Конечно, не одной только серией Contra живёт экшеновый поджанр Run ‘n’ Gun, однако влияние на него эпическая сага от Konami произвела колоссальное. Нет ничего удивительного в том, что другие разработчики пытались повторить успех японских коллег. Одни делали это слишком бесхитростно, впрямую копируя геймплейные механики, другие пытались привнести что-то от себя, но источник вдохновения всё равно угадывался безошибочно. Так или иначе, сегодня есть все основания говорить о том, что вокруг «Контры» за последние тридцать с лишним лет сформировалась целая свита из последователей и подражателей. Их очень много, упомнить обо всех не получится при всём желании, поэтому мы сделали подборку из наиболее заметных произведений.
Midnight Resistance
Data East / 1989
Аркадный хит от Data East даже не пытался притворяться чем-то иным, нежели вариацией на тему «Контры». Та же самая визуальная эстетика, главгерой с легко угадывающимися очертаниями Сильвестра Сталлоне, акробатика на платформах, лежачая позиция (дополненная возможностью ползать), стрельба в восьми направлениях. Игрушка запомнилась размахом фантазии художников и разнообразием дизайна – некоторые сцены вроде битвы с самолётами на фоне закатного солнца смотрелись фантастически красиво для своего времени, да и сейчас внушают уважение. В стандартном двухкнопочном управлении появилась новаторская функция автоматической стрельбы, когда после одного нажатия персонаж начинал вести непрерывный огонь в заданном направлении. Энтузиазма добавляла необходимость собирать выпадающие из некоторых врагов ключики чтобы открывать ими сейфы с новым оружием, а в концовке освободить пленённую злодеями семью безымянного протагониста. Игру «портировали» на множество компьютеров, включая архаичный «Спектрум», тогда как консольная версия появилась только одна – для Sega Mega Drive в 1991 году.
GunForce
Irem / 1991
Оригинальный аркадный автомат носил длиннющее название GunForce: Battle Fire Engulfed Terror Island. Сочная картинка, два вида оружия на руках одновременно. Практически безупречный для своей эпохи геймплей с возможностью порулить различными транспортными средствами, включая броневики, танки и вертолёты. К сожалению, перенос на Super Nintendo прошёл крайне болезненно. Вместе с подзаголовком игра утратила бешеную динамику, превратившись в сонное царство, а кроме того получила крайне неудобное, никак не перенастраиваемое управление. Вышедший тремя годами позже вновь на аркадных автоматах сиквел GunForce II смотрелся очень стильно и симпатично. Существует вполне правдоподобная версия, что именно по его лекалам компания SNK чуть позже вылепила сериал Metal Slug, некоторые дизайнерские решения выглядят буквально скопированными отсюда. Для самого же GunForce на этом всё закончилось – вторая часть не получила ни консольных «портов», ни продолжений.
Gunstar Heroes
Treasure / 1993
Лучшее переосмысление «Контры» от создателей самой «Контры». Легендарную студию Treasure основали несколько бывших сотрудников Konami, принимавших непосредственное участие в разработке Contra III: The Alien Wars. Свой дебютный проект они смастерили в рамках аналогичной концепции, существенно расширив её потенциал. Думаю, не сильно преувеличу, если скажу, что сегодня Gunstar Heroes это не просто классика, а один из столпов жанра, наравне с вышедшей год спустя Contra: Hard Corps. Обе игры ошеломляют разнообразием экшена и феноменальной режиссурой боевых сцен, обеспечивающими практически бездонное replayability – любое прохождение дарит потрясающие эмоции независимо от того, какое оно по счёту. Очень жаль, что авторы отказались от превращения своего детища в сериал. Единственное продолжение – Gunstar Super Heroes для Game Boy Advance – на самом деле всего лишь приукрашенный римейк. Зато оригинальная версия многократно переиздавалась, при желании можно хоть сейчас приобрести её в Steam.
Alien Soldier
Treasure / 1995
Снова Treasure в своей естественной среде обитания, только с немного другими акцентами. Если Gunstar Heroes всё-таки про забеги по достаточно длинным уровням, то Alien Soldier – практически дистиллированный boss rush mode. Рядовые противники даже выглядят как нелепая самопародия, поскольку их единственная функция – заполнять короткие паузы перед появлением очередного босса. Ну а боссы – это суть, альфа и омега геймплея. Они продуманы до мелочей, крайне требовательны к ознакомленности игрока с возможностями своего персонажа, благо он всего один. Зато какой! Боевой антропоморфный кибер-петух, под приключения которого сценаристы сочинили увесистую предысторию. Некоторые источники утверждают, будто на самом деле он кибер-орёл, но это уже нюансы. Главное же – упоительный экшен, ярчайший калейдоскоп сражений, очаровательная простота и интуитивность погружения в процесс. Из-за довольно позднего релиза на растерявшей актуальность Mega Drive игра получила куда меньше внимания, чем заслуживала, но всё равно считается одним из лучших образчиков жанра. Переиздание для Steam лишний раз это подтверждает.
