Теория и практика отношений

Первая игра компании Atlus с графикой высокого разрешения вызывала очень много вопросов ещё с момента анонса. Скупое описание геймплея контрастировало с лавиной информации о сюжете и персонажах. Когда же о содержании проекта авторы рассказали чуть подробнее, вопрос остался всего один, но уже другого толка. «И это всё?» – недоумённо спрашивали ценители популярных RPG-сериалов Shin Megami Tensei и Persona. Сотрудники Atlus лишь отшучивались, мол, нет, не всё, просто раскрывать карты раньше времени смысла нет. Релиз расставил всё по полкам.

Catherine по сути близка к японским «симуляторам жизни» – тем самым, в которых надо много разговаривать со всеми подряд, чтобы в финале добиться расположения одной девушки. Возможных спутниц здесь, впрочем, всего две. Первая – упомянутая в названии Катерина (имя пишется через английскую «C»). Привлекательная блондинка однажды вечером подсаживается к главному герою, Винсенту, в пабе, они едут к нему, она остаётся у него на ночь. Затем история повторяется, и вот они уже вроде бы встречаются. «Вроде бы», потому что есть другая Катерина (её имя пишется через «K»), с которой Винсент встречается на самом деле. Более того, именно эта Катерина уверена, что ждёт от него ребёнка и что они вместе достаточно долго. Дескать, пора бы уже познакомиться с её родителями, сыграть свадьбу и вообще покончить с развлечениями. После таких заявлений главный герой начинает медленно сходить с ума.

Самое интересное начинается ночью, когда пьяный в стельку Винсент, на которого внезапно свалилось так много проблем, пытается забыться сном. Ему снятся кошмары, в которых он, с бараньими рогами на голове и подушкой в руках, в одних трусах карабкается по каким-то кубикам вверх. Наутро он просыпается и понимает, что рядом лежит блондинка Катерина. Как она попала в квартиру – непонятно, но героя волнует совсем не это, а тот факт, что спать спокойно он теперь не может, поскольку каждую ночь видит один и тот же кошмар. Необходимость принять решение – с кем, как выражаются на известном телепроекте, построить свою любовь – давит на героя так сильно, что иной раз ему видятся фантомы сознания пострашнее тех, которые описаны в книге Виктора Пелевина после эпизода с поеданием мухоморов.

Такова завязка Catherine и, собственно, весь её геймплей. Его можно разделить на три части, две из них – это разговоры за жизнь. Винсент встречается с друзьями и долго болтает с ними. В пабе, где они проводят время, работает подруга его детства, с которой можно обсудить последние сплетни. Хорошенько подтопив, Винсент возвращается домой и впадает в забытье, а игрока заставляют проходить от раза к разу усложняющуюся головоломку с кубиками – это и есть третья составляющая. Надо переставлять кубики так, чтобы герой мог забраться на самую вершину «горы». Поначалу особых усилий прикладывать не приходится, но позже проступают родимые пятна Atlus: препятствия, ловушки и противники, которых хочется обвинить в нечестной игре.

Чем ближе к развязке, тем страшнее. Ничто не сравнится со здешними боссами, олицетворяющими фобии Винсента. Помимо того, что они выглядят достаточно необычно (полумеханический младенец, невеста-зомби и прочие плоды подсознания), они, кажется, ещё и вести себя могут, как заблагорассудится. Головоломка моментально превращается в сеанс мазохизма; времени подумать нет – приходится действовать наобум. Это, кстати, вызвало волну негодования среди японских игроков, которые купили Catherine ради интересной истории, но не смогли пройти дальше какой-то сложной главы. Atlus пришлось выпустить версию с режимом Super Easy, в котором есть напитки, позволяющие перепрыгивать три кубика. В американский релиз обновление попало сразу. Паззл с кубиками, по идее – всего лишь ночной кошмар. Но прохождение этих эпизодов становится кошмаром реальным.

Несмотря на то, что содержание у игры во многом «интернациональное» (имена у героев западные, расплачиваются они за всё долларами, городские вывески и надписи на английском), её внутренняя логика всё равно остаётся японской. По сути, это визуальная новелла с пристойной графикой и необычным сюжетом, к которой зачем-то приплели довольно сложную головоломку. Убери её, и Catherine можно будет одолеть часа за четыре. Сюжет, кстати, кажется необычным только поначалу. Ближе к финалу становится понятно, что вокруг Винсента творится какая-то чертовщина, и списать все его сновидения на проблемную психику не получится. В определённый момент проявляется фирменная мифология Atlus, с демонами и прочими «весёлыми зверушками». Отчётливо улавливаются отсылки к другим хитам студии, например, к Soul Hackers, или скорее Shin Megami Tensei: Nocturne, поскольку тамошний герой лучше знаком американской аудитории.

Обычно игры, подобные Catherine, не удостаиваются западного релиза. Это не японский аналог Heavy Rain, а очередной эксперимент над популярным в Азии жанром, который смотрится дико для американских и европейских геймеров. Причём даже у себя на родине Catherine никаких выдающихся результатов не добилась. Стоило ли ждать чуда за океаном? Его и не случилось. Несмотря на позитивные отзывы и оценки в прессе, сенсационных продаж не последовало.


Автор:

Евгений «DEziG» Закиров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.