Какая приставка, такие и игры
У консоли PS Vita, второй «портативки» от великой и ужасной Sony, судьба незавидная. Долгое время после выпуска аппарата в свет, многие (и я в том числе) поливали его грязью за нехватку качественных игр и совершенно дикие меры по защите от пиратства. Сейчас, когда приставка случайным образом попала ко мне в руки, я лишь укрепился в своём мнении. Дело даже не в сложности взлома. Дело в том, что взламывать, в общем-то, незачем. Игр нет до сих пор. «Вита» появилась у меня, как и PSP, спустя шесть лет после дебюта на рынке, то есть, была надежда на какую-то библиотеку тайтлов. Но нет – магазин PSN предлагает штук двадцать «больших» проектов (среди которых переиздания хитов с PS2, что не так уж плохо, но хотелось бы видеть оригинальный контент), плюс тонны инди-казуалок, в которые можно поиграть на любой мобилке за втрое меньшую цену. Как так-то?
Почему Sony забила на своё детище? Почему компания считает, что это нормально – покупать «карманку» с железом уровня седьмого поколения и играть на ней в Angry Birds? Ответ прост – дело в неразборчивости Sony, пытавшейся срочно и бегом к дебюту системы наклепать для неё эксклюзивов. На деле в 90% случаев получился лютый трэш, даже «Игромания» особенно не захлёбывалась восторгами. Почитав рецензии и посмотрев видеообзоры, игроки остывали в своём желании купить дорогой и бестолковый брелок. «Соня» же вместо того, чтобы послушать общественность, в один голос кричавшую о дефиците хороших игр, решила, что проблема в самом портативном формате – дескать, сейчас все пересели на планшеты и смартфоны, и это убивает портативный рынок. Расскажите это «Нинтенде» с их «Свитчем». Кончилось дело тем, что фирма дала зелёный свет независимым разработчикам, выкинувшим свои опусы в магазин по ценам «большого» проекта. Индюшатники завопили от восторга, почитатели видеоигр фыркнули и понесли сбывать свой неликвид на интернет-аукционах.
Чтобы в полной мере оценить отношение Sony к PS Vita и её аудитории, сегодня я решил взять на рассмотрение знаковый тайтл, один из первых на приставке, один из тех, глядя на которые игрок должен был, забыв обо всём, броситься в магазин за покупкой. В действительности наш пациент – худшая часть Call of Duty за всю историю сериала. Вы думали, что сделать что-то более унылое, чем Roads to Victory для PSP, нельзя? Встречайте Call of Duty: Black Ops Declassified.
Слухи о том, что новая консоль получит свою Call of Duty, полетели в народ в начале 2012 года, то есть ещё до того, как «Вита» вышла за пределами Японии. Каждый из анонсов непременно утверждал, что игра будет по качеству сопоставима с версиями для домашних систем, но ждать полноценного «порта» Black Ops II не стоит. С течением времени игроков завалили обещаниями бодрого кооператива, интересных находок по части управления, лихо закрученного сюжета и прочих радостей. Потом вдруг фирма-разработчик Nihilistic Software (а название-то говорящее) заявила, что портативная «Колда» будет больше ориентирована на сетевой режим, нежели на сингл. Странное заявление, учитывая, что игра разрабатывалась для ханд-хелда, которым обычно пользуются в разъездах, в частности, в тех тёмных уголках Земли, где нет Wi-Fi и даже 3G. Можете мне поверить, таких мест на планете много, сам бывал и видел. Кстати, о «нигилистах» – интересно то, что компанию-разработчика Activision вместе с Sony долгое время держали в секрете, видимо, потому что на счету этой самой компании не было ни одного хита. Кто будет покупать поделку от ноунейма, который после Vampire: The Masquerade – Redemption бородатого 2000 года выпуска не сделал больше ничего путного? Правильно, никто.
Что же с этой игрой не так? Да практически всё. Вот вы, допустим, купили флэш или цифру (на минуточку, за 3100 рублей – это даже не мыльное кинцо за 2500) и, как поклонник серии Call of Duty, решили зарубиться в кампанию, чтобы стрельба, взрывы и прочий Голливуд. Выясняется, что в качестве оной Black Ops Declassified предлагает вам десять миссий для одиночного прохождения, каждая из которых длится минут по пять. То есть, всю игру можно пройти менее, чем за час. И за это вы платили цену ААА-проекта? Ну ладно, вспомним восьми- и шестнадцатибитные вехи серии Contra, или тот же Metal Slug – они тоже продолжительностью не отличались. Но если там на уровнях был bullet-hell и челлендж, то здесь bullshit. Никаких ярких моментов, никакого пафоса, никакой драмы, освежавшей поздние части «Колды». Сядь на корточки и стреляй. Всё. В попытке хоть как-то растянуть прохождение, разработчики подкрутили сложность – зачастую вас убивают с одного-двух выстрелов. Это было бы круто, если бы по ходу миссии были предусмотрены чекпоинты. Фигушки – топайте уровень заново, предварительно по новой заценив унылую скриптовую сценку. Особенно забавно весь этот фарш смотрится на фоне вышедшей в том же году Modern Combat 3 для «мобилок» от знатных бракоделов из Gameloft. Их творение получилось лучше по всем статьям, а это уже звучит как приговор – оно увлекательное, динамичное, да и стоило не 3100, а 300 рублей. Впрочем, «три сто» и «триста» – звучит почти одинаково, да?
Ладно, думаете вы, завершив сингл с руганью и валерьянкой. В конце концов, разработчики ведь обещали крутой мультиплеер? Окей, начинаем. Вернее, пытаемся начать. Законнектиться к серверу так же просто, как доказать большую теорему Ферма. Найти там кого-то живого – ещё сложнее. После всех злоключений на старте, доиграть карту до конца практически нереально. Может, у нигилистов это круто, но как быть обычным игрокам, исповедующим другие учения? Решительно непонятно.
Технически игра выглядит невзрачно. Казалось бы, вот оно, «железо мечты» для портативного геймдева, и пускай оно не дотягивает до PlayStation 3 (прошу заметить, что домашние консоли – это агрегаты с системой охлаждения, то есть гонять начинку там можно гораздо жёстче), но возможностей у него не меньше, чем, скажем, у оригинального Xbox. А тот, если помните, умел в прогрессивной развёртке, и даже запускал Half Life 2 и Doom 3, пусть в урезанном виде. Увы, но всё это осталось теорией. Картинка в Declassified смотрится на уровне PS2, если не хуже, зернистость и кривой блюр лишь усугубляют положение. Вы это серьёзно? Мы что, по-вашему, не видели Killzone, Area 51 или ту же Call of Duty 2: Big Red One для PS2? Авторы считают, что нет. Нигилисты же. Добавьте сюда паршивый звук и кое-как выполненную озвучку (про русский дубляж вообще скромно промолчу), и вы поймёте, почему этой игре совсем нечем вас зацепить.
По сути, Black Ops Declassified повторила судьбу печально известной Black Site Area 51, похоронившей Midway. Вот только последняя была ложкой дёгтя в бочке из медовых эксклюзивов и годной мультиплатформы, поэтому ни PS3, ни X360 из-за неё не пострадали. С «Витой» ситуация иная – натыкаясь вместо нормальных игр на такое, многие разочаровывались в платформе, что привело к отсутствию поддержки со стороны Sony и преждевременной гибели этого в целом интересного девайса. Прожект утонул заживо, японский гигант не пришёл ему на помощь; вот пусть теперь и расхлёбывает. Всех благ!
Автор:
Вадик Тимошин