Ещё совсем недавно казалось, что портативный сегмент электронных развлечений прошёл необратимый путь эволюции и окончательно выродился в поделочки для мобилочек. Сегодня даже грустновато вспоминать, как пышно он цвёл в эпоху игробума девяностых, как рубились насмерть Nintendo, Sega, SNK, другие серьёзные компании, создававшие целый поток необычных гаджетов и эксклюзивных хитов для них. Как в середине нулевых «Большая N» окончательно ушла в отрыв и шокировала публику гениальной двухэкранной платформой DS, которая помогла вырулить из финансового кризиса самой компании и снова сделала её одним из столпов игрового рынка. Нынче всё это уже история. К сожалению, за последнее десятилетие практически исчез сам прежний формат – ни Sony, ни Nintendo не выпустили прямого продолжения своих «портативок», поскольку обе последние инкарнации оказались провальными. Гибридная Switch рвёт чарты продаж, но рассматривать её как наследницу линейки Game Boy / DS всё-таки неуместно – она очевидно рассчитана на домашний рынок и соревнуется с конкурентами на поле традиционных приставок, наращивая физическую мощь и библиотеку экзов. Практически всё, что до недавнего времени оставалось в сфере мобильных игр, было поглощено смартфонами.

Тем удивительнее и фантастичнее выглядят события минувшего лета. На фоне многочисленных кризисных явлений и продолжающейся коронавирусной бодяги громом среди ясного неба прогремел анонс портативной системы от компании Valve, обладающей сверхпопулярным игровым сервисом Steam. Во многом именно благодаря ему удалось достичь текущего уровня интеграции консольных видеоигр с компьютерными. Сервис обеспечивает максимально возможную оптимизацию ПК-релизов с любым «железом», подключение практически любых периферийных устройств, борьбу с пиратством, кроссплатформенный мультиплеер. Кроме того, владельцы ведут разумную региональную политику и стараются снижать цены на игры в более бедных странах до приемлемого для их жителей уровня (привет, «Нинтендо»). На перечисление всех достоинств творения Гейба Ньюэлла и компании ушло бы очень много времени. Достаточно сказать, что количество активных пользователей сервиса давно перевалило за сотню миллионов – люди по достоинству оценили все предложенные им удобства цифровой эпохи.

И вот теперь, внезапно и на первый взгляд необъяснимо, мобильный Steam. Надо сразу пояснить ключевой момент: речь всё-таки не о принципиально новой платформе, которую создатели будут раскручивать и наполнять контентом с нуля, а об устройстве, интегрированном с уже действующей системой. То есть портативными станут все обычные игры, в которые вы гоняли на своём ПК и на консолях, а порубиться в любимый Doom Eternal вы сможете где-нибудь в электричке по дороге на дачу. Для такого удовольствия, конечно, необходимо солидное «железо», способное обеспечить сопоставимое с ПК быстродействие. Результат – сотрудничество Valve с AMD и процессор из семейства Zen 2 с частотой до 3,5 ГГц, 16 гигов оперативки класса LPDDR5, все современные версии блютусов и вайфаев. Различия заявленных трёх моделей будут состоять в объёме внутренней памяти – 64 Гб в базовой, 256 Гб в средней и 512 Гб в элитной, причём в последней появится скоростной SSD. Концепция немного странная – ущербность базовой модели выглядит слишком очевидной (ну какая флешка на 64 гига для современных-то игр?). Остаётся надеяться, что Valve лучше нас понимает в маркетинге.

Главным источником вдохновения при разработке безусловно была всё та же Nintendo Switch. Очень похоже выглядит компоновка – планшет с панелями управления по бокам, правда, несъёмными. Точно так же предполагается наличие док-станции для подключения к большим мониторам, но это будет дополнительное оборудование за отдельную плату, а не часть дефолтного функционала. Экран в мобильном варианте поддерживает довольно скромное по нынешним меркам разрешение 720р (1200*800) с частотой кадров 30 fps, что позволит облегчить игрушки и сконцентрироваться на быстродействии. Через док-станцию возможен вывод изображения в 4К*120 Гц и 8К*60 Гц – тут уж остаётся гадать, хватит ли мощности для сохранения скоростных параметров. Зато уже сейчас можно сказать, что разработчики учли все нюансы при создании схемы управления. На обеих сторонах есть аналоговые рукоятки, слева предусмотрена альтернативная крестовина, справа традиционный для большинства джойстиков набор из четырёх кнопок. Прямо под аналогами и слева, и справа поставлены небольшие сенсорные панели, призванные заменить мышь. На задней стороне корпуса находятся ещё четыре кнопки, по бокам сверху – четыре шифта. Экран, разумеется, чувствителен к касанию, внутри также вмонтированы гироскопы. В общем, предусмотрено вообще всё, что только может пригодиться.

