Фестиваль длиною в жизнь
История серии Forza уходит корнями во времена первой Xbox. Microsoft требовался яркий гоночный симулятор, способный раскрыть мощь самой производительной консоли шестого поколения и на равных конкурировать с эпической Gran Turismo. Несмотря на восторженную реакцию прессы и публики по поводу выхода Forza Motorsport, говорить о глобальном успехе не приходилось. «После драки кулаками не машут», как гласит известная мудрость – исход консольной войны на том этапе был уже определён. К огорчению Sony, парни из Microsoft оказались способными учениками, сумевшими извлечь выгоду из запоздалого старта новой консоли конкурентов. Пока в Polyphony Digital неспешно корпели над Gran Turismo 5, Turn 10 Studios отстрелялась двумя сиквелами Motorsport по Xbox 360 – один получился краше другого. Огромное количество контента, выверенный геймплей и прекрасная графика в новомодном HD сделали своё дело в условиях отсутствия соперников. Добившись признания в нише симуляторов, Microsoft принялась осваивать новые горизонты. Так на свет появился сериал-побратим Forza Horizon, представивший франшизу в совершенно ином свете.
Хотя Playground Games была основана в 2010 году, новичком в индустрии её не назовешь. Сотрудники студии – сплошь выходцы из именитых контор, успевшие поработать над такими известными сериями, как Project Gotham Racing, DiRT, Burnout и прочими. Богатый опыт создателей прекрасно отразила Forza Horizon. Пока в EA не знали, по какой дорожке пустить очередной Need for Speed, в Playground неожиданно вспомнили про Test Drive Unlimited, обладающую очень самобытной, но отчего-то не ушедшей в массы концепцией, и принялись её дорабатывать. Сказать, что у разработчиков вышло здорово – не сказать ничего. Forza Horizon получилась хитом с большой буквы, не знавшим себе равных по части разнообразия. Гонки на высоких скоростях по солнечным дорогам Колорадо? Пожалуйста. Прыжки по холмам в условиях бездорожья? На здоровье. Ну и, конечно же, какая аркадная гонка обходится без полицейских погонь? Даже им нашлось место, хотя они далеко не такие задорные, к каким нас приучила Electronic Arts.
Другая важная особенность серии Forza – это гибкая настройка сложности. Соперники здесь – не просто набор скриптов, ведущих себя согласно тому или иному уровню челленджа, а «призраки» реальных игроков, именуемые «драйватарами». Поэтому таким диким рандомом в поведении AI, который можно было наблюдать в последних частях NFS, здесь не пахнет. Поскольку в игре сделан открытый мир, а соревнования проводятся в рамках масштабного фестиваля, всё это создаёт неповторимую атмосферу большого праздника. Отлично зарекомендовал себя бесшовный мультиплеер, фактически стирающий грань между одиночной кампанией и онлайном. Подключавшиеся к сети игроки просто материализовывались на карте, где могли бросать вызовы друг другу. Добавьте первоклассную графику, выполненную на пределе возможностей Xbox 360, и вы получите хит. Пускай с изъяном в виде очень специфической «физики», произрастающей из оригинальной Forza Motorsport.
Сейчас самое время пожурить меня за излишне затянутое вступление, скорее подходящее для спеца, нежели рецензии. Но у меня есть на то причины. Первая – ни одна представительница данной серии до сих пор не удостоилась внимания со стороны нашего дружного коллектива. Почему бы не восполнить пробел, устроив небольшой экскурс в историю? Вторая – дебютная глава фактически стала шампуром, на который впоследствии в разные годы нанизывались разные виды мяса. Но шашлык, будь он из курицы, телятины или свинины, всё равно остаётся шашлыком. Так и здесь. Базовые элементы благополучно перетекали из одной части в другую – по большему счёту, менялся лишь уровень технического исполнения, сеттинг и кое-какие элементы, не особо затрагивающие игровой опыт.