Metal Slug
SNK (Nazca) / 1996
Бывалые менеджеры компании SNK разглядели потенциал свежеобразованной студии Nazca, выкупив её вместе с двумя находившимися в разработке проектами. О втором вспоминать не будем, симулятор гольфа нам не особо интересен, а вот первый положил начало одному из самых удачных сериалов компании. Оригинальный автомат Metal Slug на базе системы Neo-Geo произвёл фурор в залах по всему миру, привычная формула 2D-«шутемапа» заиграла в прямом смысле новыми красками благодаря потрясающей цветовой палитре, а также великолепному геймдизайну и живому юмору разработчиков. Драйвовый геймплей в сочетании с блестящей работой художников позволил новинке не просто претендовать на равную конкуренцию с «Контрой» в её родной вотчине, но даже на какое-то время перехватить лидерство, поскольку эпопея от Konami находилась в упадке, погрязнув в неудачных экспериментах с трёхмерной графикой. В последующие годы вышла целая куча «портов» первой части и многочисленные сиквелы на самых разных консолях, а коллекционные переиздания появляются до сих пор, в том числе в Steam. Более того, этой осенью ожидается новая глава – Metal Slug Tactics, о которой мы обязательно расскажем в журнале. Правда, это будет не Run ‘n’ Gun, а нечто из области тактических ролевух, но всё равно весьма интригующе.
Expendable
Rage Software / 1999
Не только каноничная 2D-«Контра» вдохновляла коллег по экшеновому цеху, но и её не слишком-то удачные трёхмерные эпигоны. Создатели Expendable (известной также как Millennium Soldier) настолько прониклись Contra: Legacy of War, что сделали три года спустя почти полную копию оной – сначала для ПК и Dreamcast, чуть позже для PS one. Игрушка повествует о подвигах клонированных солдат в постапокалиптическом будущем, где остатки человечества сражаются со злобными инопланетянами. Изометрическая проекция с фиксированной точкой обзора, подборка вооружения и динамика схваток выглядят аналогичными первоисточнику, а более продвинутое «железо» шестого поколения консолей позволило дизайнерам украсить своё творение более качественными 3D-моделями и спецэффектами. Что симптоматично, пресса описывала Expendable именно как попытку пересобрать «Контру», которую тогда многие геймеры и эксперты успели преждевременно похоронить. Означает ли это, что собственного лица у игры нет? Вторичность в самом деле ощущается, однако если не забивать себе голову, да ещё врубить кооп, то появляется настоящий «контровский» дух. Чего ещё надо?
Alien Hominid
The Behemoth / 2002
Мало кто помнит, что начинала свой путь эта замечательная игра в качестве «браузерки» на ныне мёртвой технологии Adobe Flash. Правда, успех был настолько феноменальным, что она вмиг разлетелась по всем платформам начала нулевых, в том числе мобильным. Дело происходит в странноватом «мультяшном» мирке, нарисованном в нарочито небрежной стилистике. Мы управляем инопланетянином, отстреливающим всё живое на своём пути. Разглядеть тут связь с «Контрой» поначалу может быть сложновато, однако вся игровая механика представляет собой чистопородный Run ‘n’ Gun. Не обошлось без развесистой клюквы: одними из оппонентов агрессивного пришельца являются карикатурные «советские коммунисты» с серпами и молотами на шапках, ездящие на потрясающих воображение вундервафлях, как в старой доброй аркаде Strider. С обновлённым «портом» 2023 года выпуска, носящим гордое название Alien Hominid HD, можно ознакомиться в «Стиме» или на консолях текущего поколения. Также компанией The Behemoth год назад выпущено продолжение Alien Hominid Invasion. Несмотря на троллинг разработчиков в наш адрес, пожелаем им добра и удачи, а заодно понадеемся когда-нибудь увидеть симметричный ответ со стороны отечественных производителей.
GunLord
NG:DEV.TEAM / 2012
Последняя «сеговская» приставка прожила чуть более двух лет, однако после прекращения официальной поддержки на ней ещё долгие годы выходили лицензионные игры. Однозначного объяснения данного феномена нет, но факт остаётся фактом. Одна из таких новинок случилась аж в 2012-м, когда немецкая независимая студия с изощрённым названием NG:DEV.TEAM представила публике свою очередную поделку, выполненную в ретро-стилистике с закосом под «шестнадцатибитную» графику. Прямым наследником «Контры» эту вещицу назвать тяжело, поскольку в ней довольно сложная структура локаций, есть секретные участки и вариативность путей прохождения. Местами она больше напоминает Metroid, особенно с учётом возможности персонажа складываться в шар и кататься по узким коридорам. Но одна черта всё-таки связывает GunLord с миром Contra. Дело в том, что творение немецких энтузиастов стало весьма популярным среди спидраннеров, а вот как раз в режиме скоростного прохождения игрушка превращается в образцовый Run ‘n’ Gun. Повышенное внимание публики привело к тому, что в 2019-м вышло переиздание GunLord X для PlayStation 4 и Nintendo Switch.
