Поэма о боли и любви

Про выкрученную в космос сложность некоторых эпизодов серии Contra давно ходят легенды. Тут надо понимать одну простую вещь: у любой игровой франшизы есть свои корни и исторические особенности, сформировавшие преданную фанбазу. Поэтому если вы садитесь, скажем, за очередной Dark Souls или что-то в этом роде, то не нужно ныть о том, что первый же босс цинично глумится над вами – просто там вот так принято, либо принимаете это и учитесь сражаться, либо разворачиваетесь и уходите. Для «Контры» хардкорность тоже своего рода «стезя верующего». Игрок сталкивается с опасными испытаниями, часто погибает, обучается преодолевать трудности, заучивает паттерны движений противников, оттачивает мастерство. Только проявление стойкости и настоящей силы духа помогает не свернуть с тернистого пути. После болезненных провалов эпохи PS one разработчики сериала решили вернуть его к основам, поэтому совершенно умышленно сделали Contra: Shattered Soldier бросающей вызов каждому, кто рискнёт к ней прикоснуться. Любителям ненавязчивого вечернего отдыха с джойстиком в руках тут делать нечего. Выбор уровня сложности влияет на количество продолжений и доступных эпизодов, но никак не отменяет того, что страдать и превозмогать требуется постоянно.

Завязка радует необычностью: человекообразный андроид Люсия освобождает из тюрьмы Билла Райзера, осуждённого на 10 000 лет криосна. Считается, будто герой войны с пришельцами повинен в уничтожении 80% человеческого населения планеты, а также в убийстве своего боевого товарища Лэнса Бина. Досрочно вышедшему на волю солдату теперь необходимо разобраться, что произошло на самом деле, выяснить, какую роль в очернении его доброго имени сыграла террористическая организация «Кровавый Сокол», сеющая зло по всему миру, а самое главное – пресечь деятельность загадочного Триумвирата, вынашивающего деструктивные планы вселенского масштаба. Помогать и присматривать за Биллом остаётся Люсия, она же – второй персонаж для коопа. Нельзя не отметить, что сценаристы наконец взялись за дело всерьёз, потрудившись написать масштабную историю с диалогами и личными взаимоотношениями вместо привычного «хорошие парни снова идут спасать мир от инопланетного вторжения». Конечно, для серьёзной драматургии персонажам не хватает глубины, но прогресс, как говорится, налицо. По моему субъективному мнению, лучший из сюжетов во всей серии, переворачивающий события предыдущих частей с ног на голову.

Ну а сама игра представляет собой Run ‘n’ Gun старой школы с каноничным боковым скроллингом, но трёхмерной графикой. На выбор предлагаются два протагониста – как вы уже поняли, это Билл и Люсия. Непосредственно в геймплейном смысле разницы между ними нет, комплект базовых механик и вооружение одинаковое. Разве что эстетически приятнее смотреть за обворожительной девушкой, нежели за крепким качком, но тут уж кому как. С самого начала выдаётся три «пушки», не меняющихся до самого конца. Набор скудноватый, зато точно рассчитанный для определённых ситуаций. Пулемёт – максимальная дальность стрельбы с низким показателем урона. Огнемёт – работает почти в упор, но с высокой эффективностью. Гранатомёт – бьёт на половину экрана по параболической траектории. В дополнение прилагаются усиленные атаки: пулемёт выстреливает маленькой летающей турелькой, наносящей урон по площади, огнемёт создаёт огненный шар, гранатомёт выпускает рой самонаводящихся ракет. В сумме перечисленного хватит, чтобы выстоять в любой схватке. Самое главное – тактические нюансы, сочетаемые с фиксацией направления стрельбы или занятием бездвижной позиции (обе функции активируются зажатием соответствующего шифта). Оружие никогда не теряется, независимо от гибели персонажа.

Дизайн уровней дарит разнообразный игровой опыт. Помимо привычной пробежки слева направо присутствует спуск на доске со снежной горы, прыжковая акробатика на руках, захватывающая дух поездка на ховерцикле, полёт на ракете над морем. Но многие ли увидят хотя бы половину авторских придумок? К разговору о перекрученной сложности, так или иначе, всё же придётся вернуться. Contra: Shattered Soldier не просто хардкорная, она при этом морально устаревшая. Вероятно, разработчики отдавали себе в этом отчёт, но видели в архаичности взаимосвязь с хитами прошлого, в первую очередь с Contra III: The Alien Wars, десятилетний юбилей которой отмечался как раз в 2002 году. Главная проблема геймдизайна что махровой классики, что продолжателей её идей – полнейшая анти-интуитивность. Попадая в новую локацию, сталкиваясь с новым противником, вы никогда не знаете, что случится дальше. Вам вряд ли хватит реакции, чтобы с первой попытки увернуться ото всех атак, понять правильную тактику противостояния. Три жизни улетают мгновенно, продолжения тоже заканчиваются быстро. Чтобы пройти такую игру, абсолютно в каждой сцене нужно заранее знать, что делать, а цена знания – сотни, если не тысячи перезапусков. Невелика радость, что первые четыре миссии можно одолевать в любом порядке, всё равно это прорва времени на изучение и освоение.

Даже освоившись и набив шишек, не надейтесь, будто игра сразу же перед вами раскроется. Никто не застрахован от случайных ошибок, неизбежных при таком напряжении, а оплошности здесь не прощаются. Помимо того, что до развязки надо ещё как-то дожить, два финальных уровня с настоящей концовкой познают только те, кто сумеет заслужить высокий ранг. Оценка начисляется по завершении этапа исходя из таких критериев, как утрата определённого числа жизней и степень успешности в экшеновой составляющей. Речь не о рядовых врагах, респаунящихся бесконечно, а о многочисленных боссах, разбирать которых обычно требуется в прямом смысле по кускам. Если завалили махину, но живые места на ней уцелели – получайте штраф. Чтобы открыть секретную концовку требуется сущий пустяк: не потерять вообще ни одной жизни и набить максимальный рейтинг. Да, они издеваются. Но только над теми, кто сам этого хочет. Награда менее стойким – небольшая база данных, открываемая после любого прохождения, плюс меню просмотра видеороликов. Между миссиями, разумеется, не предусмотрено никаких сохранений, записать результаты на карту памяти позволяется только по итогам полностью завершённого забега.

Свою аудиторию Contra: Shattered Soldier нашла без проблем – фанаты воспряли духом, некоторые даже окрестили её «лучшей «Контрой» в истории». Пресса тоже выдала неожиданно высокие оценки. Про хардкорность, конечно, упоминали, но старались акцентировать внимание на разнообразии, превосходно проработанном дизайне и удачном сочетании «плоского» геймплея с актуальными 3D-технологиями. По факту же игра получилась нишевая. Красивая, самобытная, с отличным трэш-металлическим саундтреком, звучащим абсолютно как легендарная музыка из Quake II (поначалу даже думал, что записывал её старина Sonic Mayhem, но нет, японцы справились своими силами), успешно выходившим отдельно, в том числе на виниле для особо тонких ценителей. Но – нишевая, хоть ты тресни. Не будет простой казуал в такое играть никогда. Вещь строго для ценителей. Впрочем, это нормально, потому что воздыхателей старой доброй «Контры» образца начала девяностых не так уж мало.

 


Автор:

Дмитрий «Рексарыч» Пасько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.