В частности, выход Forza Horizon 2 совпал с релизом Xbox One, поэтому все силы в первую очередь были брошены на проработку графики, которая действительно впечатляла и прекрасно показывала, на что способны консоли нового поколения. Совсем другой оборот дело приняло в Forza Horizon 3, где авторы изящно решили проблемы с «физикой», расширив границы трасс и позволив невозбранно срезать путь. Вероятно, такая особенность была продиктована тем, что гонкам по бездорожью было уделено куда больше внимания, чем раньше. Если первая часть стала эдаким скелетом, то третья определила итоговый облик, который вряд ли претерпит значительные изменения в обозримом будущем. Именно это в полной мере подтверждает Forza Horizon 4, чей послужной список инноваций выглядит совсем скромным. Ключевой «фишкой» оказалась динамическая смена времён года, позволившая не только по-другому взглянуть на потрясающе живописные (спойлер: Forza Horizon 4 – самая красивая гонка на сегодняшний день) английские просторы, но и получить разные ощущения в ряде заездов. Промозглая осень с присущими ей дождями или гонки по заснеженным равнинам могут создать дополнительные трудности по сравнению с аналогичными соревнованиями, проводимыми в разгар весны или лета. Для тех, кто не ищет лёгких путей, припасена даже такая экзотика, как покатушки по обледеневшему озеру.
Пролог продолжительностью в пять-шесть часов позволяет оценить все времена года, переключаясь между ними после достижения определённого количества очков. Что очень радует, так это возможность самостоятельно выбирать способ их заработка. Если встряли в каком-то заезде, всегда можно понизить уровень сложности (призовые, соответственно, тоже) или отправиться участвовать в другом. Не говоря об активностях, имеющих косвенное отношение к гонкам – например, разрушении имущества. После завершения пролога в дело вступает новое правило – смена сезона раз в неделю реального времени. Вообще, количество контента в четвёртой части настолько велико, что пройти все заезды и выполнить побочные задания – задача если не тяжёлая, то, во всяком случае, затяжная и сравнимая с хронометражем иной «ролевушки». Вот уж где не получится поныть о том, что отправившиеся в карман разработчиков кровные рубли не окупили себя. Это не считая возможности прокладывать собственные маршруты и делиться ими с прочими игроками, а также внушительного количества дополнений. Недавно, например, вышел масштабный аддон LEGO Speed Champions, который в нынешних реалиях вполне мог бы сойти за отдельный проект.
В качестве завершения следует похвалить разработчиков за небольшие, но актуальные правки в физической модели. Обновлённый «движок» демонстрирует явный прогресс по сравнению с предыдущим выпуском и на голову сильнее того, который использовался в двух ранних частях. Пресловутой казуальности NFS, о которой мы говорили выше, по-прежнему не наблюдается, но пройти заезд, не вылетая с трассы по любому поводу, сможет даже не особо опытный игрок. Большой респект за подборку музыкальных треков – вот уж у кого следует поучиться EA Games, испоганившей который по счёту Need for Speed безликим клубняком, выветривающимся из головы после завершения игрового сеанса.
Признаться, релиз Forza Horizon 4 не произвёл на меня поначалу сильного впечатления. Виной тому запоздалое знакомство с прекрасной третьей частью, где Turn 10 продемонстрировала мощный скачок вперёд по всем фронтам. На таком фоне «четвёрка» смотрелась скорее не в меру распухшим аддоном, нежели новой вехой в истории успешного гоночного сериала. Но понимаете, какая штука… В геймерской среде с давних пор принято хаять Nintendo за излишнюю любовь к копипасте. Дескать, что ни «Марио», так набор новых карт, продающихся по цене полноценной игры. В этом есть своя доля правды. Но стоит абстрагироваться от всего и задать себе вопрос: «А у кого лучше-то?», и вы поймёте, что достойных альтернатив среди платформеров не наберётся. По крайней мере, среди ААА-проектов. Аналогичная ситуация сложилась в нише гоночных аркад, где сколько-нибудь приличных представителей жанра уже не первый год приходится выискивать под микроскопом. Forza Horizon 4 с её потрясающим (даже на базовом Xbox One) техническим исполнением и объёмом контента по праву может считаться лучшим аркадным рейсингом последних лет.
Автор:
Дмитрий «Axel089» Сироватко