«Близится наше время. Люди уже расселись.

Мы умрём на арене. Людям хочется зрелищ».

 

Нашумевший в 2000-м Gladiator Ридли Скотта, как посчитали в Голливуде, вернул зрительский интерес не столько к римской эпохе и гладиаторам, сколько к костюмированным историческим картинам вообще. Однако ни один из последующих эпиков так и не сумел превзойти успеха незамысловатой в принципе истории, повествующей о трагической судьбе предводителя римских легионов, ставшего рабом, но, в конце концов, освободившего Рим от безумца-узурпатора. Приключения Максимуса получились настолько захватывающими и атмосферными – казалось, лучше вряд ли уже кто-то снимет. Но в 2010-м американский телеканал Starz запустил показ сериала Spartacus: Blood and Sand, где гладиаторы вновь предстали во всей красе. Невероятно брутальная сказка о Спартаке и его товарищах по несчастью, обитающих в лудусе Лентула Батиаты в Капуе, оказалась не менее увлекательной. Жестокие зарубы на арене, в перерывах – разнузданный секс и коварные интриги; первый сезон смотрелся довольно свежо и не так банально, как всякие псевдоисторические детективы «для умных», которые нам подсовывают вместо настоящего продолжения «Гладиатора». Второй сезон «Спартака» ещё только на подходе (съёмки были отложены из-за серьёзной болезни актёра, сыгравшего главную роль). С нетерпением ждём! Ну а пока вспомним игры, посвящённые легендарным бойцам арены.

 

По следам блокбастера

Первыми, как водится, тему подхватили шустрые американцы – в начале нулевых сразу две компании анонсировали мультиплатформенные проекты с похожими названиями. Acclaim заявила о разработке Gladiator: Sword of Vengeance, а в Midway готовили Gladiator: The Crimson Reign. Вышедший в 2004-м слэшер от Acclaim Studios Manchester надежд не оправдал. Центральный персонаж – чемпион по имени Инвикт Тракс – на пике своей блистательной карьеры погиб на арене, участвуя в грандиозном представлении, организованном консулом Арунтием. Безумец накануне убил добрейшего императора Траяна, обещавшего Траксу свободу, и попытался прибрать к рукам Империю. Даже Вечный Город собрался переименовать в свою честь – Арунтиумом. В античном раю Элизиуме усопшего гладиатора встретили два качка с детскими голосами – Ромул и Рем; братья объяснили, что Арунтия настропалили младшие боги Фобос (Страх) и Деймос (Ужас), сыновья бога войны Марса, и что в Риме срочно нужно наводить порядок – мочить Арунтия. Тракс с радостью взялся за эту миссию.

Игра слишком быстро выдавала свою трэшовую сущность – после зрелищного первого уровня, действие которого разворачивалось на арене Колизея, следовала унылая череда этапов с невразумительным дизайном, напичканных клонированными врагами. Примитивная боевая система усиливала негативное впечатление. Два вида ударов да спецатака – вот и вся «боёвка». А что ещё нужно, спросите? Ну, хотя бы возможность вязать эти удары в полноценные комбо. Плюс ещё одна кнопка предназначалась для контекстного действия (перепрыгнуть пропасть, нажать рычаг). Система автонаведения жёстко привязывала героя к ближайшему противнику, и если последний уходил в глухую оборону, выставив щит, тщетно пытающийся её пробить протагонист попадал под раздачу остальных негодяев. Одним из шифтов можно было перенацелиться, но в царившей на экране суматохе выбрать для этого подходящий момент получалось далеко не всегда. Прокачка арсенала (типа RPG-элемент) и вовсе превращалась в форменное издевательство. Разбивать бочки с помощью спецатак (надо заряжать особую шкалу) на переполненной врагами арене, когда отведённые секунды неумолимо истекают, а автофокус постоянно норовит увести подальше от мишени – ну очень изощрённая пытка. Хардкор тот ещё, словом.

Что же касается Gladiator: The Crimson Reign от Midway, к сожалению (а может, к счастью), релиз её так и не случился. В официальной отмазке говорилось о перенасыщении рынка играми данного жанра и о необходимости сосредоточиться на более важных проектах. Ходили даже слухи, будто недоделанный билд выкупили «аклэймовцы», после чего и появился Gladiator: Sword of Vengeance, но это оказалось лажей. Чего же мы лишились? Журналисты, заценившие играбельную демку на выставке Midway Gamers’ Day в 2002-м, успели кое о чём рассказать. О том, к примеру, что гладиаторы умели брать оружие в обе руки – для каждой предназначалась своя кнопка, и махали ими независимо друг от друга. Два меча, щит и меч, кинжал и меч, два щита – всего сорок семь возможных сочетаний различных видов оружия. От частого употребления клинки ломались, нужно было вовремя подбирать новые, благо от поверженных врагов на песке оставались горы мечей, дубин, алебард и других полезных девайсов. Действия игрока оценивали зрители: если им нравилось представление, к ногам героев с трибун летели хлеба-пауэрапы, в противном случае – камни (прямое попадание увесистым снарядом не сулило ничего хорошего). Когда публике подсовывали откровенную чепуху, на арену выпускались разъярённые носороги, тигры и прочие дикие животные, от которых доставалось на орехи всем присутствующим; веселья сразу же прибавлялось. Тридцать одна арена, десять доступных персонажей, стори-мод, кооператив, версус-режим, гигантские боссы – в общем, имелись все предпосылки для серьёзной конкуренции. Жаль, что не срослось.

