задавая ему алгоритм поведения – прикрытие сзади, спереди, ещё несколько вариантов. Напарник вылезает секунд на пять, затем растворяется в воздухе, однако процедуру разрешается повторять бесконечное количество раз, всего лишь включая паузу и снимая игру с неё. Особой выгоды взаимодействие с компьютерным болванчиком не приносит, зато симуляция мультиплеера получается забавная, если нет возможности организовать полноценный кооп с приятелем.

В принципе, на этом можно было бы начать подводить итоги, но очень уж мне хочется добавить подробное досье на всех участников подразделения C-Force. Ребята они колоритные, однако вниманием публики не избалованные – по причине оторванности Contra Force от общего контекста серии в других выпусках никто из персонажей не появляется. Что особенно примечательно, все бойцы спецотряда – обыкновенные белые мужики! В наше время такого себе даже вообразить нельзя, а вот тридцать лет назад мало кто ещё подозревал, насколько важны для судеб человечества Негры, Сильные Женщины и Гомосеки. В память о тех невинных временах огласим весь нетолерантный список.

Бёрнс. Лидер отряда. У него самый высокий прыжок, позволяющий с лёгкостью залезать наверх там, где другим нужна подставка. Умеет приседать, уклоняясь от летящих в него зарядов. Базовое оружие – пистолет, стреляющий небольшими красными пулями. Первое спецоружие – гранатомёт, радиус поражения небольшой, гранаты летят по параболической траектории. Не рекомендую к использованию. Второе спецоружие – автомат-пулемёт с отличной скорострельностью. Пули большего калибра относительно пистолетных;

Смит. Средний прыжок. Способен приседать. Базовое оружие – пистолет. Первое спецоружие – снайперская винтовка, стреляет крупными пулями на приличную дистанцию. Второе спецоружие – самонаводящиеся ракеты. Не всегда работают адекватно в плане прицеливания (летят по причудливым траекториям куда сами захотят), требуется привыкание, но порой просто незаменимы;

Айрон. Качок с натужным прыжком, на третьем этапе про него лучше сразу забыть – будут сплошные недолёты. Конечно же, компенсирует недостатки маневренности самым тяжёлым арсеналом. Базовое оружие – пистолет. Первое спецоружие – огнемёт с небольшим радиусом поражения, но прекрасной убойностью. Второе спецоружие – базука с громадными снарядами, бьющими на весь экран практически без шансов промазать;

Бинс. Минорный персонаж. Поясню: дополнительное оружие у него в самом деле так себе, тогда как прыжок немногим уступает прыжку самого Бёрнса. Этот парень отлично подходит для сложных платформерных участков, потеря им жизней не столь критична. Кроме того, когда все приседают, то Бинс, красавчик, ложится. Базовое оружие – пистолет. Первое спецоружие – мины с трёхсекундной задержкой взрыва, покрывают большую площадь, но из-за паузы детонации бывает сложно рассчитать момент, плюс ставится не более двух штук одновременно. Второе спецоружие – ещё более мощные мины с широким радиусом поражения.

Вот теперь с чистой совестью перейдём к подведению итогов. Да, проект откровенно выбивается из серии. Да, если вы его никогда не видели, это никак не повлияет на ваши познания о мире «Контры». Тем не менее, игрушка очень толковая, атмосферная, во многом схожая с другими хитами Konami начала девяностых визуализацией и звуковой библиотекой. Чего стоят хотя бы заставки, сочащиеся неповторимым восьмибитным шармом. Постоянные просадки fps с небольшими фризами картинки слегка портят настроение, не замечать их при всём желании решительно невозможно, но всё же привыкнуть и войти в нужный ритм не так уж тяжело. Для обладателей NES эта глава обернулась прощанием с серией на позитивной ноте, а об её официальном исключении из таймлайна вселенной «Контры» издательство объявило только в нулевые. На светлые воспоминания геймеров о проведённых в компании с этой самобытной игрой часах такое решение, полагаю, никак не повлияло.

 

PS. Кстати, существует неофициальный ремастер Contra Force за авторством Gurgle Durian’а, датированный 2019 годом выпуска. Там «тормозов» нет, чуть подробнее о нём в нашем материале о неофициальных проектах, связанных с серией.

 


Автор:

Дмитрий «Рексарыч» Пасько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Axel089:

    Тормоза в Contra Force легко «лечатся» эмуляторами. Ну это так, к слову. Про историю разработки Arc Hound что-то совсем в двух словах(