Студия WayForward Technologies заслуженно пользуется уважением среди любителей ретро-гейминга. Образцовые 2D-платформеры Contra 4 (Nintendo DS, 2007) и DuckTales Remastered (PS3/X360/Wii U/PC, 2013) известны практически каждому обладателю приставок, на которых они выходили. Тем не менее, главным сокровищем Мэтта Бозона и его сподвижников является совершенно другая игра, точнее – целая серия, из которой широкой публике знакомы только две поздние части, особенно последняя. «Засветилась» Shantae: Half-Genie Hero (PS4/XBO/PSV/Wii U, 2016) благодаря шумихе на «кикстартере», где проект насобирал вдвое больше запланированной суммы. Именно тогда многие не без удивления узнали, что франшизе почти два десятка лет, и что сериал насчитывает целых четыре эпизода, большинство которых изначально выходило (или планировалось к выходу) на мобильных платформах.

 

Краткая биография

Началось всё в далёком 1994 году. Молодой и влюблённый в свою будущую жену Мэтт Бозон, делавший тогда первые шаги в качестве профессионального художника-аниматора компании WayForward, загорелся идеей поднести избраннице необычный подарок – посвятить ей целую видеоигру. Эйрин сама была художницей и имела непосредственное отношение к студии, поэтому с радостью поддержала инициативу и придумала для будущего хита главного персонажа – девочку-джинни с загадочным именем Шантэ. Дальше концептов дело, увы, не продвинулось. Бозон был ноунеймом в индустрии, фирма только-только начала получать серьёзные заказы; бюджет выбить не удалось. Несколько лет спустя Мэтту всё же улыбнулась удача. WayForward сделала сразу два похожих проекта по лицензии: совсем простенький платформер из вселенной Sabrina (GBC, 2000) и чуть более витиеватый, с элементами головоломки Wendy: Every Witch Way (GBC, 2000). В обоих случаях героинями выступали симпатичные девчонки, владеющие магией. Благодаря этой работе Бозон отточил своеобразную стилистику, а чуть позже убедил коллег и начальников, что нужно сделать свой собственный платформер в похожем ключе.

Получив добро на творческие изыскания, Мэтт и Эйрин придумали целую вселенную, сочетавшую элементы арабских сказок и любимых Мэттом японских мультфильмов. Издателем перспективного проекта согласилась выступить аж сама Capcom. Правда, у японцев в приоритете стояли тайтлы совершенно иного масштаба, поэтому релиз задержался на год. Game Boy Color к тому моменту уступила лидерство на рынке мобильных систем своей преемнице, Game Boy Advance. Хотя финальная версия игры была полностью совместима с GBA и запускалась на ней с более красочной графикой, выглядела она довольно устаревшей. Вокруг Shantae сложился небольшой круг почитателей, однако славы в мировом масштабе добиться не получилось.

Похожие проблемы сопровождали серию в дальнейшем. Заявленный сиквел, Shantae Advance, припозднился уже к эпохе GBA – Бозон так и не сумел найти издателя, релиз пришлось отменить. Первая версия сиквела для Nintendo DS тоже осталась незаконченной. В 2010-м продолжение, известное как Shantae: Risky’s Revenge, всё-таки появилось – опять чертовски поздно и опять на неактуальной платформе, Nintendo DSi (третья инкарнация двухэкранного хандхелда). Продавалась она там исключительно в цифровом виде через DSi Shop. Стоит ли удивляться, что с таким подходом к маркетингу о сериале мало кто знал? О существовании этой игры большинство геймеров услышало только в 2014-м, после переиздания в форматах PS4, Wii U и PC. В том же году на 3DS и в сетевых сервисах домашних приставок вышла третья часть, Shantae and the Pirate’s Curse, которая впервые за всё время получила нормальную рекламу и продемонстрировала хороший уровень продаж с момента релиза. А также раззадорила интерес публики, устроившей затем настоящий бум на «кикстартере» в поддержку четвёртой главы.

 

Успех секрета

Одна из главных заслуг Мэтта Бозона, помимо упорства в продвижении забуксовавшей серии – ему удалось сотворить полноценный виртуальный мир, что дано далеко не каждому гейм-дизайнеру. Мир цельный и увлекательный, живущий по своей внутренней логике, очень красивый внешне. В сказочной стране Sequin Land причудливым образом уживаются паропанк и магия, прямо как в легендарной Final Fantasy VI, а миловидная «детская» стилистика соседствует с яркими словоохотливыми диалогами в духе «ролевух» от Nippon Ichi Software. Сюжетные линии всех четырёх глав построены вокруг противостояния юной джинни-полукровки с заносчивым характером Шантэ и не менее вредной королевы пиратов Риски Бутс. Девчонки знают толк в жарких схватках! При этом Шантэ постоянно приходится быть в роли догоняющей, так как происхождение наделило её лишь задатками магических способностей, но саму магию приходится перенимать у более опытных волшебников. Ей помогают многочисленные друзья, по большей части принадлежащие к женскому полу. Сериал вообще не стесняется форсить гендерную тематику – здесь даже девочка-зомби пышет шармом и обаянием, тогда как бестолковые мужички больше мешаются под ногами.

С точки зрения игровой механики любая из четырёх Shantae представляет собой «метроидный» экшен/эдвенчур, где каждый выполненный квест и каждая новая способность открывают путь к новым этапам приключения. Геймплей богат головоломками, подчас настолько нетривиальными, что бывает сложно понять всю цепочку требуемых действий. Это, кстати, ещё одна причина, почему не стоит считать сериал совсем уж «детским» – не каждый ребёнок поймёт здешние закономерности. Много внимания уделено инвентарю, мини-играм, сайд-квестам, дополнительным игровым механикам. Ключевыми являются перевоплощения в зверушек, которые позволяют по-новому использовать элементы декораций и решать самые важные загадки. Набор основных идей далёк от оригинальности, но настолько продуман и выверен, что остаётся только восхищаться неувядающим с годами мастерством разработчиков. Равно как и неиссякающей фантазией четы Бозонов, продолжающих расширять границы Sequin Land и придумывать новых очаровательных персонажей.

Что у Shantae впереди? Серия едва нащупала собственное прошлое, ознакомив с ним владельцев современных консолей и персональных компьютеров с несвойственной прежде решительностью. Относительно пятой главы пока ничего не слышно, зато Бозон не устаёт радовать фанов свежими дополнениями, переизданиями и «портами» на различные системы, а его твиттер, почти целиком посвящённый любимому детищу, пестрит образцами арта и мерчендайза. Фанбаза ширится, к числу осчастливленных недавно присоединились владельцы Nintendo Switch. Можно сказать, что спустя почти четверть века с момента оригинальной задумки, приключения вечно юной и прекрасной кудесницы Шантэ перестали быть сериалом-невидимкой и вышли к людям.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.