 

Взгляд с востока

Японских разработчиков гладиаторы тоже не оставили равнодушными. В 2004-м вышла Shadow of Rome от Capcom. В то время капкомовцы засматривались в сторону западной публики, судорожно нащупывая предпочтения гайдзинов. «Тени Рима» стали одной из жертв не слишком удачных экспериментов компании. Итак, Древний Рим, 44 год до Рождества Христова. Гай Юлий Цезарь предательски убит заговорщиками прямо в стенах Сената, обвинение ложится на советника Випсания – его застали с перепачканными кровью руками у мёртвого тела. Однако в эту липовую версию верят не все. Юный Октавий, внучатый племянник Цезаря, усомнившись, затевает собственное расследование. Он хорошо знает старика Випсания, ведь тот – отец Агриппы, близкого друга, который теперь в должности центуриона усмиряет на севере Империи непокорные германские племена. Услышав о смерти Цезаря, Агриппа спешит вернуться в Рим, а когда узнаёт, что его родителей собираются казнить, спешит их выручать. Спасти мать не удаётся, её убивает легат Децим Брут, отморозок и негодяй (один из заговорщиков). Агриппе тоже достаётся, но ему помогают доброжелатели. Сражённому горем воину объясняют, что шанс освободить отца появится, если записаться в гладиаторы и принять участие в играх, победителя коих ожидает великая честь стать палачом Випсания. Агриппа, не раздумывая, отправляется в казармы Колизея. Такова сюжетная завязка. Замечу, что по мотивам событий того же временного отрезка и в том же году полным ходом шли съёмки великолепного телесериала «Рим» (HBO/BBC), главные герои которого, Луций Ворен и Тит Пулион, также успели побывать в роли гладиаторов. Игра сочетала две концепции геймплея: тщедушный Октавий выполнял стеллс-миссии, а мордоворот Агриппа крошил всех на арене. В нашем журнале была статья о Shadow of Rome, её автор достаточно подробно расписал достоинства и недостатки проекта, рекомендую перечитать (смотрите центральный материал GDD #3).

Другой игрой про гладиаторов от японских разработчиков стала Colosseum: Road to Freedom. На этот раз, уже в 2005 году, отличилось издательство Koei, знаменитое своими мыльными операми Dynasty Warriors и Samurai Warriors. Игроку предлагалось влезть в шкуру раба, новый хозяин которого, ланиста Магерий, обещал свободу, но требовал отработать долг (деньги, потраченные на покупку плюс проценты, ни много ни мало – миллион сестерциев) всего за пятьдесят дней. Задача, надо сказать, была действительно непростой: игровой день ограничивался либо двумя тренировками в лудусе (гладиаторской школе), либо походом в амфитеатр, где хоть и имелась возможность принять участие сразу в нескольких представлениях с довольно приличным призовым фондом, поначалу – без серьёзной «прокачки» и достойной экипировки – заработать много не представлялось возможным.

Несмотря на обвинения критиков в занудном батонмэшинге, боевая механика привлекала внимание глубиной и была весьма оригинальна. «Крест», «квадрат», «треугольник» и «круг» джойпада отвечали за удары справа, слева, сверху и «по ногам». Те же кнопки с зажатой L2 активировали специальные приёмы. Эти «коронки» пожирали стамину усталости бойца, но давали некоторое преимущество в бою. Помните секретный финт Брэда Питта в фильме «Троя», эдакий «суперменпанч», в прыжке раскраивающий ударом меча вражескую черепушку? Подобными штучками (не такой убойной силы, конечно) владели и здешние бойцы. Шифт R1 выполнял несколько функций: во-первых, служил как автоприцел – одновременно на нашего протеже могло нападать до трёх оппонентов, повторными нажатиями выбиралась конкретная «мишень»; во-вторых – позволял уклоняться от вражеских выпадов, а также их парировать. В подходящий момент надо было либо просто давить шифт, либо его комбинацию с одной из «ударных» кнопок. Уходить с линии атаки перекатами помогала клавиша R2.

