В поисках Авалона
Сменив разработчика проектов по вселенной Tomb Raider, Eidos удалось не только реанимировать брэнд, но и вернуть Ларе Крофт титул королевы видеоигр. Авторы выпущенной в 2006 году Tomb Raider: Legend сделали смелый шаг, переписав историю расхитительницы гробниц с чистого листа. Поклонникам пришлось перечеркнуть всё, что они узнали о Ларе за шесть предыдущих эпизодов, и открыть для себя сериал заново. Год спустя в рамках празднования десятилетнего юбилея серии появился римейк самой ранней главы, получивший название Tomb Raider: Anniversary. Кто бы мог подумать, что это было лишь подготовкой почвы для главного события – второй части новых приключений Лары Крофт. В ноябре 2008-го мы встретили рождение очередного детища Crystal Dynamics. Tomb Raider: Underworld – прямое продолжение Legend с отсылкой на события Anniversary.
Поскольку Underworld является сиквелом Legend, не помешает вкратце вспомнить общую суть повествования. Начало истории связано с авиакатастрофой возле древнего непальского храма, в руинах которого после крушения исчезла мать юной Лары. Да не просто исчезла, а телепортировалась неизвестно куда. До самой смерти её верный муж (отец главной героини), Ричард Крофт, пытался найти место, куда переместилась жена, но успеха так и не добился. Продолжившая его дело дочь долгое время не воспринимала всерьёз гипотезу относительно существования Авалона – пристанища мифического короля Артура, где якобы оказалась жертва аварии. Но произошло нечто, изменившее мировоззрение. Находясь в Боливии, Лара исследовала очередную гробницу. Там она обнаружила точно такой же телепортационный механизм, какой видела давным-давно, перед самым исчезновением своей мамы в Непале. Чтобы его активировать, ей пришлось собрать по частям меч короля Артура, но после конфронтации с бывшей подругой Амандой телепорт был разрушен. Лара твёрдо поняла одно: отец был прав, Авалон действительно существует. Стало быть, рано или поздно найдётся альтернативный путь к цели.
Ничего лишнего
Crystal Dynamics в очередной раз не стали делать то, чем Tomb Raider не является. Никаких stealth-элементов и уж тем более диалогов в масштабах ролевых игр. Классический геймплей, два пистолета, девушка-акробатка, и целая уйма нетронутых гробниц. Однако какой велосипед обходится без новых запчастей? Почти в каждом аспекте присутствует нововведение. Возьмём хотя бы способ передвижения по локациям. Мы и раньше бегали, плавали, ездили. В Underworld на этом сделан особый акцент. Фактически мы имеем дело с первым эпизодом серии, где можно полноценно заняться дайвингом, будь то субтропики средиземноморья или холодные воды Арктики. Лара надевает акваланг и погружается в пучину неизвестности. Запас воздуха при этом неограничен, есть время насладиться красотами подводного мира. Леди Крофт любит и мотоциклы. В ранних частях если и давали прокатиться на двухколёсном скакуне, то лишь с целью как можно быстрее добраться до пункта назначения. В Underworld мотоцикл является не транспортом, а средством передвижения, подчёркивающим размах локаций. Особенно эффектно езда на мотоцикле вышла в мексиканском лесу.
Если бы Лара участвовала в олимпийских играх, то наверняка стала бы чемпионкой мира. Как минимум, в лёгкой атлетике, поскольку моделью для технологии motion capture выступила олимпийская гимнастка Хайди Манимейкер. Девушка передвигается на экране так грациозно и слаженно, как будто перед нами живой человек. Единственное нарекание вызывает невнятное разграничение ходьбы и ускорения – при лёгком наклоне аналогового стика Лара начинает бежать, словно в замедленной съёмке. В стандартный набор акробатических трюков добавились некоторые приёмы и вернулись старые. Из прежних была взята ходьба по канату, а вот с новыми фокусами всё вышло куда интересней. В Tomb Raider мы привыкли быть альпинистами, но подвиги обычно заканчивались прыжками на уступы, в духе старых аркад. Создатели Underworld сделали всё естественней. Почти в каждой локации полно каменистых неровностей. Вам достаточно заставить Лару взяться за первый камень, чтобы она, словно заправский скалолаз, полезла наверх. Другим увлекательным этюдом является прыжок со стены на стену. Все эти движения не просто добавлены «для галочки», от них есть реальный толк, поскольку лишь так можно решить многие головоломки.