Broforce
Free Lives / 2014
Тоже «индюшатина», но уже для «Стима». Нарочито пикселизированная стилизация под «досовские» двумерные боевики начала девяностых, брутальный экшен с элементами головоломки, в котором надо не только бездумно стрелять, но также учитывать высокую разрушаемость декораций. Кто же не любит хорошего бабаха? Да все любят, этим-то игра подкупает. На выбор даётся порядка тридцати бойцов, образы которых тоже явно пародируют героев B-movie конца восьмидесятых – начала девяностых. Кооперативный режим добавляет приятных ощущений, поскольку бабахи кратно возрастают. Вообще игра предполагает множество различных тактик, желающие даже могут наловчиться делать всё по-стэлсу, но разве это весело? Ещё одна проблема – отсутствие боссов, поскольку целью является пробежка по чекпоинтам, после которой мы просто сваливаем с локации на вертолёте. Тем не менее, по ощущениям геймплей всё же близок к «Контре». Ну а терпкий армейский юморок с феноменальной простотой в освоении эти ощущения подкрепляют. Хороший спрос со стороны «стимовской» публики обеспечил игре «порты» на консоли восьмого поколения.
Super Cyborg
ArturGames / 2014
Ну а это прямой трибьют ранним выпускам «Контры» от нашего с вами соотечественника Артура Тимербаева. Графика в стиле проектов средней руки для «Мегадрайва», полный набор каноничных «контровских» механик, оружие практически прямиком оттуда же. Декорации с пальмами и звёздным ночным небом, логово чужих, уровни с видом сверху-сбоку. Разве что играем мы за киборга, а не за парня с голым торсом, но ведь Probotector тоже из наших клиентов. Надо отдать Артуру должное, он не только скопировал полюбившиеся ему в детстве элементы классической Contra, но попытался додумать их, спаять в самостоятельный игровой мир, скреплённый не только геймплеем, но и стройным сюжетом. Несколько лет упорного труда не прошли даром – Super Cyborg высоко оценили не только пользователи «Стима», но и польское издательство Drageus Games, организовавшее перенос боевика в цифровые библиотеки PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch. Хороший пример для остальных отечественных энтузиастов, особенно в свете возможного появления игровой приставки российского производства.
Cuphead
Studio MDHR / 2017
Безумный хардкорный ад от независимых канадских братьев Чеда и Джареда Мольденхауэров, сварганивших один из самых беспощадных «шутемапов» в истории видеоигр. Парни с большим уважением относятся к диснеевской анимации первой половины прошлого века, у них хватило мастерства нарисовать игру в аналогичной стилистике, ну а геймплейная основа полностью перекликается со всеми базовыми принципами «Контры». Красочность, огненный юмор, потрясающее разнообразие игровых ситуаций; как результат – бешеный ажиотаж в «Стиме», перенос хита на все актуальные приставки, девяностобалльные оценки в прессе и целая полка профессиональных наград. О таком дебюте в индустрии можно только мечтать. Появится ли у этой волшебной истории достойное продолжение – пока непонятно, авторы продолжают собирать увесистые плюшки с оригинального тайтла. Но вещица эта, конечно же, для людей с чрезвычайно устойчивой психикой, довести до нервного срыва она способна даже матёрых виртуозов джойстика. Причём получить настоящую концовку можно только на «харде»! Всё как в лучшие времена. Пускай прямой связи с Contra тут нет, духовное родство налицо.
Blazing Chrome
JoyMasher / 2019
Этот боевик с особым трепетом ждали геймеры, мечтавшие о возвращении Contra к «шестнадцатибитным» канонам. Ну и получили ровно то, чего хотели. Игра безупречно стилизована под Contra: Hard Corps, в плане геймплея ощущается такой же динамичной благодаря скорости персонажей и возможности перекатываться, свернувшись клубком. У каждого бойца четыре слота под оружие, «пушки» обладают разнообразными свойствами по траекториям полёта снарядов и дистанции поражения. Сложность высокая, но не перекрученная. Боссы берутся не с наскока, две-три попытки на изучение паттернов придётся потратить, зато потом всё будет зависеть исключительно от вашего мастерства. Декорации хорошо раскрывают футуристическо-постапную тематику проекта, уровни с ездой на ховерциклах прилагаются. Собственных задумок авторы предложили не так много, но вполне достаточно, при этом все идеи органично вплетены в геймплей, не нарушая логику «шестнадцатибитности». Релиз состоялся одновременно в «Стиме» и цифровых магазинах всех трёх консолей восьмого поколения, так что доступность максимальная.
***
На этом мы подводим черту под данной темой, а поскольку перед вами завершающий материал, то под всем нашим спецвыпуском тоже. Надеемся, вам было интересно погрузиться вместе с нами во вселенную Contra, узнать о ней что-то новое или, наоборот, вспомнить хорошо забытое старое. Главный итог, на наш взгляд, таков: серия жива, поджанр Run ‘n’ Gun жив; идеи классической «Контры» прочно ушли в народ, помимо официальных разработчиков фанаты сами делают игры по образу и подобию незабвенных «стрелялок» из детства. Для интересующихся темой есть, к чему вернуться из прошлого, а также немало вариантов, что выбрать из современного. Всем успешных боёв!
Автор:
Дмитрий «Рексарыч» Пасько / Neon Knight