В №24 нашего любимого онлайн-журнала я рассказал о не особо известной, но занимательной jRPG-серии The Legend of Heroes: Trails in the Sky. В своём изначальном виде она закончилась, однако последовала связанная с ней дилогия The Crossbell Saga, сюжет которой развивается в том же мире, но в другом государстве. Обе игры по определённым причинам до запада так и не докатились, зато другой связанный с оригинальной Trails цикл, известный как Trails of Cold Steel, был полностью переведён и выпущен в США и Европе. С локализацией дела шли медленно, ведь в Cold Steel очень много текста, поэтому в наших регионах сиквелы выходили с опозданием на год-другой. Первые два выпуска издавала та же компания, что и Trails in The Sky, а именно XSEED Games, результат получился достаточно качественный. А вот права на оставшиеся главы (плюс экшеновую ролевушку Ys) японцы из Falcom продали фирме NIS America, известной своими кривыми локализациями и неисправляющимися багами. Компания осталась верна себе, в её релизах время от времени проскакивают опечатки и странно составленные предложения. Хотя есть повод для похвалы – NIS выпустила обе игры на Switch, в том числе на западе. Что ж, разберём детально все четыре проекта, выходивших на английском в период с 2015 года по 2020-й.

 

The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel

Предшественницы Cold Steel получили заслуженное признание среди хардкорных геймеров, однако не сумели продаться большим тиражом. Что нужно делать, если хочется расширить аудиторию и увеличить прибыль? Правильно, копировать идеи у конкурентов! А кто из собратьев по жанру пользуется большей популярностью? Конечно же, Final Fantasy! Да вот только с бюджетом студии Falcom можно лишь помечтать о лаврах «Финалки», во все времена остающейся технически навороченной и дорогой ролёвкой. Тогда как насчёт Dragon Quest? Классические сказочные сюжеты вкупе с визуальным очарованием девяностых едва ли подходят миру Trails. Ах да, есть же ещё Persona! За счёт чего популярность пришла к этой серии, хоть и не сразу? Школьная жизнь. Подростки с уймами тараканов в головах. Свидания-отношения, первые признания. Красавицы-одноклассницы, ждущие, когда главный герой разрешит их проблемы. Недолго думая, сценаристы Falcom сделали перечисленное основой своей новой игры. Но обо всём по порядку.

Действие происходит в государстве Эребония, представленном в предыдущих сериях эдаким кровавым Мордором, где жители на завтрак поедают младенцев и ежедневно начищают до блеска личные танки, готовясь напасть на соседние державы. Реальность всё же прозаичнее – Эребонская Империя оказывается не более ужасной, чем её соседи. Центром действия становится элитное военное училище Thors. Ранее в нём было пять классов, поделённых по сословному признаку: в одних учились отпрыски богатых семей, в остальных простолюдины. К моменту начала действия директорский состав решил поэкспериментировать и создать для новоприбывших студентов класс номер семь, где знания будут получать ученики со смешанным происхождением. Поскольку многие аристократы и простолюдины друг друга недолюбливают, в новоиспечённом коллективе немедленно начинаются конфликты. Главным героем является молодой человек Рин Шварцер, обыкновенный японско-эребонский школьник. Молодой человек наделён природным обаянием, лидерскими задатками и неплохим боевым потенциалом. В общем, стандартный ролевой протагонист, скучнейший типаж.

Его одноклассники – люди поинтереснее, на изучение их внутреннего мира авторы выделили приличное количество времени. Повествование привычно поделено на главы, почти все они имеют схожую структуру. Вначале нам дают побегать по городку Триста, где расположено учебное заведение. Можно выполнять задания городских жителей или собратьев по училищу. Неписи не являются простыми болванчиками с одной-двумя фразами на всю игру. У многих из них есть свои сюжетные ветки, развивающиеся от главы к главе – наблюдать за этим достаточно любопытно. О характерах игровых и неигровых персонажей имеются записи в журнале с краткими досье. Там же доступны небольшие факты о героях, но их для начала предстоит открыть, поговорив с конкретным неписем в конкретный сюжетный промежуток. Диалога не состоялось? Пробелы на страницах останутся мозолить глаза до самого конца. Так что готовьтесь по несколько раз заводить разговор вообще со всеми после каждого витка истории. Заполнение журнала можно игнорировать, но тогда не видать вам в концовке ценных призов. Перфекционистам, привыкшим выжимать контент до капли, советую наплевать на гордость и найти полное прохождение, указывающее, где и когда открываются новые записи, сэкономите себе множество нервных клеток. Кроме помощи местному населению, на выходных Рин имеет возможность поболтать с одноклассниками, для этого ему даются специальные очки времени. Естественно, очков не хватит, чтобы пообщаться со всеми, поэтому придётся выбирать фаворитов и фавориток. За своё внимание главный герой получает специальные баллы, превращающиеся во вполне осязаемые боевые бонусы. Также если набрать максимальный пятый уровень дружбы, то в финале игры состоится незабываемый вечер с последующим кротким признанием в любви от девушек или клятвой вечной верности от молодых людей.

