Акелла промахнулся?

Фумито Уэда, легендарный создатель культовых хитов Ico и Shadow of the Colossus, корпел над своим третьим проектом долгих семь лет. К сожалению, сотворить новый шедевр с той же видимой лёгкостью, как два предыдущих, у него не получилось. Но автор остался верен себе – его в очередной раз увлекли творческие эксперименты над геймплеем, поиски граней виртуальной «физики» и возможностей взаимодействия героя с окружающим миром. И, разумеется, сам этот мир снова получился огромным, красивым и привлекательным для исследования. Так в чём же проблема? The Last Guardian подверглась настоящему шквалу критики за то, что оказалась вещью чересчур самобытной, не всегда понятной и далёкой от совершенства в плане работоспособности многочисленных игровых механик. Но неужели кто-то в здравом уме смог бы поверить в то, что «недоделанная» игра, более того – эксклюзив от самой Sony, проскочила бы все этапы тестирования и отдел проверки качества? Только поняв и приняв как данность, что кажущиеся несуразности – часть некоего единого замысла, начинаешь по-настоящему вникать в его отдельные элементы.

 

Чудо в перьях

Главный герой предстоящего приключения – мальчуган лет тринадцати. Его предыстория нам неизвестна, повествование стартует с момента, когда юноша просыпается в неких заброшенных руинах и обнаруживает на своём теле загадочные узоры. Но это не самая занимательная находка. Оглядевшись вокруг, он видит рядом с собой гигантское живое существо, прикованное цепью. Первой и закономерной реакцией на такое соседство становится испуг. Парень сразу вспоминает легенду о «трико» – крылатых людоедах, которые похищают селян. Похоже, зверь как раз из этой породы. Его гибкое тело подобно кошачьему, только всё покрыто перьями, на спине действительно растут крылышки (очень маленькие, но всё же) морда напоминает клюв, а изо лба торчат обломки рогов. Есть чего испугаться. Но мальчик сразу понимает, что с трико не всё в порядке. Он ранен, голоден и почти обездвижен. Поборов страх, герой приходит зверю на помощь – освобождает его от ошейника, вынимает из тела копья, приносит еду (она содержится в деревянных бочках). Так начинается эта странная взаимная привязанность. Опасный хищник становится другом и охранником для беззащитного паренька.

Завязка не слишком информативна, да и само путешествие по миру игры сложно назвать повествовательным. Вот юноша находит некий предмет, и голос рассказчика даёт нам какие-то скупые пояснения (рассказчик, судя по всему – сам герой, только уже повзрослевший, а все события являются его воспоминаниями). Вот трико демонстрирует какую-то необычную реакцию, и к этому тоже следует комментарий закадрового голоса. Цельная история из всех этих обрывков складывается тяжело, долго и несколько натянуто. Тем не менее, именно сюжет становится одним из главных стержней, удерживающих внимание игрока. В нём много недосказанностей, некоторые вещи не смогли объяснить даже сами авторы (чего стоит хотя бы головоломка с названием проекта – фаны долго бились над тем, кто и почему тут «последний страж»; оказалось, тайтл просто некорректно переведён с японского, более правильным и полным было бы «тайный страж трико»). Для тех, кого The Last Guardian зацепит по-настоящему, её собственного контента может оказаться мало, потребуются дополнительные источники информации.

 

Возлюби ближнего своего

Однако чтобы принять эту игру всем сердцем, придётся забыть очень многое из своего предыдущего геймерского опыта и мучительно накапливать новый. Взаимодействие мальчика и трико построено на совершенно иных принципах, нежели вы могли встретить раньше. Это не связка ведущего и ведомого, тем более не субординация командира и подчинённого. Вы вообще не можете никак напрямую управлять зверем, притом что без него не складывается ни один паззл и кроме его мощи нет никакого другого оружия в схватках с врагами. Вам дано лишь попросить сделать то или это, и он это выполнит, но вот насколько быстро, точно и охотно – всегда интрига. Как так можно играть, спросите вы? А вот так, неторопливо и местами крайне дискомфортно. Привыкая к его нраву, приглядываясь к тому, куда он смотрит, не забывая подкармливать его питательными бочками. Эта игра будет раз за разом испытывать на прочность ваше терпение, потому что даже там, где вы всё делаете правильно, трико может внести коррективы своими капризами. Поэтому вам нужно его… Полюбить. Воспринимать как живого. Гладить по голове, залечивать раны. Не злиться на него и настойчиво повторять свои просьбы. Раньше или позже он их выполнит, не сомневайтесь.