Разработчики Colosseum: Road to Freedom признавались, что идею позаимствовали у аркадного хита восьмидесятых, Gladiator от компании Taito, где главный герой по имени Великий Гуаранос бродил по замку (оригинальное японское название автомата – Golden Castle) и сражался с не менее крутыми, чем он сам, бойцами. У Гуараноса были меч и щит, мечом он мог бить в голову, в корпус или по ногам, от таких же ударов умел закрываться щитом. Первый пропущенный удар приходился в доспехи, сбивая либо шлем, либо нагрудник, либо поножи, повторное попадание в ту же область означало смерть. Правило распространялось на всех. Надо сказать, идея действительно прикольная, я сам убедился, запустив «Гладиатора» на PSP с помощью эмулятора. Игра выделялась ещё и тем, что фигурки персонажей в ней были невероятно крупными для тех времён, ростом аж в пол-экрана! Кстати, оригинальный Gladiator вошёл в сборник Taito Legends, выпущенный для PS2 и Xbox в 2005-м – в том же году, что и Colosseum: Road to Freedom.

 

Упор на реализм

В Древнем Риме существовала целая классификация гладиаторов, согласно которой бойцам полагалась разная амуниция, имеющая свои слабые и сильные стороны – это вносило интригу в состязания. Пародирующие рыбу мирмиллоны, помимо набедренной повязки, надевали шлем с огромным гребнем-плавником, поножи и закрывающую предплечье манику. «Рыбаки» ретиарии выходили с большим доспехом-рукавом на левом плечевом суставе и металлическим щитком на шее. Но в Colosseum: Road to Freedom противники неохотно придерживались «моды», стараясь защититься по максимуму. Шлем, наручи, поножи и щит (панцири традиционно не использовались) – чтобы нанести ощутимый урон, нужно было сначала лишить врага хотя бы части экипировки. Серией атак выбивали из рук щит – полдела сделано, катился по песку шлем – бедолагу оставалось только добить. Однако слетевшие шмотки (правда, не все) можно было вернуть на место, чем не забывали пользоваться опытные бойцы, но подобные заминки давали шанс застать оппонента врасплох. Игрок тоже своевременно должен был подбирать потерянные вещи, если стремился выжить.

Сбор всё более крутого шмотья на поле боя являлся той движущей силой, что по уши затягивала в геймплей, прямо как в образцовых RPG. И чем мощнее оружие (прочнее доспехи) заполучал верный раб, тем меньше смысла оставалось в обманных финтах и какой либо стратегии, начинался тот самый пресловутый батонмэшинг – побыстрее сбить шлем с врага и отрубить голову, а затем проверить, есть ли что стоящее среди трофеев. Со временем это, конечно, приедалось, но культовый статус, хоть и не в самых широких кругах, игра всё же приобрела. Фанаты мечтали о сиквеле, желательно для приставок HD-поколения, но студия GOSHOW вместо того, чтобы заняться продолжением, переключилась на другой проект. Warriors of the Lost Empire для PSP вышла в 2007-м; ничего путёвого она собой не представляла (весьма посредственная RPG), к нашей теме отношения вовсе не имеет, разве что один из героев там гладиатор, да стилистика дизайна схожа с предыдущей работой коллектива.

Любопытно, что в первом японском издании Gladiator: Road to Freedom (так называлась игра в азиатском регионе) имелся пункт в меню violence, позволявший включить gore-режим – специально для любителей расчленёнки по арене кувыркались отрубленные головы и прочие запчасти выступающих, почти как в Shadow of Rome. Из вышедшей позднее расширенной версии Gladiator: Road to Freedom Remix не слишком политкорректный контент убрали, как и из западных выпусков. Знатоки утверждают, что в природе существует некая американская бета-версия, где запретная опция не изъята, но якобы не работает функция сохранения, а значит пройти её практически нереально. Автор этих строк найти полумифическую бету не смог, зато удалось выяснить, что в обычной на первый взгляд «американке» Colosseum: Road to Freedom, которую по сей день раздают на самом популярном российском трекере, и gore-режим есть, и сейвы работают, и вообще по контенту она идентична первому японскому изданию, при этом датируется 2004 годом (в Японии релиз состоялся в феврале 2005-го). Вот же она, бета, да к тому же пофиксенная!

