Возвращение к истокам

Вряд ли для кого-то является секретом, что видеоигры, как и прочие развлечения, со времен меняются благодаря свежим идеям авторов и запросам потребителей. Всем известный жанр RPG уже в начале восьмидесятых годов имел узнаваемые составляющие: набор очков опыта, увеличение характеристик персонажей, выбор экипировки, нарастающая сложность. В те бородатые времена большая часть «ролевух» представляла собой то, что позже начнут называть dungeon crawler. В них практически всё время уходило на зачистку длинных и запутанных подземелий, для удобства обычно разделённых на клетки. Лучшие представители жанра могли похвастать настолько навороченными уровнями, что некоторые поклонники рисовали карты, дабы слишком уж долго не плутать в однотипных коридорах.

Со временем жанр рос, и уже к девяностым разработчики стали уходить от моды прошлых лет, добавляя в «ролевухи» всё более запутанные сюжеты и сложных персонажей, или работали над системой диалогов, характеристик, а также возможностью отыгрыша за разных героев. Конечно, всё ещё требовалось зачищать подземелья, однако праздные шатания в густонаселённых монстрами местах потеряли большую часть своей хардкорности. Это не означает, что dungeon crawler’ы совсем исчезли, но с развитием технологий они превратились в Action/RPG, где тоже требовалось проходить подземелья, но уже в реальном времени. Непопулярность устаревающего пошагового формата привела к тому, что к началу двухтысячных подземные бродилки почти не выпускались, освободив место более актуальным собратьям.

Так и пребывал бы прародитель всех современных RPG в забвении, если бы не компания Atlus, выпустившая в 2007-м на популярной DS своё новое произведение – Etrian Odyssey. Игра получилась увлекательной и хардкорной, со сложными монстрами и запутанными подземельями, с возможностью сохраняться только в городе (привет потере многочасового прохождения после неосторожной битвы с зубастой фауной). «Атлусовцы» не ограничились проверенными механиками, сумев совместить их с более современными идеями. Этажи получились осмысленными и логично спланированными, были введены своеобразные головоломки, позволяющие избегать конфронтации неподготовленной партии с мини-боссами. Но главной «фишкой» безусловно была возможность нарисовать свою собственную карту подземелья, благо железо DS это позволяло. На нижнем экране автоматически отмечались клетки, посещённые группой, однако стены, интересные места и пометки предлагалось делать самостоятельно, что было не только полезно, но и чертовски увлекательно. Вскоре на DS вышло ещё несколько ярких представителей жанра (Dark Spire, Shin Megami Tensei: Strange Journey), подтвердивших состоятельность переосмысленной классики. Хотя пошаговые dungeon crawler’ы остались явлением нишевым, они всё же сумели найти новых поклонников среди геймеров, не заставших восьмидесятые.

За свою относительно недолгую историю Etrian Odyssey обросла пятью номерными выпусками и римейками первых двух эпизодов для 3DS.На закате жизненного цикла второй двухэкранной нинтендовской портативки Atlus решила издать ещё одну игру в серии, которая должна была вобрать всё лучшее от своих старших сестёр. Хотя подобные обещания дают все разработчики сиквелов, японцы пошли по необычному пути. В Nexus перенесли не только полюбившееся механики, но и классы, подземелья, монстров из предыдущих частей. Получилась эдакая сборная солянка из пяти тайтлов.

Вначале, как в любой уважающей себя «ролевухе», нужно создать партию приключенцев (путешествовать могут пятеро одновременно). На классы создатели не поскупились – выбор предстоит сделать из девятнадцати профессий, только одна из которых новая. Поскольку благодаря древам умений каждый класс можно развивать по-разному, количество вариаций команд стремится к бесконечности. Ветераны серии, получившие возможность собрать группу почти такую же, как в оригинальной игре десятилетней давности, смахивают ностальгическую слезу. Опробовать созданные отряды будет где – только обязательный этажей разработчики предусмотрели почти вдвое больше, чем обычно: около пятидесяти штук. Если же учитывать дополнительные подземелья и пост-сюжетное содержание, то игра предложит более семидесяти часов качественного хардкорного геймплея.

