Прежде чем приступать к описанию игр, относящихся ко вселенной «Контры», хотелось бы поговорить о происхождении самой франшизы, об источниках вдохновения её авторов. Для лучшего понимания некоторых вещей придётся совершить небольшое путешествие в прошлое. Ведь что такое восьмидесятые годы прошлого века? Прежде всего, это завершающая стадия Холодной войны, когда доминирование западной поп-культуры и западного образа жизни стало очевидным для всего мира. Кроме того, это эпоха массового распространения недорогих бытовых видеомагнитофонов, открывших кинопродюсерам знакомые жанры с нового ракурса. Япония, прожившая более сорока лет под американской оккупацией, постепенно смирилась с ней, новое поколение стало охотно воспринимать западные ценности, а творческие личности не считали зазорным впрямую подражать завоевателям. Одной из главных площадок для такого подражательства оказались видеоигры. Если в самой Америке электронные развлечения всё ещё считались уделом энтузиастов, а после знаменитого краха консольного рынка 1983 года крупные компании вообще старались обходить данную сферу деятельности стороной (американских приставок, по сути, не существовало вплоть до появления Xbox), то японские корпорации смело занимали пустующие ниши и делали ставку на вестернизированный контент.
Ну а мировой видеопрокат в восьмидесятые сотрясали боевики. Их было много, они получались весьма разнообразными, но так или иначе культивировали образ маскулинного супергероя, в одиночку противостоящего неприятностям огромного масштаба. Казалось бы, идея о том, что простой мужик способен взять пулемёт и перестрелять едва ли не целую вражескую армию, звучит глупо, однако на экране столь бредовая концепция получила превосходное воплощение. Секрета тут особого нет: зрелищность, зрелищность и ещё раз зрелищность. Стрельба, погони, красочные спецэффекты, обаятельные персонажи, внушающие веру в несокрушимость добра с кулаками перед любым злом. Японцы, разумеется, тоже всё это смотрели, восхищались, а затем в свойственной им манере пытались творчески передрать. Откуда конкретно выросла Contra? Из трёх бессмертных киношедевров той поры. Вся визуальная эстетика напрямую взята из «Рэмбо», образы бойцов с оголёнными торсами – своего рода визитная карточка сериала. Также на разработчиков значительно повлиял блокбастер Джеймса Кэмерона «Чужие» (именно вторая часть, где дело происходит на отдалённой планете, захваченной ксеноморфами). Наконец, финальный аккорд – антураж из «Хищника». Для самых непонятливых на промо к первой части сделали копию известных постеров, перерисовав лица Шварценеггера и Сталлоне во избежание судебных исков.
Кстати, идея объединить актёров в одной упряжке – довольно-таки лихая дерзость. Это сегодня они приятельствуют и запросто снимаются на одной площадке, а тогда считались главными конкурентами на экране, почти что антагонистами. Понятно, что антагонизм был по большей части выдумкой прессы, раздувавшей ажиотаж вокруг голливудских звёзд, но всё равно представить их стоящими спина к спине, как на титульном экране Contra, вряд ли возможно. Тем удивительнее, насколько органичным получилось сочетание персонажей, прототипами которых выступили Арнольд и Сильвестр. К слову, это далеко не единственная «пасхалка», адресованная любителям киноискусства. Скажем, имена элитных воинов происходят от имён актёров, снимавшихся в тех же самых «Чужих»: Билл Пэкстон и Пол Райзер в сумме стали Биллом Райзером, а Лэнс Хенриксен и Майкл Бин произвели на свет Лэнса Бина. Разумеется, никого из них не спрашивали, хотят ли они таким образом участвовать в создании игры, но японцы не парились. А если вспомнить сиквел Metal Gear за авторством всё той же Konami, выходивший эксклюзивно на островах, то там вообще умудрились безо всяких копирайтов раздербанить образы пары десятков актёров калибра Шона Коннери, и ничегошеньки авторам за такие вольности не прилетело. Разве что от идеи перевыпуска на западе пришлось отказаться.
Порассуждаем ещё об одном важном аспекте. В наши дни Contra справедливо воспринимается как консольный сериал, однако вся изначальная концепция была заточена под игровые автоматы. Тут надо вновь обратиться к прошлому. В середине восьмидесятых популярная приставка, по сути, была одна – Famicom, она же NES, она же в скором будущем «Денди». Единого ПК-рынка не существовало вовсе, между собой конкурировали с десяток различных форматов, под каждый из которых потребовалось бы программировать собственную версию. Аркады были попросту привлекательнее. Во-первых, «железо» автоматов заметно превосходило любые домашние системы, на нём получалось задействовать более насыщенные цвета, рисовать красочные взрывы – то есть, быть ближе к киношным первоисточникам. Во-вторых, coin-op индустрия находилась в зените славы, машины устанавливались не только в специализированных залах, но также в гостиницах, молодёжных клубах, на вокзалах, в аэропортах. Доходность прекрасно отбивала вложения, такая ситуация сохранялась даже в девяностые (вспомним хотя бы, что бум файтингов случился как раз в аркадах). Отсюда, в частности, хардкорность, ведь высокая сложность – прямая выгода разработчиков и владельцев аппаратуры. Впоследствии она стала традицией, скрепившей фанбазу, тогда как изначально являлась всего лишь частью бизнес-плана.
