Погоня за двумя зайцами

Появлением на свет Alien Resurrection не в последнюю очередь обязана детищу Синдзи Миками. На волне оглушительного успеха первой части Resident Evil, издательство Fox Interactive дало зелёный свет разработке хоррора по мотивам готовящейся к релизу четвёртой части кинофраншизы. О том, что послужило причиной отказа от первоначального концепта – история умалчивает, однако дальнейшая судьба проекта сложилась не самым лучшим образом. Известное выражение «Куй железо, пока горячо» в полной мере сработало против шутера от Argonaut Games – за три года, что пришлось ждать релиза, основная масса консольщиков благополучно забыла не только про ксеноморфов (виной чему неоднозначная реакция на одноимённую ленту), но и про саму PlayStation, смещённую с пьедестала наследницей. Однако, как выяснилось позже, затянувшиеся сроки – далеко не главная причина всех бед.

Что конкретно побудило доверить разработку Argonaut Games – один большой вопрос, ответ на который придётся оставить на совести издателя. Неужто там не удосужились ознакомиться с послужным списком компании? Спойлер для тех, кому не хочется лезть в Интернет: из всего, что может иметь отношение к «Чужим», выделяется разве что FMV-шутер Creature Shock с «рельсовым» геймплеем и инопланетным сеттингом. Да и тот был разнесён в пух и прах большинством критиков.

Проблемы поджидают с порога. Взять хотя бы вступительный ролик, представляющий небольшую нарезку фрагментов фильма. Человек, не знакомый с событиями картины, вряд ли что-то поймёт из увиденного, а уж про качество CG вовсе хочется промолчать – демонстрация позаимствованных из ленты кадров в 2000-м году вызвала бы куда меньше отторжения, нежели тот мутный видеоряд, что приходится лицезреть на протяжении нескольких минут. Игра вообще не считает должным объяснять, что конкретно творится вокруг и кем друг другу приходятся здешние персонажи. Редкие диалоги или скриптовые сценки ещё больше сбивают с толку неподготовленного геймера. Справедливости ради, похожая проблема присутствовала в Alien Trilogy, но эта игра воспринималась скорее как фанфик по мотивам и не имела ярко выраженной привязки к конкретному первоисточнику.

Без лишних туториалов и предисловий, игра предлагает нам вжиться в роль Рипли-8 – единственного удачного клона Эллен, погибшей в третьей части фильма. Тут же мы сталкиваемся со сложностями в управлении. Ходят персонажи (да, вы не ослышались – нам дадут поиграть за прочих героев, хотя разница между ними лишь в наборе «пушек») примерно так же, как тинэйджер, вернувшийся домой поздно ночью и пытающийся незаметно прошмыгнуть мимо храпящих родителей. Способностью бегать и прыгать местные обитатели обделены. Предложенная в качестве альтернативной схема для Dual Shock (левый стик отвечает за передвижение, правый – за обзор) в ту пору была с недоумением встречена большинством игроков и критиков. Кто же знал, что впоследствии она выльется в стандарт для всех консольных шутеров.

Главные трудности начнутся во время сражений с ксеноморфами. Забудьте про бутафорских спрайтовых чужих из ранее упомянутой Alien Trilogy – здешние ведут себя так же, как в фильмах: лихо прыгают со стенки на стенку и совершенно не чураются заходить к вам с тыла. А ещё они очень больно бьют. Трёх-четырёх ударов даже на сложности easy хватает для того, чтобы отправить зазевавшегося игрока в фатальный нокаут. Попытка метко пустить свинец в зубастую рожу врага, оперируя стандартным цифровым джойстиком, как правило заканчивается пустой тратой кучи патронов, которые и так на вес золота. Авторы не стали идти по дорожке, проложенной создателями Medal of Honor, а выбрали консервативный вариант, известный как «трактор» – когда двигать прицелом при зажатом шифте дозволено лишь по вертикали. Аналоговый геймпад немного спасает ситуацию, но движениям всё равно не хватает плавности, отчего пули продолжают лететь в «молоко» с завидной регулярностью. Единственный способ взять контроль в свои руки – обзавестись мышкой.

Глядя на всё это, поневоле начинаешь задаваться вопросом – а что, если авторы просто «натянули» вид «из глаз» на механику survival horror’a, коим изначально должна была стать игра? Ведь проблемы с кривым управлением, нехваткой патронов и сохранениями в строго отведённых местах – ключевые элементы всех более-менее известных представителей жанра тех времён. Есть, впрочем, ещё одно «но» – попытка разнообразить геймплей квестовыми элементами. Дело в том, что путь из точки «А» в точку «Б» здесь обычно сопровождается дополнительными поручениями вроде уничтожения клонов Рипли или запуска двигателей. Хотя в действительности это не более чем традиционный поиск ключей и соответствующих им дверей, просто слегка завуалированный. Alien Resurrection, к сожалению, вынуждена таким образом работать против себя, ибо бэктрекинг в условиях однообразных локаций и агрессивного бестиария приедается довольно быстро.

Единственной похвалы во всём этом болоте может быть удостоена визуальная сторона. Внешний облик военного корабля «Аурига» и самих виновников торжества перенесён в игру максимально достоверно, насколько это было возможно на старушке PS one. Неудивительно, что фреймрейт время от времени умудряется заметно проседать – особенно, когда на экране что-нибудь взрывается.

Жанровая неразбериха, в которой буквально утонули авторы Alien Resurrection, забила финальный гвоздь в крышку гроба проекта, и так трещавшего по швам со всех сторон. Игра пытается прикинуться шутером, но жёсткие ограничения в количестве патронов, скудный набор врагов и поистине кошмарное управление сводят на нет всё удовольствие от охоты на ксеноморфов. Раскрыть потенциал хоррора тоже не удалось – великолепно воссозданная атмосфера фильма оказалась заживо погребённой под завалами унылой квестовой составляющей и многочисленных геймдизайнерских оплошностей. По прошествии стольких лет с момента выхода Alien Resurrection, приходится констатировать печальный факт: наследникам брэнда, Aliens: Colonial Marines и Alien: Isolation, также не удалось занять место на пьедестале. Причины всё те же – отличная реализация визуальной составляющей и никудышная работа над всем остальным. Быть может, над франшизой довлеет чьё-то проклятье?


Автор:

Дмитрий «Axel089» Сироватко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.