Немного смущают размеры и вес агрегата – для такого более чем полукилограммового лаптя потребуется приличных размеров сумка. Но главный вопрос – конечно же, энергоэффективность аккумулятора. По заявлению Valve, она будет напрямую зависеть от интенсивности игр. Тяжёлые современные шутеры вряд ли позволят обходиться без дозарядки больше четырёх-пяти часов, что-нибудь попроще и подвухмернее выдержит часов восемь, а то и десять. Операционная система не является закрытой. По утверждению разработчиков, пользователи смогут устанавливать любое технически совместимое программное обеспечение, вплоть до онлайн-магазинов конкурентов. Как уже шутят в интернете, образец современного цинизма – купить Steam Deck и поставить на него Epic Games Store. По сути, консоль будет обладать всем функционалом обычного ПК. Но сколько же стоит такое удовольствие? По всей видимости, Valve придётся демпинговать, как обычно происходит на приставочном рынке, поскольку цена по полной себестоимости явно отпугнула бы покупателей. Базовая модель заявлена по 399$, средняя по 529$, наконец, элитная по 649$. Более чем демократично в наше время, когда приличную видеокарту для обычного компа дешевле пятисот баксов вряд ли купишь, а хай-энд решения вообще недоступны из-за очередного бума майнинга и пресловутого дефицита полупроводников.

Что ж, Valve выбрала крайне любопытную стратегию расширения бизнеса. Единственным прямым конкурентом на этом клочке суши является многострадальная Nintendo, для которой, похоже, наступают совсем тяжёлые времена. Steam Deck со всей своей шикарной библиотекой хитов открывает дверь в новую эпоху – мобильного ПК-гейминга с сохранением полного функционала топовых игр, всех возможностей аккаунта из «Стима» и разумной ценовой политикой. Несколько схожих по смыслу устройств уже пытались выйти на рынок – приснопамятный Smach Z, спонсировавшийся на кикстартере, или готовящийся к выходу GPD-XP на «Андроиде». Но ни одно из них не было настолько продуманным и подготовленным к серьёзной борьбе за покупателя. Косвенным следствием запуска Steam Deck может оказаться ренессанс традиционных портативных видеоигр. Если не крупные студии, то хотя бы инди-разработчики наверняка заинтересуются открывшимися возможностями, и проекты вроде Dead Cells будут затачиваться под мобильный формат с удобным классическим управлением. Есть серьёзные опасения, что производители столкнутся с теми же проблемами дефицита комплектующих, преследующими всю индустрию с момента начала пандемийной вакханалии, но первые поставки, так или иначе, начнутся уже в декабре. Steam Deck – безусловно, главная сенсация года в мире видеоигр, следить за дальнейшей судьбой которой будет крайне интересно.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Коля:

    Случайно увидел вопросы Рексарыча год спустя. Может, ещё через год кто-нить заметит. Если есть лишние деньги. И для подростков. 720p = 1280×720, а 720i почему-то не существует. Демпинговать, похоже, не собираются. Цена ей тыщ 10 рублей за 256 ГБ, чтоб в автобусе можно было «Sokoban» двигать.

  2. Рексарыч:

    Ни в коему случае никого не хочу обидеть, ибо у всех своё мнение, но чёрт возьми, какие новые игры мне принесёт Steam Deck? Правильно. Никакие. Следовательно какой смысл мне приобретать сие устройство? Никакой, в отличии от того же Nintendo Switch, на котором есть экзы. Родные мои, интересно прочесть ваши мнения об этом приборе. Возможно я не прав. ))) Эмуляцию сознательно опускаю, ибо смотрю на проекты, которые можно запустить на железе без эмулирования одного железа на другом. P.S. Точно 720p/720i — это 1200*800, а не 1280*720? Уточняю не ради придирки, а поскольку всю жизнь считал, что 720p/720i — это именно второе.