Закончив с социализацией, Рин вместе с частью одноклассников отправляется на полевое задание в какой-нибудь город. Таким образом, в каждой главе игрок узнаёт чуть больше об Эребонской Империи, её географии, обычаях и устройстве. В путешествиях главгерой осознаёт, что гражданский раскол в обществе достаточно глубок, ведь элита не готова сдавать свои привилегированные позиции, а простолюдины не хотят мириться с постоянным ущемлением прав. На проблему даётся взглянуть с обеих точек зрения, благо Рин познакомится со множеством персонажей из самых разных категорий, в том числе из среды радикальных борцов против режима и их антагонистов – сподручных канцлера Осборна, фактического правителя Империи, пробившегося в элиту несмотря на низкое происхождение. Даже сопартийцы имеют своё мнение. Они не стесняются ярко раскрывать себя, доказывая, что являются не просто статистами, а вполне себе проработанными (хотя местами клишированными) участниками событий. Из таких выездов состоит центральная линия всей игры. В ней не так уж много неожиданных поворотов, но нужно учитывать, что первая Cold Steel намеренно сделана как ознакомительная глава; всё начнёт лихо закручиваться немного позже.

Геймплей достаточно стандартен для jRPG. Бегаем по городам, говорим со всеми, получаем задания, выполняем их в полях или подземельях. Боевая система почти такая же, как в Trails in the Sky, то есть добротная пошаговая раздача тумаков со шкалой очерёдности хода, на которую можно влиять определёнными приёмами, и небольшое боевое поле, где расстановка персонажей имеет значение, так как нужно уворачиваться от атак по площадям. Нововведений всего два. Во-первых, персонажей теперь можно группировать по двое, дабы пары помогали друг другу спецприёмами и проводили комбинированные атаки (разучивание которых происходит при накоплении уже упоминавшихся очков дружбы, получаемых при общении между спутниками). Во-вторых, так как одновременно путешествует больше четырёх героев, есть опция прямо в бою поменять уставших членов группы на кого-нибудь свежего, прямо как в Final Fantasy X. Всё это работает вполне интуитивно, поклонники пошаговых ролевух освоят боёвку быстро и без подсказок. Кроме того, отныне любой партеец умеет экипировать по одному Master Quartz. Каждый такой камушек уникален, дарит пассивные способности и магию, повышает избранные характеристики своему владельцу. В результате каждый боец отличается от другого не только набором спецприёмов, но также собственным Мастер-Кварцем. В довесок можно надевать обычные кварцы, дающие прирост характеристик или возможность использовать волшебство. Система экипировки персонажа стала значительно прозрачнее и понятнее, нежели в предыдущих Trails-сериях, где требовалось комбинировать разные камни для получения желаемых возможностей.

При взгляде на игру сразу понятно, что изначально она разрабатывалась для PS Vita. На этой платформе она выглядит вполне пристойно, не столько с технической точки зрения, сколько с художественной. Разнообразные детализированные декорации и разношёрстный дизайн множества персонажей оставляют приятное ощущение. Однако на PlayStation 3 (а впоследствии также PS4 и Nintendo Switch) на большом экране телевизора Cold Steel выглядит очень уж неказисто. Что ж, перенос игр с умирающей «Виты» на старшие по рангу системы практически без графических изменений никогда не заканчивался безупречными результатами, с этим ничего не поделаешь. К счастью, музыкальное сопровождение до сих пор держит планку, не зря Falcom славится своим саунд-отделом. Хотя мелодии не сильно запоминаются, они отлично дополняют происходящее. В целом Trails of Cold Steel оставляет приятное впечатление, несмотря на затянутость сюжетки. Желание угодить широкой публике не понравилось былым фанатам, но те всё равно игру купили, что дало возможность продолжить повествование в вышедшем несколькими годами позже прямом продолжении.

