Как сказка стала былью

Бум японских RPG начался ещё на Super Nintendo, однако в мировых масштабах этот самобытный жанр прогремел уже во времена первой PlayStation. Игрой, надолго ставшей «лицом» целого направления, оказалась седьмая глава популярной на всех континентах саги Final Fantasy от SquareSoft. В ней сошлось абсолютно всё: лучшие на тот момент геймплейные механики, глубокий драматичный сюжет, необычное сочетание передовых 3D-технологий и классического 2D-оформления, плюс тонкий и местами довольно перчёный юморок на самую разнообразную тематику, вплоть до сексуальных подтекстов. И, конечно же, фантастически крутые «силиконовые» заставки, перевернувшие представления геймеров о возможностях компьютерной анимации. FF VII побила все рекорды и по бюджету, и по продажам, превратившись в культурный феномен десятилетия с огромной толпой фанатов.

Эта самая толпа категорически требовала продолжения банкета. За Square не заржавело – поклонники в скором времени получили «Компиляцию Final Fantasy VII», в которую вошло несколько приквелов и спин-оффов, а также две экранизации по мотивам любимого хита. Всё это не считая многочисленных guest star appearance отдельных персонажей игры в других проектах и гигантской волны тематического мерчендайза. Для полного счастья не хватало последнего штриха – римейка оригинальной FF VII, но вот с ним как раз почему-то дело не складывалось. Ни на PlayStation 2, ни на PlayStation 3 он так и не появился, хотя слухи будоражили сеть постоянно. Даже знаменитый ролик с переделанной заставкой на E3 ‘2005 был всего лишь рекламным трюком в поддержку запуска третьей «плойки». Когда любители «Финалки» уже начали впадать в отчаяние, в разгар эпохи PlayStation 4 совершенно неожиданно состоялся долгожданный анонс. На разработку ушло ещё пять лет, и только теперь, в год выхода PlayStation 5, мы наконец-то встречаем переделку эпохальной ролевой иконы.

 

Счастье по чайной ложечке

Вернее, встречаем мы пока лишь самое начало этого весьма амбициозного проекта. «Скуэйровцы» вполне справедливо рассудили, что доить любителей FF VII можно долго и плодотворно, поэтому выдавать весь римейк за один раз было бы не очень расчётливо. Тем более уж чего-чего, а контента в первоисточнике просто навалом – расширяй и углубляй хоть до посинения. Именно этим занимался Кодзусиге Нодзима, сохранивший за собой пост ведущего сценариста со времён оригинальной «Семёрки». Действие происходит в Мидгаре и за его пределы пока что не выплёскивается. Хотя стартовый отрезок прежде занимал не более 15% от всего путешествия, его удалось раздуть и размазать тонким слоем аж на два блюрея, дописав кучу новых сцен в промежутках между каноничными событиями, добавив веса второстепенным персонам и полностью переделав диалоги. Необходимость последнего была очевидной – в оригинале вся концепция опиралась на считывание текста с экрана, в римейке, разумеется, прикручена полноценная озвучка.

Сам Мидгар изрядно похорошел. Мегаполис по-настоящему огромный и интерактивный, открылись для исследования недоступные прежде сектора и локации. Да и в знакомых местах есть чему удивиться. Многие первоначальные задумки получились даже более акцентированными. Ведь город, как мы помним, был разделён по социальному признаку – на верхних ярусах проживала элита и работники корпорации «Шинра», а в нижних трущобах обитали люди без каких-либо перспектив. Теперь у этой картины появилось куда более отчётливое выражение, а главное – возможность понаблюдать за обычной жизнью пёстрого муравейника, погрузиться в него и пропитаться его атмосферой. Игра не гонит вас вперёд, а наоборот – предлагает массу способов подольше задержаться и получше осмотреться. А также поближе узнать своих товарищей по борьбе с корпорацией «Шинра», выкачивающей жизненную энергию из планеты. «Эвеланш» теперь не просто кучка каких-то маргинальных эко-террористов, а ячейка крупной повстанческой организации.

