Он же Гога, он же Гоша…

Со старыми игрушками часто случаются путаницы из-за смены названий в различных регионах, вмешательства пиратов в распространение и просто отсутствия достоверных сведений о делах минувших дней. Попробуйте-ка тут разобраться! Сначала на аркадных автоматах Capcom выпустила необычный скроллинг-шутер, в котором вместо космического корабля свободно летал и стрелял мускулистый мужик, похожий на Шварценеггера. Год спустя уже Sega «портировала» Forgotten Worlds на свой только что выпущенный MegaDrive, её примеру последовало ещё несколько компаний, охвативших рынок от пионера дисковых консолей Turbo CD до компьютеров класса «Спектрум». Но вот на «Денди» почему-то никто так и не сунулся. «Как же так!» – воскликнули в Natsume. Такая замечательная игра, и мимо «восьмибитки»? Да и сварганили свою собственную переделку, и нарекли её Final Mission. Вот только дальше родной Японии с такой броской этикеткой картридж не уехал. В Америке боевик волшебным образом превратился в S.C.A.T.: Special Cybernetic Attack Team, а чуть позже в Европе вовсе сменил вывеску на Action in New York, попав в собственность издательства Infogrames. Это всё, заметьте, только официальные тайтлы, а уж сколько у этой многострадальной игры было пиратских названий… Ух! Но мы-то с вами знаем её именно как Final Mission, поскольку наши китайские друзья по известным только им причинам забивали в жёлтые пластмассовые коробочки оригинальную «японку».

Общего у переделки от Natsume и изначальной Forgotten Worlds только концепция. Некий мужичок, сильно смахивающий на парней из «Контры», летит по скролящемуся слева направо экрану, свободно перемещается в любую сторону и так же свободно стреляет в любом направлении. Чуть снизу и чуть сверху его всегда сопровождают два механических спутника, исполняющие роль дополнительных огневых точек. Убиться можно как об выстрелы и тушки многочисленных врагов, так и об декорации, если опоздать за движением экрана. У героя в запасе несколько «жизней», хотя на деле это «континуумы», потому как «Гейм Овер» неотвратимо наступает с потерей трёх полосок здоровья, а начинать загубленный уровень нужно заново с утратой всей честно нажитой амуниции. Сложность, мягко говоря, зашкаливающая даже по меркам «дендёвого» хардкора. Зато только в японской версии можно полюбоваться на оригинальную заставку, в которой под красивейшую и очень грустную мелодию злобные инопланетяне сносят лазерными пушками земные города.

В англоязычных релизах отличается далеко не только заставочный видеоролик. Вместо обезличенного протагониста для америкосов придумали сразу двух персонажей с именами Арнольд и Сигурни (угадайте, в честь кого). Европейцам с этим повезло меньше, им имена героев заменили на бестолковые кликухи Silver Man и Spark, хотя это единственное серьёзное различие американской и европейской версий. Разница между бойцами исключительно визуальная, воюют они одинаково. Для западной публики заметно снизили сложность. И противники ведут себя не столь агрессивно, и полоска здоровья уже из шести пунктов, а механические сателлиты не разъезжаются в стороны при движении и стреляют намного лучше. Даже сами снаряды прорисованы более крупно и ярко. В общем, англоязычный вариант заметно дружелюбнее по отношению к игроку, хотя сказать, что игра стала менее хардкорной, всё равно нельзя. Она всего лишь превратилась из запредельно сложной в очень сложную, всё так же требует довольно серьёзного привыкания и заучивания трудных локаций. На халяву особо рассчитывать не приходится – никаких читов про неуязвимость тут нет, только махинации с переключениями этапов.

Уровней в Final Mission всего пять, все они сделаны исключительно с боковым скроллингом. Этапов как в оригинальной Forgotten Worlds, когда персонаж поворачивался к экрану спиной и мчался вверх, авторы не придумали. Не стали они себя сильно утруждать и созданием интересных монстров, как в «капкомовской» аркаде. Большинство противников – какие-то странные механизированные штуковины или стационарные пушки; всё это смахивает на старый добрый Metroid, только без квестовой составляющей. Да и интересные декорации, по правде сказать, заканчиваются после вступительной сцены. Летать в развалинах уничтоженного пришельцами мегаполиса под вспышки молний интересно и немного жутковато, а вот дальше – пустой чёрный космос на заднем плане и ничего вдохновляющего. Сюжет? Разумеется, о том же, о чём в любой «Контре» – как человечество превозмогает злобных инопланетян, прилетевших уничтожать Землю. С эстетической точки зрения игре похвастать практически нечем, да и вторичности в ней откровенно многовато. Однако сама концепция делает невзрачный боевичок чуточку забористее. Таких удивительных гибридов обычного экшена с шутером сходу не припомнить.

Несмотря на перечисленные недостатки, Final Mission остаётся в почёте у ретроманов. Её геймплей лаконичен и доступен для освоения, её сложность является годным вызовом для хардкорщиков и спидранеров, а некоторые музыкальные темы от композитора Киохиро Сада берут за душу не только любителей экзотической «восьмибитной» электроники. К слову, тот же автор несколькими годами ранее записал саундтрек для NES-релиза каноничной «Контры». Стоит ли в очередной раз говорить о том, насколько схожим получился антураж обоих произведений? С доступностью игры сегодня нет никаких проблем. Nintendo регулярно переиздаёт американскую версию в электронном виде на всех своих платформах начиная с Wii. Ожидаемое пришествие на Switch состоялось не далее как в сентябре 2020 года, о чём вы уже могли прочесть в нашем спецматериале. Так что если с эмуляторами не дружите, то не ломайте голову о том, как прикоснуться к классике. «Большая N» позаботилась о вас, отблагодарите её пригоршней долларов.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.