Что ж, дорогие читатели, с основной массой игр из славного «контровского» семейства мы с вами успешно разобрались. Но даже всеми ранее рассмотренными проектами её богатый мир отнюдь не исчерпывается. Прежде всего, мы хотели бы рассказать вам об официальных переделках от самой Konami, о которых мы уже неоднократно упоминали в обзорах. Речь о европейских версиях, выходивших до середины девяностых под названием Probotector, из которых сложился отдельный мини-цикл, живший параллельной жизнью с сериалом. Причины его возникновения мы тоже озвучивали: до появления в 1994 году современной системы возрастных рейтингов надзорные органы различных стран могли абсолютно произвольно запретить ту или иную видеопродукцию, содержание которой сочли бы излишне жестоким. Дабы лишний раз не рисковать, многие игровые издательства занимались самоцензурой, удаляя из своих произведений потенциально уязвимый контент. Так бдительные японцы настругали серию-дубликат, все выпуски которой мы вам компактно перечислим. Ну а во второй половине материала расскажем о пиратском творчестве в рамках популярной вселенной.

Начнём, так сказать, с базы: «Проботекторов» всего шесть. Ни один из них не является самостоятельным проектом, все они привязаны к консольным релизам, причём два – к одному и тому же, из-за чего иногда возникает путаница (в разных справочниках указывают только пять игр под маркой Probotector). Первый вышел на NES в конце 1990-го, почти три года спустя после легендарного «порта». Второй тоже изрядно подзадержался, оказавшись на той же самой «Денди» в 1992-м под наименованием Probotector II: Return of the Evil Forces, через два с лишним года после Super C. А вот создатели мобильной Operation C для Game Boy сработали расторопнее, их Probotector выпорхнул на монохромные экраны весной 1992-го, отстав от «американки» всего-то на год с копейками. Дальше, как говорится, внимание, следите за руками. Через полгода после культовой Contra III: The Alien Wars геймеры увидели Super Probotector: Alien Rebels непосредственно на Super Nintendo. Однако по мотивам «порта» для Game Boy последовал отдельный Probotector 2, как раз о котором почти всегда почему-то забывают – наверное, потому что уехал он аж в 1995-й. Ну а подводит черту Probotector для Sega Mega Drive, заменивший европейцам Contra: Hard Corps одновременно с остальными релизами осенью 1994-го.

Сюжетная канва во всех случаях копирует прототип, только место привычных протагонистов занимают антропоморфные роботы-защитники Земли. Собственно говоря, их название – это каламбур из слов robot и protector. Вместо оппонентов, внешне похожих на людей, также появляются механические создания, а вот злобных инопланетян никому не жалко, их позволяется отстреливать как обычно. Игровая механика, локации, оружие, расположение противников, боссы – основные компоненты сохраняются в нетронутом виде, меняются только мелкие детали дизайна, такие как обозначение жизней или транспортное средство в финальном ролике. Первая часть на «Денди» копирует «американку» с вырезанными заставками и обеднённой анимацией. В «сеговском» варианте авторы даже слегка перестарались, заменив вообще всех действующих лиц, включая раздающего приказы Коммандера Дойла. Зачем-то переименовали роботёнка Брауни, хотя моделька осталась та же самая. Чисто в эмоциональном плане «Проботекторы» после настоящей «Контры» воспринимаются с некоторым пренебрежением, но по содержанию ни в чём им не уступают.

Напоследок небольшой лингвистический ликбез по всем названиям сериала. Как вы уже поняли, их используется три: собственно Contra, Gryzor и Probotector. Всё бы ничего, но вопрос о правильном произношении остаётся дискуссионным. На японском слово Contra пишется как «魂斗羅» (Кандзи) или «コントラ» (Катакана). Используя ромадзи, для гайдзинов получается Kontora. С помощью кириллицы записывается не иначе как «Контора» с ударением на первый слог. Далее у нас Gryzor. Официальной транскрипции иероглифами у причудливого словца нет, тогда как с произношением тоже не всё очевидно. На английском оно звучит как Grayzahr, по-русски получается «Грайзар» с ударением на первый слог. Самый тяжёлый случай, конечно же, последний. Признаюсь честно, разбирал на слух, поскольку письменного варианта не нашёл. У меня получилось нечто вроде «Прабатейкто». Надеюсь, забавный эксперимент не был для вас излишне утомительным; дальше, как обещали, перейдём к фанатским модам и пиратским релизам.