Сюжет для такого проекта, как оригинальная Contra, во многом условность. Тем более на аркадном автомате, тем более в восьмидесятые. Тогда, строго говоря, вообще ещё не существовало профессии «игровой сценарист», а попытки отдельно взятых геймдизайнеров творить нечто с литературным уклоном выглядели не более чем любопытными экспериментами. Никакой единой структуры создателями «Контры» изначально не задумывалось, каждая новая глава серии становилась самостоятельным произведением, даже если присутствовали знакомые герои. Но чем шире разрасталась эпопея, тем острее ощущалась необходимость в едином повествовательном стержне. Попытки как-то объединить всё в один пучок предпринимались ещё на первой PlayStation, когда вышел подробный мануал к C: The Contra Adventure от Appaloosa Interactive. Ну а окончательную редакцию совсем недавно оформил продюсер Нобуя Накадзато в большой коллекционке 2019 года выпуска. Он не только разделил серию на канонические выпуски и спин-оффы, но также составил детальную хронологию канона, перевод которой мы вам с радостью предоставляем.
Официальная хронология Contra
2631 год. Таинственный метеор из космоса упал на архипелаге Галуга близ побережья Новой Зеландии. Вместе с ним на Землю прибыла незнакомая форма жизни.
Contra. 2633 год. Разведка штаба Земного правительства донесла о захвате Галуги организацией «Красный Сокол». Эта террористическая группа связана с могущественной инопланетной расой, планирующей кровавое вторжение на Землю и истребление всего населения. Для предотвращения критической угрозы воины элитного подразделения Contra Билл Райзер и Лэнс Бин командированы на архипелаг с целью уничтожить базу «Красного Сокола».
Super Contra. 2634 год. Сигнал бедствия отправлен генералом Земной Федерации – Хэлом, принимавшим участие в совместных военных манёврах с армией GX в Южной Америке. Разобраться на месте вновь отправляются бойцы подразделения Contra, Билл Райзер и Лэнс Бин, обнаруживающие возрождение активности инопланетных интервентов.
Operation C. 2635 год. На изолированном острове в южной части Тихого океана некая враждебная нация завладела клетками чужих в целях разработки оружия массового уничтожения. Для предотвращения катастрофы планетарного масштаба миссию по ликвидации угрозы в одиночестве отправляется исполнять могучий воин Билл Райзер.
Contra III: The Alien Wars. 2636 год. Потерпев бесчисленное количество поражений от супербойцов Contra в локальных конфликтах, «Красный Сокол» мобилизовал все свои инопланетные войска для полномасштабного вторжения на Землю. Под натиском интервентов погибли миллионы. Спустя полгода большая часть цивилизации превратилась в руины. Билл Райзер и Лэнс Бин остались последней надеждой на спасение. Началась полномасштабная война с пришельцами за судьбу всего человечества.
Contra 4. 2636 год. Прошло полгода после завершения войны с «Красным Соколом». Планета Земля лежит в руинах. Остатками пришельцев-интервентов управляет инопланетный клон, разработанный некой злой нацией, известный как «Чёрная Гадюка». Человечество поставлено перед альтернативой: безоговорочная капитуляция или полное уничтожение. На борьбу с негодяями встают четверо величайших воинов во главе с Биллом Райзером и Лэнсом Бином.
Contra: Rogue Corps. 2638 год. Окончена война с пришельцами, мировое Земное Правительство празднует победу. Но как всегда что-то идёт не так. Президента на глазах у всех убивают неизвестные, в преступлении обвиняют невиновных, а откуда-то из преисподней вдобавок вырастает Проклятый Город. Почти у всех находящихся в нём людей начинает ехать крыша, вплоть до того, что они соучаствуют в распространении власти Проклятого Города на остальную территорию.
Contra: Hard Corps. 2641 год. Развитие генной инженерии и кибернетических технологий привело человечество к новой террористической угрозе, не менее опасной, нежели вторжение инопланетных захватчиков. 24 декабря 2641 года роботизированная аппаратура слетела с катушек, начав атаковать мирных граждан. Город, в котором началось восстание машин, погрузился в хаос. Противостоять угрозе отправлена элитная оперативная группа под названием Hard Corps.
Contra: Shattered Soldier. 2642 год. Почти 80% человечества уничтожено из-за применения магнитного оружия. Вдобавок кто-то убил Лэнса Бина. Всё это повесили на Билла Райзера, его осудили на 10 000 лет криосна. 2647 год. Загадочная террористическая организация, называющая себя «Кровавый Сокол», начинает свою деятельность, следы которой ведут на знакомый архипелаг Галуга. Триумвират – тайное мировое правительство, состоящее из трёх стариков с именами древнеримских императоров, досрочно освобождает Билла Райзера, приставив к нему напарницу-надзирателя, андроида Люси. Новому дуэту необходимо разобраться в ситуации.
Neo Contra. 4444 год. На заброшенной деградировавшей Земле, превратившейся в планету-тюрьму, возникает военизированная организация «Новое Сопротивление», совершающая силовые акции против Совета Федерации. Критическая ситуация вынуждает федералов вновь пробудить Билла Райзера от криогенного сна, его напарником становится Дженбей «Ягуар» Ягью. Они должны уничтожить «Новое Сопротивление».
***
Как легко заметить, сюжетные завязки постепенно усложняются, а фокусировка событий переносится на героев, личности которых получают определённую глубину и развитие. За бортом канона оставлено немало интересных проектов, также из него полностью вычеркнуты все «Контры» для мобильных телефонов и гаджетов. Зато выстроена внутренне непротиворечивая виртуальная вселенная, способная развиваться дальше. Каким будет развитие – покажет время, ну а мы с чистой совестью переходим к самим играм.
Автор:
Дмитрий «Рексарыч» Пасько / Neon Knight