Творцы и ремесленники

Про злоключения спесивого Джона Ромеро с «главным проектом его жизни», легендарной Daikatana, в игровых журналах и интернете понаписано столько, что повторять эту трагедию целиком в стопяццотый раз было бы моветоном. Если совсем вкратце – безумная рекламная накачка и понты ведущего разработчика в прессе, провалы анонсированных сроков релиза, устаревшая к моменту выхода графика, очень слабый геймдизайн (явно уступающий другим шутерам своего поколения), лютые баги, нудный сюжет, неудачная проработка монстров, наконец, чудовищный интеллект компьютерных напарников, проваливающих миссии на ровном месте. При иных обстоятельствах авторы получили бы от критиков заслуженные 6/10 и уползли заделывать бреши патчами, но яркое публичное реноме сыграло против Ромеро – геймерское сообщество при поддержке журналистов отомстило ему за неумение держать язык за зубами; его творение растоптали и унизили, обозвав «худшей игрой всех времён». Конечно, такого титула боевик не заслуживал (при живом-то Кодзиме), но отмыться от столь беспощадного клейма было уже невозможно – карьера лохматого программиста стремительно улетела под откос.

Мало кто знает, но помимо основной ПК-версии и её «порта» на Nintendo 64 существует также портативная Daikatana для Game Boy Color. А всё потому, что отдали её на аутсорс японцам. Те забацали совершенно непохожую на провальный исходник штуковину, но не смогли выпустить её на американском рынке, в том числе из-за сильно испорченной репутации оригинала. Европейский дебют остался практически незамеченным. Увы, судьба бывает несправедлива. В отличие от команды Ромеро, трудолюбивые японцы справились со своей работой на порядок лучше. Подача истории оказалась куда более лаконичной, при этом новые авторы добавили в неё изрядную долю вполне уместного юмора. Геймлей упростился до зельдоподобной двумерной «ролевушки» с видом сверху, однако из него также испарились нагромождения, вносившие дисбаланс в первоисточник. К оформлению придраться вообще невозможно, по критериям мобильных игр 2000 года оно практически эталонное. В общем, не то чтобы хит, но абсолютно незаслуженно забытое произведение.

Завязка приключения изменилась мало. В недалёком будущем власть над миром захватила корпорация клана Мисима. Наш протагонист Хиро Миямото работает сенсеем в области традиционных боевых искусств, ведёт довольно тихую жизнь, но однажды всё неожиданно меняется. К нему в додзё приходит старик, называющий себя потомком клана Эбихара, противостоявшего Мисиме в прошлом. Далёкий предок Хиро был мастером-оружейником и выковал по заказу Мисимы волшебный меч-кладенец Дайкатана, способный рассекать пространство и время. Поняв разрушительную мощь своего творения, кузнец попытался утопить его в жерле Фудзиямы, однако предок Эбихары побрякушку оттуда достал, после чего её украл Мисима и читерским способом изменил ход истории в пользу своего семейства. Звучит знакомо, не правда ли? Единственная принципиальная разница, что диалоги стали текстовыми и не такими длинными. Поверив во всю эту вдохновляющую белиберду, Хиро немедленно отправляется в крепость Мисимы искать Дайкатану и похищенную дочку нежданного визитёра.

На сюжетной составляющей сходства между основной и мобильной версиями заканчиваются. Совершенно разные жанры, другие акценты в геймплее. Если ромеровская Daikatana была мясным шутером с выраженными ролевыми элементами, то японская – в первую очередь адвенчура, заточенная на изучение лабиринтов, поиск предметов и решение огромного количества несложных головоломок. «Прокачивать» в ней можно только линейку здоровья, для чего требуется побеждать боссов, а основным оружием практически всю дорогу служит боевой шест, весьма эффективный на короткой дистанции. Огнестрела в арсенале хватает, но патроны к нему заканчиваются быстро, а толку от стычек с рядовыми противниками никакого – призов они после гибели не оставляют, поэтому растрачивать на них амуницию смысла нет, только если вдруг мешают пройти. Проблема с дурными напарниками решена максимально просто – они по окончании сюжетных сценок сливаются с героем, на экране остаётся одна фигурка. Кровь отсутствует, уровень насилия околонулевой, как следствие – самый низкий возрастной рейтинг, можно спокойно давать детям. Беседы, как вы понимаете, тоже стерильные, никакой ругани. Игра полностью вписывается в миролюбивую политику Nintendo тех лет, но это не цензура, а самостоятельное решение студии вдохнуть в игру совершенно иную ауру, нежели та, что царила внутри и вокруг экшена от Ромеро.

Вот и получается забавный парадокс – потенциальный суперхит, в который влили кучу денег, передовые технологии и имя не последнего в индустрии разработчика, потерпела зубодробительное фиаско, а его скромное переложение в карманный формат получилось симпатичным и даже по-своему обаятельным. Не то чтобы случай уникальный (версии «Бэтменов» и «Черепах-ниндзя» для GBA мне тоже нравятся больше, чем консольные), однако такого разрыва в качестве исполнения и оценках сходу не припомню. Сохранив большую часть первоначальной истории, японцы придали ей совершенно другую, куда более изящную форму, вычистили всё лишнее и подогнали геймплей под мобилочную философию, внедрив в том числе систему неограниченных сохранений в любом месте. Жаль, что всё это было почти напрасно – ПК-шная недоделка утащила за собой на дно портативную тёзку. Незавидная и незаслуженная участь, но в жизни так тоже бывает.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.