Другая
Сериал Shin Megami Tensei за свою богатую историю оброс внушительным количеством эпизодов как в основной линейке, так и в спин-оффах. Хотя отпочковавшийся ещё во времена PS one цикл Persona теперь популярнее главной франшизы, в Atlus не забыли своих корней и в 2013 году выпустили Shin Megami Tensei IV для 3DS. Игру явно делали с оглядкой на прошлое – она получилась хардкорной, временами нарочито неуклюжей и некомфортной. Такой подход близок и понятен геймерам старой закалки, однако завоевать сердца молодого поколения, привыкшего к испытаниям попроще, получилось не очень. Учтя этот опыт, через три года издательство выдало прямое продолжение с подзаголовком Apocalypse, которое должно было предложить более удобный геймплей, но при этом не растерять присущей сериалу сложности. Попытаемся разобраться, что у авторов получилось, а что нет.
То, что Apocalypse является продолжением, было заявлено ещё на этапе разработки, однако японцы схитрили – сиквел начинается несколько раньше концовки SMT IV. Главгерой по имени Флинн проследовал по нейтральной сюжетной ветке и только готовится штурмовать последний бастион ангелов и демонов. В это время жители Токио занимаются своими повседневными делами. Мечтающий стать «охотником» (так в этой вселенной называют наёмников) пятнадцатилетний молодой человек Нанаси отправляется на тренировку, где на него нападают демоны, в результате чего парнишка… Умирает. Как выясняется, ненадолго – к его духу обращается демон Дагда, обещающий воскрешение в обмен на службу. Не имея особого выбора, Нанаси соглашается, с чего стартует его приключение. Поначалу кажется, что сюжет Apocalypse не противоречит оригиналу, однако спустя десяток часов Флинна похищают, в войну людей и верховных сил подключается ещё одна фракция демонов, и сценарий начинает развиваться по новому пути. Продолжение отличается не только другими событиями, но также иным подходом к созданию истории. SMT IV была исследованием, где уроженец средневековой страны Флинн изучал диковинный для него мир современного Токио. В Apocalypse антураж вполне понятен как токийцу Нанаси, так и самому игроку, ранее ознакомившемуся с SMT IV, поэтому большая часть путешествия проходит по знакомым локациям. Нас ждут новые подземелья, однако лень разработчиков, визуально практически не изменивших населённые пункты, вызывает обоснованное недоумение. Даже если принимать во внимание, что содержание двух проектов во многом перекликается, Apocalypse заявлена как самостоятельный продукт, а не аддон к четвёртой части.
Поменялся подход к созданию команды Нанаси. Флинна сопровождали друзья, каждый из которых олицетворял одно из вечных мировоззрений сериала: законопослушный, нейтральный или хаотичный. В Apocalypse спутники являются типичными jRPG-шными персонажами, к пресловутому alignment’у никакого отношения не имеющими. Архетипы узнаются моментально: здесь и условная старшая сестра, всегда готовая помочь советом; и питающая к герою нежные чувства подруга детства; и самовлюбленный нарцисс, ближе к финалу учащийся уважать не только себя одного. Создав более понятных, если не сказать клишированных, персонажей, Atlus попыталась привлечь любителей более казуальных jRPG (той же «Персоны»). Однако фанатам, привыкшим в SMT отдыхать от стандартных анимешных характеров, такие изменения вряд ли придутся по вкусу. А вот что должно понравиться любому игроку, так это вовлечённость попутчиков в процесс. Прежде они скорее мешали, чем помогали, теперь их поведение довели до ума. Соратниками по-прежнему не дают управлять, но этого и не требуется, так как ходят они достаточно грамотно, не допуская серьёзных ошибок. Если вначале вклад друзей довольно мал, то чем дальше заходит прохождение, тем большую лепту вносят именно они.
Смена акцентов в сюжете и характерах персонажей не повлекла существенных изменений в геймплее – нет смысла менять то, что отлично работает. На месте осталась привычная press turn system, которая при правильных действиях позволяет игроку сделать больше ходов за раунд боя. Хотя правила поединков не изменились, японцы серьёзно поработали над балансом и мелкими изменениями. Физические способности стали такими же сильными, как и магические, свет и тьма теперь являются полноценными атакующими заклинаниями, которые только в определённых условиях вызывают мгновенную смерть. Конкретные демоны имеют предрасположенность к стихиям, например, горящий дух отлично использует огненное волшебство, но плохо обращается с ледяным. Корректировки пошли боевой системе на пользу, сделали её более многогранной. Вне боя приятных мелочей тоже хватает. На глобальной карте появились наименования локаций – вроде мелочь, но любой игравший в SMT IV помнит, как просто было заблудиться из-за незнания названий районов Токио. Также больше не нужно бегать по тавернам чтобы сдавать квесты – награда выдаётся автоматически после выполнении задачи. Боссы не ложатся после двух-трёх раундов и зачастую представляют серьёзную опасность. Череда мелких изменений делает Apocalypse более приятной и современной, чего местами очень не хватало её предшественнице.
Визуально игра выглядит почти так же, как SMT IV, то есть неплохо для устаревшей 3DS. Полноростный главгерой, а не надоевшие чиби-модели, путешествует по разнообразным и довольно детализированным локациям. Модели персонажей и демонов во время диалогов также смотрятся достойно. Но всё же есть раздражающие моменты. Основной проблемой являются заимствования из предыдущих частей. Мало того, что дизайну демонов уже не один десяток лет, так разработчики не стесняются использовать старые спрайты противников, которые мною были замечены ещё в SMT: Strange Journey, главе 2009 года выпуска. Перенесённые из SMT IV практически без изменений бэкграунды вызывают неприятное чувство вторичности, ведь можно было провести работу по подтяжке графики и добавлению новых элементов в знакомые локации. Разработчики не постеснялись сэкономить время и средства, зато полный ценник влепить не забыли. Намного лучше дела обстоят со звуком – таинственные эмбиентовые мелодии отлично подходят мистическому действу. Местами озвучка не очень качественная, но её много и она хорошо дополняет образы персонажей.
Shin Megami Tensei IV: Apocalypse может не найти понимания в кругах фанатов серии. Стандартные для жанра архетипы героев и прямолинейный сюжет, призванные завоевать признание широкой публики, вряд ли вдохновят опытных игроков. Однако сочетание традиционного для серии хардкора и современные геймплейные элементы делают эту игру отличным подарком для любого любителя jRPG. Единственный важный нюанс – прежде, чем браться за сиквел, стоит ознакомиться с самой SMT IV. Это важно как для лучшего понимания сюжетной линии, так и ради того, чтобы оценить прогресс всей игровой концепции. А он, безусловно, есть.
Автор:
Grimalkin