Как раньше
Выход в 2007 году четвёртой номерной главы Contra поставил окончательную точку в вопросе о том, каким путём должна развиваться легендарная эпопея. Возвращение к истокам получилось триумфальным: в восторге остались как рядовые пользователи Nintendo DS, так и многочисленные журналисты. Притом что американские разработчики из WayForward не стесняясь скопировали эстетику восьмибитной «Контры», игра оказалась на удивление свежей, оригинальной, при этом весьма хардкорной. Релиз убедительно доказал, что комфортнее всего серия чувствует себя в формате двумерного сайд-скроллера, а пространство для поиска новых геймплейных решений рамками морально устаревшего жанра нисколько не ограничивается. Два года спустя собственный эксклюзив, основанный на тех же принципах, обрела вторая нестандартная «нинтендовская» платформа – популярная среди казуалов всех мастей Wii. Внимания и восторгов Contra ReBirth перепало куда меньше, во многом потому, что она выглядела как раз чрезвычайно стандартной на фоне других хитов консоли. В ней никак не задействованы особенности пульта Wiimote, но в остальном перед нами такой же ретро-блокбастер, как Contra 4.
ReBirth переводится с забугорного как «перерождение». В данном случае это не просто подзаголовок, а целый мини-цикл, в рамках которого японская студия M2 пересобрала для сервиса WiiWare три популярных в прошлом проекта (помимо интересующей нас Contra чести удостоились также Castlevania и Gradius). Только речь идёт не о римейках, а именно что о пересборке – все три игры новые по содержанию, хотя выглядят и ощущаются так же, как их предшественницы восьми- и шестнадцатибитной эпохи. Визуально Contra ReBirth практически неотличима от каноничной Contra III: The Alien Wars. Ну а сюжет закручен вокруг путешествия во времени. Командование отправляет Билла Райзера в прошлое с целью найти «крота», из-за которого под угрозой будущее всего человечества. Герой пробуждается в криокамере, его встречает робот-милашка Брауни, вводящая потерявшего память воина в курс дела – есть, мол, некий загадочный тип, с которым нужно разобраться. Что особенно приятно, заставки тоже мимикрируют под фирменную «супернинтендовскую» стилистику. Интригующей завязкой повествование отнюдь не исчерпывается, более того, в нём присутствует неожиданный твист, спойлерить который мы вам не будем. Единственное огорчение – как видно из бонусной книги издания Contra: Anniversary Collection 2019 года, описываемые события исключены из официальной хронологии, то есть это всё-таки спин-офф.
В изначальном ростере присутствуют всего двое персонажей – полностью идентичные по «физике» и способностям Билл Райзер и Дженбей «Ягуар» Ягью из Neo Contra (что он тут делает, почему выглядит копией Лэнса Бина, а также куда подевалась его фирменная катана, история умалчивает). В окончательном списке числятся ещё двое, а именно Тритон Плискин (привет «Побегу из Нью-Йорка»), плюс та самая малышка Брауни, что светилась в стартовом ролике. Первый является представителем инопланетной ящероподобной расы, примкнувшим к подразделению Contra, вторая – боевым роботом из серии, известной по Contra: Hard Corps. От двух основных участников квартета секретные герои отличаются габаритами, косвенно влияющими на некоторые аспекты геймплея. Открываются оба чрезвычайно просто: Брауни после прохождения на Easy, Тритон после прохождения на Normal. Истинная концовка, как в Contra Spirits (японская версия Contra III: The Alien Wars), запрятана на средней сложности, так что её вполне реально добыть сразу. Победная заставка зависит от того, в каком составе команда пришла к финишной черте.
В духе дважды упомянутой The Alien Wars, на которую ReBirth опирается и ориентируется, бойцам позволено носить два вида оружия, свободно меняя их в любой момент. На лёгком уровне сложности после потери жизни текущий «ствол» не теряется, а вот начиная со среднего и выше, как положено, находившаяся в руках «пушка» испаряется. Помимо прыжков и позиции лёжа оставлена фиксация стрельбы из статичного положения, тогда как бомбочки убраны из арсенала. Базовым орудием труда выступает скорострельный пулемёт, в качестве дополнительного из капсул с крылышками вываливаются веерный автомат с привычным зонтиком красных пуль, мощный прямолинейный лазер и самонаводящиеся ракеты. На слух вроде как маловато (куда делся огнемёт?), но геймдизайн в целом неплохо раскрывает имеющиеся образцы, делая те или иные сцены уникальными в зависимости от использования того или иного оружия. При повторных прохождениях бывает даже интересно экспериментировать, какая амуниция лучше подходит для боссов. Те, в свою очередь, не особо напрягают – искусственно завышенной сложности в поединках с ними нет, а вся игра выполнена исключительно в боковом скроллинге, поэтому общие принципы от уровня к уровню не меняются.
Contra ReBirth проходится на одном дыхании, что не совсем характерно для сериала. Бесконечные продолжения делают порог вхождения ещё более доступным. Кооп выглядит максимально органичным, в режиме для двух игроков больше призов, но нельзя выбирать одинаковых персонажей. Идеальный вариант для знакомства с серией, если вдруг прежде не доводилось с нею сталкиваться. Без небольшой порции дёгтя тоже не обошлось, хотя тут претензии не к разработчикам, а к издательской политике Nintendo. Дело в том, что сегодня при всём желании невозможно приобрести предмет обзора легально, разве что удастся откопать где-то Nintendo Wii с установленной игрой на борту. Цифровой магазин WiiWare давно закрыт, «портов» на другие платформы не было. Это беда всех цифровых релизов без физических носителей, даже при отсутствии опостылевшей привязки к серверам издателей. Пришлось идти на компромисс с совестью, скачивая пиратскую копию. В остальном «Перерождение» удалось на славу.
Автор:
Дмитрий «Рексарыч» Пасько