О недавно вышедшем фильме «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф» написано уже немало, что, впрочем, в наши дни характерно для любого американского фильма, выходящего в мировой прокат. Заинтересовало автора этих строк содержание отзывов – как критиков, так и зрителей – к которым относится львиная доля писанины. Многие характеризуют «Хроники» как нечто вроде красивой сказочки для малышей, которая авось да сумеет понравиться кому-нибудь из родителей. Пару раз я видел упоминания о вставленных не к месту ссылках на Библию, хотя человеку, более-менее добросовестно в эту самую Библию заглядывавшему, вполне очевидно, что собой представляет история, которую нам предлагается созерцать в кинотеатрах.

Но обо всём по порядку. Фильм снят по книге с одноимённым названием, которая является второй из семи повестей Клайва Стейплза Льюиса в серии «Хроники Нарнии». Как человек, всю эту красоту некоторое время назад читавший, нагло заявляю, что вопреки сложившейся практике сюжет картины вполне чётко следует оригинальному произведению. Так что ничего подобного романам Арагорна с Арвин и нежданным отцовствам Городецкого по отношению к Егору наблюдать не придётся, всё по-честному. Сам сюжет я описывать не буду, хотя – осторожно! – дальше пойдёт приличное количество спойлеров.

Собственно, что представляет собой история, написанная Льюисом и снятая Адамсоном? Смотрите сами, проведём параллели в хронологическом порядке (вы же не подумали, что вопрос, вынесенный в название статьи, риторический?):

 

— Дверь в Нарнию обнаруживает младшая из сестёр. — «Если <…> не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное»;

— Остальные попадают туда неожиданно для себя, не когда пытаются намеренно войти. — «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня»;

— Первое за 100 лет Рождество наступает с приходом Аслана. – Рождество Иисуса, собственно;

— «Древняя магия». – Ветхий Завет;

— Каждый предатель принадлежит колдунье. – В ветхозаветные времена не было Спасения;

— Смерть и воскрешение Аслана, которые позволили предателю избежать смерти. – Искупительная жертва Христа;

— Стол раскалывается пополам. – При смерти Иисуса завеса в Храме разрывается надвое;

— Две девочки сопровождают Аслана до стола, а позже первыми видят его воскрешение. – Мария Магдалина и другая Мария, остававшиеся с Иисусом во время крестных мук, и первыми встретившие Его воскреснувшего;

— Аслан перед тем, как направиться на поле боя, идёт в замок колдуньи и оживляет существ, превращённых ею в статуи. – Иисус сходит в ад и выводит оттуда ветхозаветных праведников;

— Питер, возглавивший войско. – Апостол Пётр, от которого пошла Церковь;

— Питер угрожает колдунье мечом. – Пётр отрубает мечом ухо слуге первосвященника во время ареста Иисуса;

— Раскаявшийся предатель Эдмунд, ставший королём. – Апостол Павел, бывший сначала гонителем христиан;

— Разговор Аслана с Эдмундом. – Явление Иисуса Павлу, после которого он стал апостолом;

Это только то, что просто бьёт в глаза. Уверен, можно отыскать ещё энное количество менее очевидных отсылок. Книга (а за ней фильм) не просто ссылаются на Библию, они напрямую построены на ней. Целью Льюиса было «оживить» информацию о евангельских событиях, дать почувствовать читателю то, что он зубрил на уроках Закона Божия, входившего тогда в Англии – на родине писателя – в школьную программу. Книжка для детей, но далеко не только для них; она похожа на сказку, но это действительно притча, призванная сделать в сознании людей объёмными события двухтысячелетней давности.


Автор:

Enusimabilubur

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.