В полной боеготовности
Боевая система в Underworld претерпела значительные изменения. Большинство оппонентов нападает неожиданно, обезвредить их на безопасной дистанции практически невозможно. К тому же универсальные методы борьбы больше не работают – приходится искать к врагам индивидуальный подход и прятаться за укрытиями, дабы минимизировать урон. Запас аптечек и патронов крайне ограничен. Если противник близко, предпочтительнее вступить в рукопашную битву. Управление при этом остаётся таким же простым и интуитивным, придавить ботинком назойливого паука не составит никакого труда. Но не всё коту масленица. Поскольку Лара стреляет с обеих рук, разработчики решили, что она способна поражать две цели одновременно. Погоня за двумя зайцами, как известно, на деле ничего хорошего не сулит. Новшество получилось крайне неэффективным. Зато при схватке с любым врагом видна шкала его жизненной энергии, и это сильно облегчает жизнь. Как и в предыдущих частях, в Underworld фигурирует спецэффект slo-mo, помогающий осуществлять прицельные выстрелы в голову. Также замедление применяется в сценах, где раньше использовалось QTE. Замена вполне удачная.
Как и в Legend, девушке будут помогать её верные соратники – Зип и Алистер. На этот раз им не придётся голосить в наушник – Лара держит связь через ноутбук. Расхитительница обзавелась и другими чудесами современной электроники. В первую очередь, преобразился её КПК. В него добавлен ряд интересных функций, в числе коих трёхмерная карта и список доступного оружия. Носить с собой по-прежнему можно только три вида, два из них – пистолеты и гранаты – доступны постоянно, а вот третий вы вправе сами выбирать из широкого арсенала. Это очень удобно, однако запас патронов и гранат от уровня к уровню становится всё более ограничен, и пополнять его никак нельзя. Исключение остаётся за фирменными пистолетами. В КПК появилась ещё одна важная функция – журнал, где отображаются научные записи. Все остальные элементы, включая описание предметов, статистику уровней и подсказки, никуда не делись. В целом портативный компьютер превратился в действительно полезную вещь, к услугам которой вы будете обращаться как по мере необходимости, так и ради второстепенной информации. На смену биноклю пришла видеокамера с жёстким диском. В Underworld Лара ведёт себя как настоящий исследователь. Всё, что она находит, тут же записывает и комментирует увиденное. Вы вместе с ней станете археологом-любителем, постигающим тайны древних цивилизаций. Последняя техническая деталь – фонарик с неиссякаемым зарядом аккумулятора.
100% next-gen, и немного о грустном
Стоит ли перечислять достоинства визуальной составляющей? Наверняка вы уже не раз видели потрясающие скриншоты из версий для PS3 и Xbox 360, но даже они не могут передать всю красоту происходящего в динамике. По словам креативного директора проекта Эрика Линдстрома, в Underworld вы прочувствуете взаимодействие с окружающим миром. В игре очень много деревьев и зелёной растительности. Разработчики не просто прорисовали каждый лист на ветке, они сделали так, чтобы этот лист трепетал от порыва ветра, чтобы по нему одна за другой стекали капли дождя. А теперь представьте джунгли, ливень и Лару Крофт в центре пейзажа… Сама королева индустрии хороша, как никогда ранее. Её новый облик вызывает уважение к дизайнерам – они наконец-то решились отойти от пошловатой сексуальности образа героини. Лара выглядит сильной и целеустремлённой женщиной. Она грациозна и стройна, её лицо выражает живые человеческие эмоции. Её одежда намокает от воды и пачкается от грязи. Она двигается как живой человек, распахивает руками листву кустарников и заслоняет ладонями лицо от бушующего огня. Наконец, она говорит на прекрасном английском языке, без какого-либо акцента или американщины. За микрофоном вновь прекрасно поработала Кили Хоус, от раза к разу проникающая всё глубже к идеальному воплощению своего персонажа.
Недостатков у игры тоже хватает, и упомянуть о них необходимо. Прежде всего, многих разочарует сама концепция и структура миссий. Подзаголовок получился на удивление точным – куда бы вы ни отправились, абсолютно всё находится под водой или под землёй. Даже исследуемые древние руины находятся под руинами более молодых культур. Мир под миром, царство вечного полумрака. Принцип решения головоломок отчасти вернулся к прежним канонам. Вновь существенную роль играют ключевые предметы, разбросанные по разным частям локаций. Остались и примитивные задачи, вроде принести пару кирпичей и положить на кнопку, чтобы поднять решётку. К сожалению, по-прежнему мы наблюдаем нестабильную работу камеры, а по количеству «багов» Underworld числится чуть ли не в первых рядах. К версии для Wii разработчикам даже пришлось выпускать специальный патч, устраняющий самую крупную ошибку.
Напоследок мы просто не можем обойти тот факт, что выход Tomb Raider: Underworld послужил поводом для развязки новой консольной войны. Разумеется, между владельцами PS3 и Xbox 360. Ещё осенью прошлого года Eidos официально анонсировала два скачиваемых эпизода: Beneath the Ashes и Lara’s Shadow, эксклюзивно для Xbox Live! Marketplace. Более того, только владельцы Xbox 360 могут скачать классические костюмы Лары из Legend и Anniversary. А совсем недавно стали доступны для загрузки две новые разновидности аквалангов, причём совершенно бесплатно для подписчиков Gold-аккаунта. Будем следить за развитием событий на страницах следующих номеров нашего журнала.
Автор:
Валерий «Macintosh» Акулинич