 

***

Super Contra II для NES, 1993 год. Детище китайской фирмы Yanshan Software. Той самой, что в ответе за пиратские версии «Танчиков» (например, Tank 1990). Невероятно сложный хак первой Contra с перепланированными локациями, кривым расположением платформ и врагов. Новых уровней как таковых нет, схема прохождения прежняя, только старые покорёжены до полной неузнаваемости. Висюков не замечено, одолевается до конца.

Super Contra 5 для NES. Хак игры G.I. Joe: The Atlantis Factor, в которой заменили главного героя на Билла из Contra, да немного перерисовали кат-сцены и титульник. Все механики и противники оставлены из первоисточника, зато оружие «контровское», что немного ломает геймплей. Впрочем, куда сильнее впечатление портят различные графические баги и тормозня, оптимизация провалена полностью.

Super Contra 6 для NES. Очень ленивый хак Contra Force. Всех героев переименовали, теперь это Рэмбо, Гайл, Рю и Билл. Вот только выглядят они впечатляюще разве что на портретах в меню. Рэмбо и Билл – фигурки из японской версии Contra. Гайл взят из Ikari Warriors III: The Rescue, а Рю позаимствован в Double Dragon. На старте отваливают сразу девять жизней, но главная халява – нажатие «вверх» + «Старт» даёт по семнадцать жизней всем членам банды. Играть намного проще, чем в оригинал, проходится полностью.

Super Contra 7 для NES, 1996 год. А это уже более-менее оригинальная пиратская разработка за авторством могучей компании Waixing. Фоны тут позаимствованы из Mighty Final Fight и некоторых других игр. Тем не менее, это не просто хак, а полноценная пиратская Contra, состоящая из пяти неплохо проработанных уровней. Даже боссов сами нарисовали! Некоторых. А также написали собственный саундтрек, способный расплавить мозг при длительном прослушивании.

Super Contra X для NES. Тоже оригинальная разработка славной компании Chengdu Tai Jing Da Dong Computer Co. Видно, что ребята старались сделать свою Contra, а не банальный хак. Но что-то пошло не так, результат вышел плохенький, корявеньнкий да тормознутенький. Зато фоны нарисованы с нуля, а этапов аж целых восемь. Есть уровень с полётом на джетпаке, почти как в Final Mission. Даже какая-никакая, а финальная кат-сцена имеется. Добраться до неё возможно, только терпения нужен вагон с прицепом.

Contra Spirits для NES, 1996 год. В сущности это даунгрейд Contra III: The Alien Wars. Пираты иногда умеют неплохо «портировать» шестнадцатибитные игры на восьмибитное «железо», вспомним того же «Аладдина», Super Mario World, некоторые «Стрит Файтеры». Увы, не в этот раз, хотя первоисточник легко опознать. Выглядит как типичная трэшовая нелицензионная игра: отовсюду валятся враги, всё тормозит, звук кашляет. Зато завезли уровни с видом сверху, а один этап почему-то повторяется два раза – наверное, сильно понравился разрабам.

Не забудем также про Contra Fighter для NES, 1993 года выпуска. Хак второй игры про G.I. Joe, в котором главгероев заменили на персонажей из Street Fighter. Причудливый балаган выдают за Contra, хотя от неё вообще ничего нет, разве что геймплей немного похож.