Большая часть самих данжей также перекочевала из ранних выпусков. Естественно, они прошли перепланировку и не являются точь-в-точь такими же, как раньше, но главные идеи, а также знакомые монстры, доехали без проблем. Правда, некоторые решения разработчиков всё же вызывают вопросы. В игре очень много лесных локаций (обычно первый или второй уровень в предыдущих частях) с лесной фауной. Поначалу это не сильно мешает, но когда открываешь пятый по счёту лес, однообразие начинает надоедать. Неужели сами «атлусовцы» позабыли, насколько разнообразными были места в предыдущих частях? Вероятно, разработчики просто поленились переносить более сложные подземелья, ведь леса прямолинейны в плане прохождения.

Стоит напомнить, что Etrian Odyssey – традиционно непростая пошаговая RPG: противники тут представляют реальную угрозу. Недостаточно подготовленная или застанная врасплох партия может полечь всего за один ход, даже начиная бой с полным здоровьем. Поэтому к битвам нужно подходить ответственно, иначе часовая прогулка по данжу окажется бесполезной из-за внезапного game over’а. Традиционная «фишка» серии – мини-боссы, также добрались до Nexus. Эти противники видны на карте, но так как при первой встрече команда, скорее всего, не будет достаточно сильна чтобы их одолеть, рекомендую отказаться от битвы и прошмыгнуть мимо. Так как ведут они себя по-разному (одни патрулируют территорию, другие стоят на месте, пока не заметят вас, после чего начинают погоню), надо понять, как грамотно пробежать мимо конкретного противника, не оказавшись с ним в одной клетке. Эдакая небольшая головоломка, индивидуальная для разных случаев. Описанные механики давно знакомы фанатам серии, «атлусовцы» не добавили ничего принципиально нового, но и проверенные временем идеи не забросили. Таким образом, своё обещание создать компиляцию лучшего в серии авторы сдержали.

Выглядит игра подобающе жанру. Лабиринты состоят из постоянно повторяющихся стен и имеют низкую детализацию, глазу не за что зацепиться. Явный минус заключается в том, что по пути иногда пропускаешь коридоры, ведущие влево или вправо – они визуально сливаются со стенами. Это уже серьёзный технический недочёт – пропустив нужный поворот, можно долго плутать по этажу, пытаясь понять, куда требуется пойти. Зато боевой экран смотрится очень симпатично. Яркие цветастые противники и внушительные боссы хорошо проработаны как в графическом, так и в дизайнерском плане. По портретам персонажей несложно понять, в какой стране была создана игра. В вашей партии могут находиться как маленькие закованные в доспехи девочки-танки, так и полуголые волшебницы с огромными формами. Но даже невзирая на нарочитую «анимешность», нельзя не признавать высокое качество прорисовки.

На звуковое оформление тоже не поскупились, позаимствовав большую часть саундтрека из ранних частей. У каждого из множества подземелий своя мелодия, боевых композиций и их аранжировок более пары десятков. Вряд ли эту музыку кто-нибудь станет слушать в отрыве от игры, но свою задачу – скрашивать длинные путешествия – она решает хорошо. Озвучка диалогов минимальна, японские актёры слышны только во время некоторых сюжетных сцен. Зато боевые крики подопечных звучат часто и отчётливо. Если какой-то конкретный голос надоедает, в городе его можно заменить на другой, благо на выбор аж шестьдесят альтернативных вариантов.

Подытоживая, можно смело сказать, что проект Etrian Odyssey Nexus удался. «Атлусовцы» сумели не просто создать игру, наполненную лучшими элементами сериала, но и удержать планку одного из лидеров в этом нишевом жанре. Ветераны серии не раз и не два умилятся знакомым элементам, а новички, хоть и не поймут многочисленные отсылки, всё равно смогут насладиться качественно проработанной RPG. Стоит упомянуть, что Nexus может стать последней частью сериала. Продолжение было бы логично ваять для Nintendo Switch, однако ввиду непохожести «железа» на DS / 3DS (отсутствие второго экрана и невозможность рисования карты в TV-режиме), анонсов следующей главы ещё не было. Разработчики отмахиваются вялым «Обязательно что-нибудь придумаем», но пока создаётся впечатление, что релиз подвёл финишную черту. Впрочем, не стоит переживать – Etrian Odyssey уже запомнилась как один из реаниматоров сонного жанра и просто как хорошая игра, а на такой качественной работе, как Nexus, жирную точку в судьбе серии поставить не стыдно.


Автор:

Grimalkin