Фальшивая «Фантазия»

Не секрет, что в эпоху 16-битных игровых систем Sega и Nintendo бились не на живот, а на смерть. Нет, конечно, вражда этих двух корпораций началась гораздо раньше, но в третьем поколении «сеговцы» были скорее этаким мальчиком для битья, потому как Sega Master System приподнялась с лопаток лишь однажды – когда появилась первая Phantasy Star. Благодаря второй части всё той же «Звезды», отправленной покорять Запад ещё до релиза Super Nintendo Entertaiment System, Sega MegaDrive на некоторое время оказалась главной 16-битной консолью.

Вроде бы вот вам перспективное направление для развития – разнообразные и интересные ролевые игры, но внезапно боссы компании решили сменить курс и сделать ставку на более взрослую аудиторию, которая как будто не очень хорошо принимает jRPG (что полная чушь, конечно). А «ролевушки» отдали на откуп конкуренту. Правда, следующие две части сериала всё же увидели свет, и если с PS III не всё так гладко, то «четвёрка» стала, на мой взгляд, лучшей на платформе (если уж бросаться громкими словами, то лично я считаю её вообще лучшей 16-битной jRPG). Да ещё рядышком вышли три Shining’а, причём Shining in the Darkness напоминала Wizardry, а вот две главы Shining Force были ближе к пошаговым стратегиям. Так что и на нашей улице (а в СНГ, так уж получилось, именно «Сега» заслужила статус «народной» консоли, поскольку пираты смогли обеспечить бесперебойный поток как взломанных дубликатов самой системы, так и картриджей к ней) случались праздники.

Неожиданно один такой праздник приехал из Тайваня. Да как приехал! Скромная местная фирма ChuanPu Technology, ещё известная как Jam Port, в 1996 году состряпала для своего внутреннего рынка абсолютно нелицензионную jRPG под названием Barver Battle Saga, в которую напихала заимствований практически из всех популярных в то время ролевых серий. Не менее тайваньские пираты схватили эту игрушку, кое-как перевели на русский язык (!), притащили в СНГ и сбросили за очень дорого в магазины, начертав на обложке Final Fantasy (!!). Логика пиратов, с одной стороны, понятна – только так можно продать неизвестно что от непонятно кого, тем более остальной мир в 1996-м вовсю осваивал 32-битные платформы, покуда у нас бал правили Dendy с Sega MegaDrive, которые в условиях лютой экономической (вычеркнуто цензурой) и то были доступны не всем. Да, представьте себе, я облизывался на «Сегу» аж до 1998 года, когда некоторые из более обеспеченных одноклассников уже баловались «Дюком», «Диаблой» и «Стариком» на первых «пеньках».

Но самое смешное не это. Дело в том, что с прошлого года игра доступна в Steam (!). И вот тут возникает резонный вопрос – неужели этот кусок пиратского кода настолько хорош? Дыма-то без огня не бывает. Включив картридж (или ром, что нынче более вероятно), ни на йоту не сомневаешься, что перед тобой добротный коммерческий продукт, пусть даже не очень оригинальный. Предваряется игра подробной предысторией, повествующей о том, как в некотором царстве-государстве между двумя, как это модно тогда было говорить, группировками возникли разногласия. Первые верили в технологии и решили идти по пути прогресса, вторые же сделали ставку на магию. Трения вылились в открытое противостояние, потом всё малость поутихло, воцарились мир и покой. Правда, ненадолго.

Главный герой – мальчик по имени Тим, принимает участие в состязании на звание лучшего воина деревни и практически побеждает. Однако насладиться триумфом парнишка не успевает – местная шпана пытается его объегорить и наивный юнец вляпывается в такое (вычеркнуто цензурой), что даже седобородые мудрецы не знают, что с этим делать. Тима на всякий случай изгоняют из деревни, после чего он начинает своё долгое и опасное путешествие. Сюжет вызывает стойкое чувство дежа вю – всё это мы уже где-то видели. В Final Fantasy, в Chrono Trigger, в Breath of Fire, далее по списку. Увы, откровений ждать не приходится. Тем не менее, история здесь подстать игре – она не оригинальная, но очень хорошая, пусть ей далеко до лучших творений SquareSoft и Sega. Приятно, что авторы добавили в яркую сказку щепотку мрачнухи, разбавляющей карамельность происходящего.

