Бесславные ублюдки
Третий крестовый поход, приключившийся в конце XII века и обернувшийся для христианских армий эпическим провалом, в современной поп-культуре стал неисчерпаемым источником для самых разнообразных сюжетов. Причин тому много: обилие ярких личностей в элите европейских полководцев того времени (один Ричард Львиное Сердце чего стоит), эстетика позднего средневековья с огромным количеством меметичной атрибутики и оружия, море реальных политических интриг и огромный простор для фантазии. О судьбах рядовых участников тех событий слагаются легенды, знакомые в том числе любому поклоннику видеоигр – вспомните хотя бы злоключения отставного рыцаря из Dante’s Inferno или похождения тихого убийцы из дебютной главы Assassin’s Creed. А вот о Походе №4, последовавшем всего несколько лет спустя, вспоминать не любят. Вместо героических подвигов там случился позорный конфуз – защитники христианства до Святой Земли вообще не доплыли, а вместо этого сожгли и разграбили Константинополь, один из центров христианской культуры, за что Папа Римский даже собирался отлучить триумфаторов от церкви. Потом, правда, передумал.
Вопреки сложившимся традициям, разработчики из французской студии Kylotonn Entertainment решили обратиться как раз к летописи четвёртого крестового похода. Хотя пролог всё же возвращает нас к бесславному финалу предыдущего. 1198 год, крестоносцы теряют очередную крепость под напором сарацинов. По секретному подземелью из неё удаётся сбежать высокопоставленному тамплиеру Жану де Бейли, которому поручено спасти из лап нехристей ценный артефакт. Сбежать-то он сбежал, а вот куда делся после этого – загадка. Вместе с тем оставленный на родине наследник семейства, Денц де Бейли, лишился земель и фамильного замка по причине козней родного дяди, брата Жана, отжавшего всю собственность в свою пользу. Обездоленный юноша четыре года спустя соглашается участвовать в новом странствовании, дабы попасть в Иерусалим и попытаться раскрыть тайну исчезновения отца. Компанию ему составляет испанский вор и авантюрист Эстебан Новембре, случайно встреченный на пути. Оба находятся во власти «Тамплиерского Проклятья» – тёмной силы, способной иссушить душу воина. Избавиться от него – вторая задача Денца.
Завязка удалась на славу, развитие повествования тоже получилось достаточно интересным. Многочисленные кат-сцены на «движке» перемежаются красивыми рисованными вставками, пересказывающими реальную историческую подоплёку. Людям, хорошо знающим контекст, подобная манера изложения, когда выдуманные персонажи ловко вплетаются в ткань хрестоматийных событий, доставляет особенное удовольствие. Чем-то напоминает легендарный телесериал «Рим». Образы героев раскрываются достаточно полно. Даже Эстебан, поначалу кажущийся пустым болванчиком, созданным исключительно ради кооперативного мультиплеера (как Шева в Resident Evil 5), проявляет характер в сюжетных роликах и постепенно обрастает шармом, благодаря которому становится полноценным участником приключения. Диалоги местами излишне топорные, зато со своеобразным солдафонским юмором; есть даже пародия на «300 Спартанцев». Сценаристы свою часть работы выполнили если не на пять баллов, то на твёрдую четвёрку с плюсом. А вот программисты и тестеры, к огромному сожалению, провалили всё остальное.
Такие игры, как The Cursed Crusade, в простонародье обычно называют «сломанными». То есть заложенные в них идеи и механики вроде работают, но явно не так, как предполагалось. Взять хотя бы боевую систему. Перед нами классический слэшер с огромным списком колюще-режуще-рубящего оружия, «прокачкой» протагониста, забористыми многослойными комбами и зрелищными добиваниями. Что тут может пойти не так? Дабы жизнь мёдом не казалась, берём и добавляем в этот коктейль регулярную поломку вашего снаряжения. Двуручные мечи из калёной стали, могучие секиры, литые копья – всё что угодно рассыпается в труху после нескольких десятков ударов. Как так, почему? Зачем? А это чтобы вы не скучали, прямо в разгар схватки бегали искать себе новый клинок, ну или как вариант продолжали драться обрубком, нанося существенно меньше урона даже самым слабым и медленным врагам. Баланс сложности пляшет как на рэйв-дискотеке – то вы буквально только что могли снести отряд солдат парой взмахов, то вынуждены спасаться бегством от пары-тройки хлипких бандитов. Никакой радости подобный подход не добавляет, приходится приспосабливаться к какому-нибудь неудобному моргенштерну, если нового меча рядом тупо не оказалось.