 

Тема всё ещё жива

Неизвестно, сколько бы поклонникам пришлось ждать добавки, если бы за дело не взялась одна из лучших независимых студий Японии, Acquire, более всего известная сериалами Way of the Samurai и Tenchu / Shinobido. «Аквайевцы» собаку съели на симуляторах различных (в основном – кровавых) «профессий»: самураи, ниндзя, воры (Kamiwaza), и вот теперь – гладиаторы. Вышла Gladiator Begins совсем недавно (на Западе – в сентябре 2010-го), эксклюзивно для PSP. К сожалению, проекты для HD-консолей требуют больших денежный вложений, а крупные бюджеты – не для Acquire. Новая игра скорее не сиквел, а очередной ремикс оригинальной Colosseum: Road to Freedom, на этот раз основательный, преобразивший хардкорный симулятор «не для всех» во вполне удобный и дружелюбный для массового геймера. Время действия всё то же – закат эпохи «пяти хороших императоров». Добродетельный Марк Аврелий стар и слаб, претенденты на титул – его сын Коммод и наместник Сирии генерал Авидий Кассий борются за влияние. С каждым днём вражда их сторонников обостряется, Рим на пороге краха. В этот момент в лудусе Магерия появляется новый гладиатор. Цель знакома – откупаемся от хозяина, однако сопутствующий сюжет не повторяет события оригинала. Три арены, пять покровителей из высшего сословия. Несколько сюжетных линий. Кого и когда поддержать – ваше личное дело.

Прикинув, что к чему, в первую очередь талантливые умельцы привели в порядок весь микро-менеджмент. Походы к кузнецу, на тренировочную площадку, в столовую (распределять очки опыта), на арену – всё это теперь осуществляется через систему менюшек. Реализма поубавилось, зато больше не нужно тратить время на скучную беготню и соблюдение дурацких правил. Вот раньше, к примеру, когда гладиатор выскакивал из оружейной мастерской с обновкой в руках (шлем, поножи – неважно), забыв спрятать её в специальный сундук (волшебный, как в Resident Evil), стражники расценивали это как угрозу окружающим и требовали бросить опасный предмет на землю. Если по ошибке игрока боец делал неверное движение, солдаты устраивали облаву и вырубали беднягу. Очухивался он на следующий день, уже, понятно, с пустыми руками. Ничего не оставалось, как загружать последний сейв, последними же словами клеймя авторов фичи. Апгрейд амуниции стал более наглядным, появилась возможность комбинировать предметы, увеличивая конкретные характеристики вместо того, чтобы тупо отваливать бабло за «кота в мешке».

Исчезли аттракционы с дикими животными, но появился редактор бойцов с колодой портретов отъявленных головорезов, включая суровую мордашку Рассела Кроу. Значительно уменьшился размер арен, вернее, его ограничили стены клетки, установленной в центре – это позволило взвинтить темп битв, сделать их более яростными и зрелищными. Прижатый к решётке гладиатор рикошетит от неё, словно резиновый мячик, раз за разом попадая под раздачу. Кроме того, служащие цирка больше не снуют под ногами, тыря бесхозное имущество – тоже огромный плюс. Трофеев теперь до неприличия много. В первом издании оригинала дела с этим обстояли совсем плохо – боец мог вынести что-то с поля боя только в своих руках, оставив при этом собственные вещи. В последующем Remix’е появилась возможность прятать шмотки за пазуху, то есть телепортировать в волшебный сундук, где значительно прибавилось места, но, опять же, слишком мало времени отводилось для мародёрства. И вот теперь, в Gladiator Begins, после боя нам предоставляют список доступной пажити и предлагают забрать несколько экземпляров; сундук стал практически бездонным, а скупщик более сговорчивым.

Из интересных нововведений можно отметить шкалу зрительских симпатий. Красивые победы над серьёзными противниками вдохновят толпу придумать герою очередное грозное прозвище, приняв которое обладатель получает некие бонусы к способностям или характеристикам. Гораздо удобнее теперь подбирать валяющиеся под ногами предметы – задействована крестовина консоли: нажал «влево» – подхватил левой рукой, «вправо» – вооружил правую, шлем водружается клавишей «вверх». В остальном Gladiator Begins – всё тот же атмосферный слэшер, имитирующий гладиаторские бои. Реконструкции эпохальных сражений, дуэли со знаменитыми римскими мастерами меча, победа над которыми поднимает в рейтинге, «королевские битвы» на выживание – всё на месте! Не так часто на PSP выходят хорошие проекты, тем более в столь узком жанре. Отличный повод расчехлить консоль, даже если при упоминании «идущих на смерть» сердце не ёкает. В остальных случаях – однозначный, что называется, must have!

 

***

Несмотря на объём текста в этом материале, нетрудно заметить, что видеоигр про гладиаторов вышло не так уж много. Недооценка темы налицо! Возможно, ситуация изменится с раскруткой «Кинекта» и «Мува», для которых разработчики не поленятся – возьмут да и сделают по-настоящему взрослые, максимально интерактивные гладиаторские поединки, совершенно не похожие на всякую казуально-фэнтезийную муру от сателлитов Nintendo, вроде той, что чахнет в сервисе WiiWare под именем Rage of the Gladiator. Лично я искренне надеюсь на это, хотя почти не верю. Позвольте откланяться.


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.