Но главный козырь всё же не в сюжете, а в геймплее. Во-первых, вам явно бросится в глаза отсутствие глобальной карты. Ваше Альтер эго перемещается по лабиринтообразным уровням без изменения масштаба и перспективы, а это нетипично для классических jRPG. Да и не только классических – даже в «сеговской Зельде» Beyond Oasis, где Али шарился по миру примерно в таком же, как тут режиме, глобальная карта была, правда, выполняла она там немного другую функцию. Во благо ли такая особенность? Как минимум, она сделала возможным сохраняться в любом месте, тогда как в прочих jRPG того времени сэйвпоинты были либо на глобальной карте, либо в точках сохранения. Хотя без прогулок пешкодрапом по сотне вёрст между городами «ролёвки» выглядят более камерными, что ли. Впрочем, конкретно к Barver Battle Saga такой эпитет вряд ли подходит. Второй интересный момент – отсутствие главного бича «ролевух» начала-середины 90-х,  бесконечных рандом энкаунтеров. Враги видны на местности издалека и в реальном времени, как в Final Fantasy XII, при желании можно обойти их стороной. Правда, иконки отрядов ни разу не соответствуют их реальному составу, так что если проскочить не получилось, то битва способна преподнести сюрприз, подчас крайне неприятный.

А вот приятным сюрпризом станет боевая система. Конечно, макросов и автобоя, как в Phantasy Star II или IV, не ждите, но зато тайваньские молодчики бережно перенесли в свою разработку Active Time Battle (ATB) из 16-битных «Финалок». Если вы на эти три буквы никогда не ходили, то поясню: в такой системе боя герои ходят по мере накопления очков действия (Action Points), а не в строгой очерёдности. Так что если вы долго копаетесь в инвентаре в поисках нужного бутылька, враг не будет стоять стоймя, а огреет вас по балде сразу как накопит достаточное количество экшен поинтов. Это заставляет думать и реагировать быстрее, попадая под модное нынче словечко «челлендж». В остальном всё как в стандартной jRPG: пачка героев в одном лице (снова заимствование из «Финалок», в 16-битных Phantasy Star отряд во время движения отображался в полном составе), зелья, магия, физические атаки и духи-саммоны, умеющие, как сказал классик, воткнуть и там два раза провернуть. Саммоны – это отдельный аттракцион «собери покемонов». Бьют больно, попадаются редко. Из полезного – возможность передавать заклинания напарникам. Зачем это нужно? А затем, что сначала лекарем может быть один боец, тот же Тим, а потом, когда у него закончатся очки магии, эстафетная палочка перейдёт к товарищу, и так далее, до последнего в группе. Очень удобно.

Знаете, что обидно? При всех очевидных достоинствах, не хватает Barver Battle Saga какой-то изюминки. Сказочный сеттинг хрестоматийный донельзя, ожидаемый конфликт магии и технологий раскрывается не так, как хотелось бы. Вот если бы щепотку стимпанка, как в шестой «Финалке»… Или киборгов, как в третьей «Звезде». Визуал использует начинку консоли на полную катушку, но глазу не за что зацепиться. Музыка хороша, но вспомнить что-то из дорожки через неделю после прохождения не получится. Вот и выходит, что хитрый план тайваньских пиратов толком не сработал. Только у нас jRPG попадались в магазинах реже, чем целомудренные девушки в порту. А если попадались, то без батареек для сохранения. А если с батарейками, то с дохлыми и не подлежащими замене. Или ещё что. Вам смешно, а я во времена оны долго пытался сохраниться на пиратском картридже с тайкуном Aerobiz. И ругался с использованием непереводимых идиоматических выражений, когда игра намертво висла после таких попыток.

Добавьте к сказанному, что оригинальный перевод с китайского на русский в 1996-м был сделан из рук вон плохо. Только в 2010 году народные умельцы из Magic Team завершили титанический труд по переделке оригинального тайваньского рома на английский лад, а далее подключились уже наши переводчики. Так что лишь теперь можно сыграть в полностью рабочую русскую версию Barver Battle Saga. Правда, в наше время порекомендовать такое развлечение стоит разве что любителям диковинок, которые вдоль и поперёк прошли все Phantasy Star и Shining’и. Несмотря на высокое (по меркам пиратских игр) качество творения ChuanPu Technology, поклонник jRPG с гораздо большим удовольствием перепройдёт Final Fantasy VI или Chrono Trigger, поскольку эмоциональная отдача от них всё равно несравнимо выше.


Автор:

Вадик Тимошин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.