А что же умеет сам паренёк? Несмотря на свою щуплость, он весьма сильный и ловкий, способен прыгать и цепляться за различные элементы декораций (поклонники Принца Персии / Лары Крофт / Анчартеда моментально всё поймут). Главная его задача – искать пути решения тех или иных ситуаций, связанных с тем, как попасть в новую локацию и протащить туда огромную тушу своего пернатого спутника. За эти самые перья мальчишка может цепляться точно так же, как протагонист Shadow of the Colossus за шерсть исполинов. Собственно говоря, оседлание трико есть некий рефрен, повторяющийся из раза в раз, но уже при новых обстоятельствах. Главными противниками являются магические стражники, представляющие собой ожившие доспехи нескольких типов. Противостоять им в бою парнишка не в состоянии, хотя прямой угрозы они не представляют. Их главная задача – схватить беглеца и попытаться унести, но из захвата достаточно легко выскользнуть и удрать. Если удастся пропустить трико к месту схватки, останется только отойти в сторонку и наблюдать, как противники разлетаются на мелкие кусочки. После драки разъярённого зверя обязательно нужно успокоить и подлечить, продолжать плодотворную деятельность в возбуждённом состоянии у него не получится.

 

Посторонним вход воспрещён

Однако будем откровенны – попытка выдать любые недостатки за творческий подход была бы лукавством. Восприятие игры страдает как минимум от двух реальных недоработок. В первую очередь это, конечно же, управление. Если мучения с трико по-своему занимательны, то корявость мальчишки уже чистый провал разработчиков. Он тоже часто делает не то, чего вы от него хотите, неправильно рассчитывает дальность прыжков, не хватается с первого раза за то, за что обязан хвататься. За идею повесить прыжок на «треугольник» хочется отдельно наградить её автора – посмертно. Второй порок – монотонность геймплея. От вас не требуется придумать, что нужно сделать, вам нужно лишь догадаться, как преодолеть очередную преграду. Когда понимаешь принципы того, как это работает, начинаешь замечать некоторое однообразие. А уж перманентный поиск еды для трико – абсолютно бессодержательный квест, затягивающий прохождение. Причём добывать бочки с каждым разом становится всё сложнее: то они лежат в каком-нибудь труднодоступном месте, то их надо переть на себе через несколько локаций. Наверное, стоило бы сделать места кормёжки на каких-нибудь чекпоинтах и этим ограничиться.

Сеттинг получился совсем пустым, как в упомянутой ранее Shadow of the Colossus. Да, мир большой и яркий, озарённый солнечным светом, только в нём почему-то никто не живёт, кроме ящерок да бабочек. Гигантские руины необитаемы. Охотящихся за мальчишкой стражей сложно назвать живыми, они похожи на каких-то демонов. Ближе к финалу можно встретить других представителей рода трико, но и они не выглядят интересными компаньонами. Всю дорогу наш изначальный трико и мальчуган общаются друг с другом, поскольку больше не с кем. Это угнетает. Десяток часов без диалогов и с минимумом сюжетных вставок попахивает аутизмом.

Не верьте тем, кто вам скажет, что The Last Guardian – плохая игра. Это, конечно же, не так. Но она точно не для всех, не для массового потребителя. Чтобы её правильно понять и воспринять, нужно настроиться на правильную волну, напрочь отключить нервы и негатив. Иначе испортите себе настроение, сломаете об стенку джойстик и отправитесь в интернет писать желчные комментарии. Если кого Фумито Уэда по-настоящему расстроил, так это своих начальников и продюсеров. После семи лет мук творчества он выдал глубоко нишевый продукт, вызвавший горячие споры даже среди поклонников его предыдущих творений. Быть может, всеобщее признание к этой игре придёт позже, как часто бывает с непонятыми шедеврами. А может не придёт никогда, что тоже весьма вероятно. Но незамеченным этот проект уже не останется точно. О нём ещё долго будут говорить и спорить.


Автор:

Headhunter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.