Настоящим недоразумением геймплея стала прикрученная по поводу и без система QTE. Внезапный «квиктайм» способен сорвать прохождение целого эпизода, причём подчас нет никакого разумного объяснения, на кой чёрт он понадобился конкретно в данном месте. При этом, отдадим должное, игра пытается быть разнообразной, подбрасывая то и дело какие-нибудь нестандартные задания и уникальные ситуации вроде штурма крепостных ворот, до которых нужно сперва дойти под прикрытием огромного деревянного щита на колёсах, защищающего от залпов стрел. К сожалению, таких эпизодов маловато, большую часть времени занимает обычное рубилово, меняющееся от этапа к этапу лишь благодаря улучшению навыков и разучиванию новых комб. «Прокачивающихся» параметров, кстати, всего пять: здоровье, сила, броня, владение оружием и то самое «Проклятье Тамплиеров». О нём стоит поговорить отдельно, поскольку это не только один из моторов сюжета, но также вполне конкретная игровая механика, требующая изучения и правильного использования.
«Проклятье» включается либо в предусмотренных сценаристами местах, либо по вашему желанию на обычных локациях. Герои переносятся в параллельное измерение на манер астрала из Legacy of Kain, только выглядит оно как преисподняя, с горящей под ногами землёй, ожившими мертвецами и демонами. Сами персонажи тоже превращаются в демонических созданий с рогами на головах. Если дело происходит в сюжетном эпизоде, то от вас обычно требуется либо сбежать от преследующего всю дорогу Жнеца Душ, либо добраться в определённую точку, либо сразиться с боссом. Добровольное включение режима ограничено по времени, за которое надо успеть расколошматить ослабших противников, что-нибудь сжечь или найти тайник за непробиваемой в стандартном виде стеной. Медицинских предметов и авторегенерации в игре нет, восстанавливать потрёпанное в боях здоровье тоже приходится через «Проклятье». Соответственно, необходимо следить за тем, чтобы отвечающая за него шкала неустанно пополнялась свежей кровушкой.
Упоминавшийся выше кооперативный мультиплеер добавляет игре свежих ощущений. В сингле ведомый электронным разумом Эстебан редко делает что-нибудь полезное, дерётся вяло и бестолково. Играть с живым напарником куда как веселее, причём делать это можно как по сети, так и в старом добром сплит-скрине. Помимо более высокого накала эмоций, появляется возможность проведения совместных супер-атак и комб, а также несколько уникальных добиваний, осуществляемых вдвоём. Забавно обставлена ситуация с гибелью спутника. Если один из участников дуэта получает неприемлемый урон, второй имеет шанс его спасти, откачав за некоторое время. Покуда он этим занимается, второй проваливается в режим «Проклятья» и отбивается в аду от демонов. Если оба успешно справляются со своей задачей, путешествие продолжается без перезагрузки. А это, кстати, весьма немаловажно, поскольку никаких чекпоинтов нет – в случае неудачи перепроходить заново приходится целый эпизод.
При всём желании зацепиться за что-то позитивное, The Cursed Crusade всё-таки игра слабая и низкобюджетная, о чём лишний раз свидетельствует явно не соответствующая уровню 2011 года визуалка. Примитивный дизайн, размытые текстуры без малейших признаков сглаживания, рваная и местами противоестественная анимация движений – в середине нулевых на PS2 такое бы ещё проканало, но тут простите. Окончательно портят впечатление бесчисленные баги. Персонажи то и дело проваливаются в декорации, картинка регулярно лагает, солдаты умудряются носить оружие, не сжимая его в кулаке. Складывается впечатление, будто авторам не дали ни времени на доводку, ни команды тестеров, способной всю эту неприятную мелочь отловить. Открытая концовка заставляет лишь развести руками – господа, вы правда рассчитывали на сиквел? Даже если так, обрывать историю накануне схватки с главным злодеем – какая-то лютая дичь, так только в самом убогом аниме делают. Эта игра заслуживала большего, но получилось то, что получилось.
Автор:
Neon Knight
Кого-то, думаю, подобная характеристика проекта сразу оттолкнёт. Мол можно ставить крест на игре. Но со мной видимо что-то не так. Подобные игры наоборот привлекают моё внимание. Мне интересно в них посмотреть (порой) любопытные игровые механики. И как они вплетены в игровой процесс. А после прохождения игры, задумываюсь над тем, как можно применить эти механики в возможном теоритическом проекте и/или как стоит улучшить игровой опыт игрока, чтобы игра преобразилась в лучшую сторону. Neon Knight, спасибо за обзор игры.