 

The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel II

Экспозиция второй главы по совместительству является спойлером финала предыдущей, поэтому алчущим остаться в неведении лучше её пропустить. Итак, недовольство аристократов Эребонии достигает своего пика. Желая покончить с укреплением простолюдинов в правах, фракция Noble Alliance, состоящая из высших представителей имперского сословия, вводит войска в столицу и захватывает семью монарха. Канцлер Осборн погибает от пули неизвестного снайпера, верные императору солдаты оказываются заблокированными в гарнизонах. Начинается кровопролитная гражданская война. Образовательные мероприятия, понятное дело, при такой обстановке прекращаются, Рин и компания утрачивают связь и разбредаются по всей империи. Воссоединению боевых товарищей и организации ими сопротивления диктатуре аристократии посвящена практически вся игра.

Действие обычно развивается следующим образом. Рин скрытно проникает в какую-либо провинцию, в которой он уже побывал в предыдущей части. Там происходит сбор информации, встреча и вербовка старых знакомых / одноклассников, подрывная деятельность против антагонистов. Последние медленно теряют контроль над ситуацией. В общем, довольно стандартное развитие истории, с типично японским подходом, гласящим, что хорошие парни не умирают никогда, а тяжёлые потери несут только злодеи. Жаль, что авторам не хватило смелости показать ужасы войны в полной мере, хотя кое-какие зачатки были. Взять хоть знакомых NPC, которые в предыдущей главе наслаждались спокойной размеренной жизнью, а теперь находятся на грани выживания из-за громыхающих неподалёку боёв и недостатка продовольствия. С другой стороны, после прохождения игры понимаешь, что количество убитых важных персонажей можно пересчитать по пальцам одной руки, и задаёшься вопросом, а действительно ли в Cold Steel II ключевым событием является война.

В отличие от первой части, партия имеет относительную свободу путешествий. Довольно быстро наша группа натыкается на такую полезную штуку, как летающий корабль. С помощью него дозволено посещать уже пройденные места, где могут прятаться дополнительные подземелья, квесты и особые сундуки, открывать которые умеют определённые персонажи. Но не забываем одну из главных «фишек» Trails – мир обновляется в каждой фазе пути, а это значит, что если не хотите ничего пропустить, то вновь придётся разговаривать со всеми доступными NPC после каждого сюжетного изменения во всех доступных локациях. Проще найти гайд, чем тратить на это время, ей-богу. Журнал с его заметками о героях, которые нужно находить, также на месте, поэтому если решитесь вытрясти из игры всё за одно прохождение, готовьтесь потратить часов эдак девяносто.

Боевая система изменилась мало. Добавилась возможность «ускорять» пары героев, давая им сделать три хода подряд, но это не очень полезная функция. С балансом боссов приключился конфуз. Дело в том, что если использовать тактику «Накопить каждым персонажем по 200 СР (супер-линейка), потратить первый ход на усиления, а второй на суперприёмы (которые используют СР)», то главгады обычно ложатся за пару-тройку раундов, то есть минуты эдак за три-четыре. Разочаровывающая кульминация, надо заметить. Таким нехитрым подходом можно завалить подавляющее большинство супостатов вплоть до финальных глав. Ближе к концу этот трюк не проходит, так как боссы становятся уж слишком толстыми, но всё же явный промах в балансе не заметить нельзя. К счастью, авторы сами поняли, что совершили ошибку, и внесли исправления уже в следующей части. Технически Cold Steel II абсолютно идентична предшественнице, не стоит ждать визуальных изысков. В целом продолжение держит высокую планку, заданную первой игрой цикла, хотя сюжет немного разочаровывает своим наивным подходом к серьёзной теме гражданской войны. Поклонникам оригинальной Cold Steel брать номер II стоит без каких-либо сомнений – надо ведь узнать, чем окончились начатые ранее сюжетные линии.

