Первый среди равных
Едва ли можно припомнить более успешный кроссовер в истории мировой фантастики, чем симбиоз вселенных «Чужого» и «Хищника». Они оказались просто созданными друг для друга, благодаря чему брэнд Alien vs. Predator со временем стал самостоятельным культурным феноменом и продолжил успешно развиваться параллельно обоим своим первоисточникам. Стартовав с небольшой серии комиксов сценариста Рэнди Стрэдли и художника Криса Уорнера в 1989 году, сегодня AvP включает в себя множество литературных новелл, россыпь компьютерных игр, настольные пошаговые «ролевушки» и два полнометражных фильма, не считая попутного мерчендайза. Пик активности творческих личностей, оседлавших выгодную тему, пришёлся на девяностые годы. Именно тогда, в числе прочего, состоялось сразу несколько видеоигровых проектов – в основном удачных, хотя не всегда.
Проблема в том, что практически все игры выходили на разных платформах, но под одинаковым названием, сбивая тем самым многих людей с толку. Причём первой, как назло, появилась самая бездарная поделка – беспросветно унылый и однообразный боевик Alien vs. Predator для Super Nintendo. После знакомства с ним у особо впечатлительных геймеров отпадало желание смотреть в сторону других одноимённых релизов. Из-за этой досадной коллизии, а также из-за отказа от «портирования» на домашние системы, в наши дни практически забыта аркадная Alien vs. Predator от Capcom, которую многие олдфаги и специалисты по праву считают одним из лучших «битемапов» в истории coin-op индустрии. Если бы на SNES перевели как раз её, а не выпустили там эксклюзивную версию от никому не известной конторы, то лавры суперхита в планетарном масштабе были бы гарантированы. Не сложилось.
…Всего трое суток понадобилось инопланетным монстрам, чтобы устроить ад на Земле, точнее – в цветущей Калифорнии. «Чужие» атаковали мирный городок на западном побережье, ситуация повисла на волоске, однако в решающий момент на помощь осаждённым людям из глубин космоса примчались охотники на опасных тварей. Конечно, помогают они лишь потому, что наступило время боевого крещения для очередного молодого яута… Впрочем, мотивация не столь важна. Смешанная бригада из местных спецназовцев и прибывших в подкрепление «Хищников» отправляется на зачистку города. Вместе им предстоит одолеть семь насыщенных действием этапов, спастись из зачумлённого Сан-Дрэда, узнать о тайных замыслах армейских шишек и обломать коварные замыслы негодяев в погонах. Сюжет проиллюстрирован коротенькими анимированными заставками, следить за его развитием весьма занимательно.
Геймплей выглядит довольно разноплановым. Персонажей у нас четверо: двое киборгов человеческой расы и парочка залётных яутов. Гости из глубин космоса между собой особо не различаются – оба используют копьё в качестве основного оружия (у младшего оно выглядит повнушительнее благодаря лезвиям на концах) и пушку на плече для вспомогательных целей. Если пика из рук выбита, переключаются в режим кулачного боя. Наши соплеменники изначально воюют голыми руками, но огнестрел при себе тоже носят, при этом заметно отличаются физическими параметрами. Майор Шейфер – типичный бугай, медленный и мощный; его боевая подруга лейтенант Куросава – прыткая девчонка с быстрыми атаками и самурайским мечом для завершения комбо (его тоже могут выбить из рук, хотя пользуется она им редко). В общем, если присмотреться поближе, то героев на самом деле три с половиной. Дополнительным оружием умеют пользоваться все без ограничений, в том числе персональным, выбитым врагами у напарников.
Противники тоже балуют завидным многообразием. Поначалу мобы состоят из различных пород «чужих», на финальных этапах к ним присоединяются солдаты с ножами, автоматами и гранатами. Эффективной тактикой в большинстве случаев является комбинирование физических атак и стрельбы. Следует помнить о перегреве «стволов» (в случае с Куросавой – о перезарядке), из-за чего секунд на пять огонь прекращается. В такие моменты есть резон прибегать к мощной суператаке, отнимающей немного собственного здоровья, зато наносящей впечатляющий ущерб противникам. Боссы всегда выходят в сопровождении отвлекающей внимание свиты, а вот сами по себе они довольно бесхитростные. Из толпы ксеноморфов их порой выделяет разве что растянутый на всю ширину экрана лайфбар. Тем не менее, с задачей вытряхивать из игроков побольше жетончиков они справляются хорошо, битвы против них ставят яркую точку на пройденном уровне.
Из всех ранних игровых воплощений Alien vs. Predator аркадное выглядит близким к совершенству. Стоит отдать должное разработчикам – «капкомовцы» в который раз перетряхнули свои наработки в жанре, не поскупились на качественный графический «движок» и сделали проект не хуже хитов из линейки Final Fight. Ещё раз остаётся пожалеть о том, что игра осталась достоянием залов и практически сгинула вместе с произведёнными четверть века назад автоматами. Сегодня у неё нет ни «портов», ни места в коллекционных сборниках для современных консолей. Энтузиастам вроде нас с вами остаётся прибегать к услугам эмуляторов или отыскивать специализированные ретро-залы, где этот раритет сохранился. Печальная судьба одного из лучших «битемапов» девяностых.
Автор:
Neon Knight