Титан на «Мегадрайве»

Сложно сказать, почему так сложилось, но некоторые знаменитые сериалы Konami, эпизоды которых обильно выходили на приставках от Nintendo, заглядывали к владельцам «шестнадцатибитки» от Sega ровно по одному разу. Так было с вампироборцами из вселенной Castlevania, черепахами-ниндзями из мира TMNT. Наконец, в богатом семействе Contra на закате 1994 года тоже появилась единственная «сеговская» глава. Зато какая! Один из самых ярких и запоминающихся боевиков всей «шестнадцатибитной» эпохи, один из живых символов самой платформы, не хуже ёжика-Соника. Как мы уже обмолвились в материале по Contra III: The Alien Wars, на западе публика приняла Contra: Hard Corps не настолько комплиментарно, поскольку вышла игра поздновато, под занавес своего поколения консолей. Тем не менее, в фанатских кругах её авторитет незыблем, а для отечественных геймеров это, возможно, самая любимая часть всей «контрологии», так как у нас она воссияла на пике популярности одной из самых доступных игровых систем того времени.

От общего к частному. Сюжет Hard Corps занимает хотя обособленное, но всё же почётное место в таймлайне серии, её события разворачиваются в 2641 году – пять лет спустя после «Инопланетных Войн». Вторженцы побеждены, но от них остался биоматериал, попавший в руки плохих людей. Кому бы пришло в голову, что знаменитый учёный – доктор Гео Мандрейк, пользовавшийся полным доверием со стороны правительства (а потому имевший законный доступ к клеткам «чужих»), окажется предателем? Подлый безумец заключил соглашение с другим высокопоставленным изменником – полковником Бахамутом, бывшим героем войны, тоже слетевшим с катушек и вознамерившимся стать диктатором над всей планетой. Для осуществления коварного плана злодеи привлекли на свою сторону матёрого хакера Ноймана Кэскейда, взломавшего компьютерные системы военного министерства с целью учинить восстание машин, дабы под прикрытием хаоса дуэт завладел биологическим оружием, разработанным Мандрейком. Разбираться с очумевшими железяками, а затем с теми, кто их выпустил на волю, правительство отправляет недавно сформированный спецотряд Hard Corps, состоящий из четвёрки отважных супер-бойцов.

С первых же секунд стартового этапа игра навязывает ураганный темп. Вам даже не дают времени толком освоиться с управлением – толпы врагов напирают с обеих сторон, а первый босс случается на пути менее чем через минуту после эффектной высадки на улицах пылающего города. Но разобраться в тонкостях всё же надо, поскольку геймплей совершил несколько достаточно больших шагов вперёд по сравнению с третьей частью. У каждого героя теперь индивидуальный набор опционального вооружения (начинают все с ручным пулемётом, плюс общей является бьющая на весь экран бомба), есть также некоторые персональные особенности, требующие изучения. Два режима стрельбы (на бегу или стоя) переключаются в любой момент нажатием одной кнопки. Появился подкат, крайне полезный против некоторых боссов. На американском картридже сложность ощутимо выше, поскольку нет полосок здоровья – герои традиционно гибнут от одной пули. В японской версии дана существенная поблажка в виде трёх единиц HP, оружие при ранениях не теряется, только при гибели. До кучи в «японке» бесконечные континуумы, тогда как в «американке» их только пять; в случае утраты запаса жизней приходится перепроходить с последней активной сцены.

О каждом участнике спецотряда необходимо рассказать подробно, ибо любой из них не просто яркая индивидуальность, но и обособленная стилистика геймплея. Возглавляет подразделение Рэй Повард, узнаваемый типаж качка-блондинчика с циничной ухмылкой, практически неотличимый от каноничного Билла Райзера. Трудное детство в молодёжных бандах разрушенного войной с инопланетянами города закалило парня – повзрослев, Рэй порвал с преступностью и влился в стройные ряды защитников Земли. Список персонального оружия: «А» – скоростной лазер, «B» – гранатомёт с дальностью стрельбы примерно на 2/3 экрана, «C» – один из главных маскотов серии, его величество веерный автомат с красными пулями, «D» – самонаводящиеся ракеты. Герой усреднён по габаритам, скорости и разнообразию «стволов», оптимален для начинающих игроков. Вторым номером в списке значится Шина Этрэнзи, блондинистая красотка в духе стандартов восьмидесятых годов. Она мельче ростом и проворнее Рэя, вооружена в основном легковесными образцами: «А» – очень скоростной пулемёт, «B» – гранатомёт почти как у Рэя, только снаряды падают вниз по дуге, «C» – лезер с одним лучом, бьющим по прямой линии, «D» – рой самонаводящихся лазеров.