 

The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III

По традиции начинаем со спойлерного абзаца. Как известно людям, прошедшим предыдущую часть, а также Crossbell Saga, война в Эребонской Империи закончилась, после чего Эребония под шумок аннексировала соседнее государство Кроссбелл. Геополитический оппонент Эребонии, республика Калвард, не могла игнорировать такое положение дел и попыталась освободить завоёванную территорию, но её армия была разбита, в том числе благодаря нашему герою – Рину. К началу новой игры ситуация более-менее нормализовалась, серьёзные боевые столкновения больше не происходят.

На чём же строится сюжет Cold Steel, когда нет военных действий? Правильно, на школьной теме. Дело в том, что у училища «Торс» из первой части, которое закончила партия управляемых героев, открывается новый филиал, куда в качестве преподавателя приглашают возмужавшего Рина. Ему предстоит руководить вновь созданным классом VII, в который вступает группа молодых абитуриентов – сначала в количестве трёх штук, потом добавятся ещё двое. Малое количество студентов позволяет уделить каждому достаточно внимания. Однако не стоит забывать об участниках старого класса VII, с каждым из полюбившихся сопартийцев предстоит встреча и зачистка подземелий, хотя присоединяются они не насовсем, а только на определённый сюжетный отрезок, да поспевают на помощь в последнем данже. Сюжетная структура почти идентична оной из первой части. Учимся в школе, выбираем, на чьи индивидуальные события тратить ограниченное время, выезжаем на полевые задания в не посещённые уголки империи, где узнаём, как изменился быт простых людей, да расследуем таинственные заговоры. Обязательно нужно отметить, что первые две части Cold Steel можно было проходить без особых знаний серии Trails. Да, для фанов делалось много отсылок, но их запросто получалось игнорировать, так как на сюжет они особо не влияли. Cold Steel III такой роскошью не балует. Мало того, что для понимания истории нужно пройти первые два выпуска, так ещё и Crossbell Saga обязательна к ознакомлению. Плюс появляются несколько героев прямиком из Trails in the Sky. В общем, новичкам с этого эпизода начинать не стоит, лучше сначала ознакомиться с предыдущими.

Главным изменением является то, что авторы наконец догадались поставить на карте маркеры, обозначающие квесты, а также найденные, но пропущенные предметы. То есть не нужно полностью осматривать местность, дабы найти все спрятанные вещи. На практике всё равно есть непомеченные секреты, поэтому приходится вновь лазать в каждую дырку и разговаривать со всеми. Некоторые события можно активировать, только если заранее купить определённую пищу, которая продаётся в единственном месте, куда игроку открывается временный доступ. Приходится скупать всё подряд, ведь нигде не сказано, что именно пригодится в будущем. В общем, очередная головная боль перфекционистам от разработчиков. Безусловным плюсом стала возможность мгновенно телепортироваться из любого места в любую доступную локацию, хоть с одного конца света на другой. Очень полезная функция, позволяющая экономить кучу времени.

Боевую систему обогатили, не убрав ничего из ранних наработок. Теперь каждый персонаж умеет использовать Orders, то есть накладывать на партию усиление на несколько ходов. Первый же босс, с которым предстоит сразиться, ясно даёт понять, что без приказов игру не пройти. Уж больно мощные противники получились. Если не пользоваться новинкой, главгады начнут валить персонажей одним-двумя ударами. Но это не единственное изменение. Оппоненты время от времени впадают в ярость, значительно повышая характеристики и лечась. В такие моменты лучше концентрироваться не на HP врага, а на понижении его линейки выносливости, которая есть всегда, но до начала фазы исступления она длиннее и снять её сложнее. Если удастся обнулить полоску, то монстр войдёт в «разбитое» состояние, в котором он пропускает ходы и получает повышенный урон. Баланс боёв в целом стал лучше, боссы больше не помирают после двух ходов от спецприёмов. Однако впадающие в ярость злодеи представляют серьёзную угрозу, иногда успевая лечиться быстрее, чем партия наносит урон. Приходится внимательно отслеживать все стадии поединков и учиться делать самые мощные атаки своевременно.

