Лежит в траве. Буравит взглядом. Затем ползёт, извиваясь как змея. Встаёт и медленно, чертовски медленно двигается за охранником. Удар в ногу, захват – бодрый спецназовец свою бодрость теряет. Лезвие у горла – это очень страшно. Лезвие отводится от горла и приближается к глазу. Затем раздаётся суровый, тихий и очень харизматичный голос: «Speak!». В ответ несётся полнейшая околесица, что-то вроде: «Use the action buttons to climb at the tree!». Лезвие вонзается в горло, хрип, падение обмякшего тела. Занавес.
Вот такие вот реалии нереального мира Metal Gear Solid. Мира, где есть шагающие танки с ядерными зарядами на борту, где за каждым кустом поджидает опасность, где есть люди, умирающие от одного точного выстрела в голову, и люди, которые пропускают через себя ток и плевать хотели на выстрел из «рокет лаунчера». Мир, запутанный клубком. Слишком игривым оказался котёнок, играющий с ним. Хидео Кодзима бросается людскими судьбами, словно играет в кости. Возможно, он сам не знает, что будет с тем или иным героем в конце очередного повествования. Люди, рождённые в его голове, ведут странный образ жизни, терпят боль, теряют многое, многое находят, много говорят. Убивают. Часто. Слишком часто. Убивают много значащих для себя людей. Братьев, к примеру. Но обязательно находят истину. Истину настолько сложную по форме и такую лёгкую по содержанию.
Иногда, проходя очередную часть сериала, невольно задаешься вопросом: а зачем здесь я? Зачем я держу геймпад, тыкаю какие-то кнопки? Они там без меня справятся. Двадцать минут пробежки, игр в прятки и убийств статистов, а затем двадцатиминутный ролик «на движке». Или не «на движке». С таким сюжетом, с такими актёрами, с этой прекрасной операторской и режиссёрской работой – нужен ли здесь геймплей? Просто кино. Крепко сбитое и слаженное. Кино, которое смотрится на одном дыхании. Кино, где судьбы героев действительно интригуют. Кино, где люди не едят попкорн во время сеанса. Но всё-таки геймплей здесь не для галочки. Он такой, что может существовать отдельно (VR Missions, если угодно). Он захватывает дух и держит в напряжении. Он внимательно следит за тобой, чтобы ты, не дай бог, не расслабился. Чтобы ты чувствовал – здесь всё зависит от тебя.
Как же столь противоречивые части образуют одно целое? Как уживаются вместе вроде бы не нужные друг другу создания – Кино и Игра? Атмосфера. Ощущение единого целого создает именно она. Такой нет нигде. Не то чтобы в мире мало хороших игр, просто Metal Gear один. Атмосфера, которая ещё долго после прохождения держит тебя, не отпускает, заставляет додумывать недосказанное. То, что Автор стремился рассказать окружающим.
Что же хотел сказать мистер Кодзима нам, простым игрокам? Зачем он заставил своих же созданий убивать друг друга (частенько нашими же руками)? Сюжеты его игр затрагивают довольно больные темы современного мира – мировой терроризм, угроза ядерной бойни, холодная война. В его играх нет решения проблемы. Это скорее взгляд со стороны. Его взгляд, из его реальности на наш мир. Взгляд на добро и зло. Взгляд на политику, на войну, на нас самих. Игра не даёт чего-то конкретного. Это состояние аморфно. Кодзима – художник, который решил изобразить свою простую истину сложной по форме, но такой ясной по содержанию. Получилось ли у него? Твёрдое да. Каждая глава серии проходится по несколько раз. Упорно ищутся секреты. Каждые новые «фишки» вызывают бурный восторг (разве что не аплодисменты). Диалоги смешат либо расстраивают. Равнодушных нет. Но вот способны ли мы понять всё то, что нам хотели сказать? Или взгляд прошёл незамеченным сквозь наши умы? Стоило ли так стараться мистеру Кодзиме? Я думаю, стоило, ведь отчасти он наверняка делал Metal Gear для себя.
Автор:
John Dory