Бойцов-людей органично дополняют двое «футуристических» представителей. Брэд Фанг – антропоморфный волк-киборг, наиболее сложный в управлении персонаж. Самый крупный, неповоротливый, при этом единственный в команде, кому не досталось ничего самонаводящегося. Всё его опциональное вооружение очень мощное, но требует долгого привыкания: «А» – скорострельный бластер с пульсирующей траекторией, «B» – кольцо огненных шаров, бьющее в упор и только по прямой, «C» – традиционный огнемёт с радиусом поражения на половину экрана, «D» – заряжаемый энергетический шар, прошивающий что угодно на любом расстоянии, если выдержать паузу полностью. Закрывает ростер разведывательно-боевой робот CX-1-DA300, в коллективе заслуживший дружественное прозвище Брауни. Очаровательный малыш из-за карликового роста проще остальных уворачивается от вражеских снарядов, а также единственный обладает двойным прыжком с возможностью медленно планировать вниз при зажатой кнопке. Ну а его арсенал – это просто песня: «А» – фактический аналог огнемёта Фанга, стреляющий потоком лазерных конусов на весь экран, «B» – гранатомёт-бумеранг, более эффективный в ближнем бою, «C» – экзотическая булава на электромагнитном шнурке, ограниченная по дистанции, зато чертовски могучая, «D» – ожерелье из самонаводящихся снарядов, вылетающих в цель после отпускания кнопки.

Персонажи настолько разные, что игра за каждого из них дарит абсолютно неповторимый опыт. Ничего подобного не было в серии прежде, да и более поздние главы не блещут настолько глубоким погружением в детали геймплея. А вот принцип опоры на режиссуру остался неизменным, вся игра – набор великолепно состыкованных эпизодов, ключевым элементом которых всегда выступают боссы. Сцены динамично перетекают одна в другую, авторы также не поскупились на сюжетные вставки, выполненные «на движке», к тому же приправленные занимательными диалогами с выраженными сатирическими нотками. Всего сказанного уже хватило бы на громадное replayability, но даже этого разработчикам показалось мало. Они разнесли сценарий на несколько веток прохождения с шестью возможными финалами, причём некоторые локации и боссы встречаются только на определённом маршруте. Дабы увидеть все пейзажи и концовки, придётся потратить значительно больше тех двадцати с небольшим минут, что занимает в среднем одна катка. Более того, в зависимости от выбранного персонажа и с учётом наличия коопа, вариантов заключительных мини-мультиков на самом деле под сотню.

Казалось бы, какие тут вообще могут быть претензии, но всё-таки в своё время критики нашли, до чего доковыряться. В частности, авторов упрекали в откате от достижений третьей части из-за отсутствия обособленных уровней, вроде тех, что с камерой сверху. Так ли уж они нужны – вопрос спорный, а в плане технологичности Hard Corps своей предшественнице двухлетней давности точно не проигрывает. Графика и звук выполнены на высочайшем уровне, композитор поработал на славу, написав очень бойкие, идеально подходящие безостановочному экшену мелодии. Технологии масштабирования спрайтов, создающие эффект «псевдо-3D», используются вовсю, некоторые противники нагло и бессовестно атакуют из глубины экрана, откуда их нельзя достать, покуда они не выползут на линию огня. Главным судьёй оказалось время. При всех своих достоинствах третья часть сегодня выглядит малоиграбельной из-за перенакрученной хордкорности, местами совершенно ничем не оправданной, тогда как Hard Corps сохранилась идеально, являясь эталоном двумерного боевика. Не только заслуженные ветераны джойстика, но даже бестолковая современная молодёжь высоко ценит сей шедевр прошлого, перевыпущенный во многих коллекционках, в частности, в «Стиме». Настоящий титан ушедшей эпохи.

 


Автор:

Дмитрий «Рексарыч» Пасько / Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.