Технически третья часть выглядит значительно лучше предшественниц; сразу видно, что игра ваялась для PS4, а не Vita. Детализация, количество полигонов подскочили в разы, на большом экране всё отображается гораздо современнее, чем в «портах» с портативной приставки. Но не стоит ожидать ААА-качества. Falcom компания небольшая, бюджетная, на высоком уровне выполнены разве что пафосные спецэффекты, сопровождающие магические приёмы. Музыка и озвучка хороши, но многие диалоги не имеют речевого сопровождения, что вызывает недоумение. Издатели двух предыдущих частей не поленились записать пять тысяч дополнительных реплик, продолжатели их дела в CS III на дополнительные траты не пошли – поклонники и так проглотят. Несложно сделать вывод, как относятся в «Ниппон Ити» к собственным клиентам. Однако больше всего разочаровывает сюжет. История с вечно воскресающими персонажами и совсем уж ерундовым поворотом в виде «проклятья», которое якобы обволакивает всю Эребонию и заставляет её жителей вести себя агрессивно к соседним странам, смотрится слабо. Особенно расстраивает излишне открытая концовка – прямо посреди решающей сцены, где страсти накалены и игрок ожидает развязки, камера внезапно темнеет и выкатываются титры. Мол, все ответы получите в сиквеле. Уровень «Санта-Барбары», но куда деваться бедным фанатам. Только копить деньги на четвёртый выпуск.

 

The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV

Заключительная часть начинается следующим образом. После событий в финале CS III Эребонская Империя готовится к крупномасштабному вторжению в соседнюю республику Калвард. Развёртка новейшего военного оборудования, всеобщий призыв совершеннолетних мужчин, изъятие продовольствия и ресурсов у населения – всё возвещает о неотвратимости крупнейшей на континенте войны. Вечный главгерой Рин попадает в лапы врага. Задача по вызволению инструктора падает на плечи его воспитанников и друзей, чему посвящена вся первая глава, прохождение которой длится часов эдак тридцать, дольше чем некоторые игры. Когда Рин возвращается в группу, происходит кульминация, а именно выполнение разнообразных заданий с целью предотвращения перехода войны в горячую фазу. Помогать основной партии будут давно знакомые лица, в том числе Эстелль и Джошуа – герои Trails in the Sky, плюс Ллойд со своими друзьями – протагонист The Crosbell Saga.

Геймплей «четвёрки» похож на сплав второй и третьей частей. Из предыдущей взяты все основные механики, а из CS II – структура прохождения. У нас вновь довольно рано появляется летательный аппарат, позволяющий свободно навещать уголки империи и заниматься там своими делами. Опять приходится говорить со всеми для полного заполнения журнала, но теперь авторы пометили места на карте, где требуется наше присутствие, поэтому можно игнорировать пустующие локации и посещать только те, которые надо. По сути, это все изменения, в остальном CS IV идентична предшественнице, даже в техническом плане. Отсутствие свежих идей является главным минусом последнего выпуска, ведь во все предыдущие добавлялось что-то новенькое, а вот на «четвёрку» уже не хватило фантазии. С другой стороны, фанатам не понадобится разучивать непривычные механики. Остаётся получать удовольствие от многочисленных сюжетных развязок и созерцания знакомых по предыдущим частям сериала лиц.

Так завершилась тянущаяся целое десятилетие эпопея, если считать с англоязычного дебюта оригинальной Trails in the Sky. Но не думайте, что четвёртая часть CS поставила жирную точку в истории континента Земурии. В Японии уже вышла Hajimari no Kiseki (неофициальный пока что перевод – Trails of the Beginning). Десятая игра должна связать все три серии в единое целое и привести три государства к общему эпилогу. Правда, неугомонные японцы даже на этом не хотят останавливаться. В недрах студии куётся ещё один проект во вселенной Kuro no Kiseki, где действие будет происходить в республике Калвард. Информации пока предельно мало; говорят, что 11-я часть сменит жанр и станет Action/RPG. Не стоит забывать, что Falcom является ветераном этого направления тоже, ведь их серия Ys состоит из более чем десятка эпизодов, выходивших аж с восьмидесятых годов. Приобретённый за такое время опыт, весьма вероятно, пригодится для сериалов линейки Trails. Ждём!


Автор:

Grimalkin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.