Darkwing Duck 2 для NES. Эпичный хак Super C, имевший широчайшее хождение по развалам с картриджами, где люди-противники перерисованы в различных зверушек, а оба бравых бойца заменены на боевых селезней в очаровательных ковбойских шляпах. Как говорится, погуляли на все деньги. Правда, чем ближе к финишу, тем очевиднее халтурность хака – последние этапы с инопланетными монстрами оставлены нетронутыми.

 

***

Как несложно заметить, творчество хакеров обращено в первую очередь к обладателям «Денди». Понять такой выбор очень просто – именно на этой приставке серия сделала себе имя, а распространённость пиратских копий «восьмибиток» обеспечила их коммерческую привлекательность на долгие годы после официальной кончины Famicom/NES в 1993 году. Но не ретрогеймингом единым жива нелегальная Contra. Под занавес поведаем вам о нескольких современных попытках адаптации классического материала.

Clontra для PC на «движке» UE5. Разработчик-одиночка попробовал свои силы под впечатлением от Contra и Super C для NES. Вышло вполне годно. Враги бегут на героя с разных сторон в большом количестве. Есть снайперы на деревьях или прячущиеся за камнями, коих довольно непросто подстрелить. Имеются также турели и падающие бочки со взрывчаткой. Управление простенькое, зато ничего лишнего: можно двигаться влево либо право, прыгать и ложиться. Направление стрельбы и то, куда смотрит персонаж, задаётся курсором мышки. Сама стрельба производится с помощью зажатой левой клавиши. С первого раза мало кто осилит, нужно постараться.

 

 

Contra 2028 для PC на «движке» UE4. Игру разработала команда студентов из восьми человек. Геймплей представляет собой арену с волнами противников, на которой нужно выживать, управляя элитным солдатом. Есть два типа стрелкового оружия: автомат и дробовик. Боезапас бесконечен, но нужно перезаряжаться. Также в наличии мощные гранаты, подкат и два вида прыжков: обычный, когда персонаж отталкивается ногами от земли, либо посредством ракетного ранца с накопительным эффектом (чем дольше копишь, тем выше подлетаешь). Враги однотипны, но нервы способны пощекотать, особенно если загонят в угол. Там даже регенерация здоровья не спасает, что хорошо видно в моём ролике.

 

 

Super Mario Bros. Crossover на Adobe Flash Player. Как только ни издевались над Super Mario Bros. за долгие годы, а игра всё ещё готова подарить азартное приключение. Тем более с новыми персонажами. Предусмотрено три уровня сложности: лёгкий – детский сад с кучей монеток, продолжения копятся быстрее, чем тратятся; средний – ровно то же самое, что было в первоначальной Super Mario Bros.; сложный – зубодробилка. Знатоки конечно поинтересуются: «Вы спятили? Adobe Flash Player сто лет как не поддерживается». На что я отвечу: «Вы правы, стандарт больше не поддерживается. Но почему вы считаете, что игру нельзя запустить?». Короче говоря, кому надо, у тех всё работает.

 

 

Contra Force для PC на «движке» GameMaker. Индивидуальное творчество человека под псевдонимом Gurgle Durian, римейк восьмибитной Contra Force. Я бы скорее назвал его ремастером, ну да ладно. Что мы имеем? Чёткая картинка. Отсутствуют «тормоза». Геймплей слегка дополнен, есть подкат. Дизайн бережно перенесён, добавлены спецэффекты и новые локации. Убраны помощники под управлением компа. Переключение между персонажами происходит на лету, без надобности заходить в меню паузы. Не игра, а сказка.

 

 

Сколько всего существует неофициальных проектов, соприкасающихся с миром «Контры», сказать невозможно. Конечно, мы поведали далеко не обо всех, но, по крайней мере, подсветили наиболее яркие и запоминающиеся. Быть может, кому-то из наших читателей тоже захочется заняться чем-то подобным – возможностей сегодня море, причём глубоких навыков в дизайне или программировании не требуется (давно существуют заготовки в специальных программах). Самое приятное, что люди помнят о серии, а это уже немало.


Автор:

Дмитрий «Рексарыч» Пасько / Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.