Герои расцвели. Это больше не диспропорциональные чурбачки из кукольного театра Карабаса-Барабаса, а совершенно фотореалистичные живые люди. Кого-то смена стилистики огорчила, поскольку на «чибиковой» визуализации во многом зиждилась атмосфера, а также с ней было связано большинство юмористических моментов, однако нельзя не отметить, что обновлённая «Семёрка» пока получается более цельным и более серьёзным художественным произведением. В ней отчётливее обозначена экологическая тематика, детальнее выведены образы персонажей и намного шире раскрыты их многогранные взаимоотношения. Оригинальная FF VII появилась на заре внедрения кинематографичности в видеоигры и сохранила в себе отпечаток незрелости всего жанра, всей индустрии того времени, что, конечно, по-своему мило и ценно, но давно уже неактуально. Римейк безжалостно отсёк большинство морально устаревших элементов и является проектом современным абсолютно во всём – режиссуре, визуализации, геймплее. Такое преображение вполне закономерно.

 

Его величество экшен

Разумеется, глобальной актуализации подверглась вся игровая механика. Эволюция в сторону экшена была ожидаемой, в чём-то даже неизбежной, но были также серьёзные опасения, что «боёвка» вновь окажется слишком примитивной, как в Final Fantasy XV. Творческие усилия разработчиков явили миру гибрид современных стандартов жанра с фирменной «финалочной» системой ATB (Active Time Battle). С одной стороны, битвы проходят в реальном времени, отличаются высокой динамикой и обилием срецэффктов. С другой, в обычном режиме игроку доступны только простые атаки, однако по ходу схватки заполняется специальная шкала энергии. Как только её накопится достаточно, можно будет поставить игру на паузу и выбрать одно из дополнительных действий – использовать супер-приём, магию или предмет. Тактика заметно варьируется в зависимости от персонажа, все они стилистически очень разные. Тяжеловес-стрелок Баррет и лёгкая как пёрышко «каратистка» Тифа, тем не менее, прекрасно работают в одной команде, поскольку сильные стороны одного компенсируют слабости другого. Если ближний бой для вас утомителен, его можно целиком доверить компьютеру, а самолично заниматься только раздачей магических подзатыльников да суперударов – так называемый «классический» режим позволяет скинуть искусственному интеллекту всю рутину, оставив себе только самое вкусное.

Активная партия состоит из тройки персонажей. Участие в сражении принимают все – один под вашим контролем, другие под компьютерным. Переключаться можно прямо на лету одной кнопкой. Самое любопытное, что комп без вашего участия не тратит накопленную супер-энергию – это привилегия игрока. Таким образом, в ваших руках тотальный контроль над партией в бою: переключаетесь, когда видите готового к мощному выпаду героя, или отводите лечиться подраненного. Также к вашим услугам намного удачнее сбалансированная система Stagger из Final Fantasy XIII. Благодаря ей противник впадает в нокдаун после серии острых выпадов и получает более весомый урон, находясь некоторое время без защиты. Но это именно что дополнение к основной боевой механике, а не её ключевая особенность, как было в тринадцатой главе. Отдельное внимание необходимо уделять таймингам. Любое специальное действие, даже применение обычного поушена, занимает какое-то время. Если подгадать неудачно, противник может не позволить завершить начатое, при этом предмет или суперэнергию вы всё равно растратите. Большое количество таких ошибок будет стоить поражения в бою, правда, это в конечном итоге не столь страшно, поскольку переигрывать придётся даже не с чекпоинта, а с того же самого сражения.

Вариативность «прокачки» и оснащения героев огромна, при этом продумать персонажа на несколько часов вперёд едва ли возможно. Противники тоже требуют персонального подхода, к каждой битве необходимо готовить индивидуальный план. Соответственно, перебрасывать материи в зависимости от того, кому они сейчас больше нужны. То же самое с обычной боевой экипировкой. Игра мотивирует долго и вдумчиво ковыряться в настройках, но это ничуть не раздражает – наоборот, добавляет азарта, ведь находить самостоятельно эффективные сочетания крайне интересно: получается мини-квест по менеджменту команды. Помимо жарких схваток, в ходу по-прежнему множество дополнительных развлечений, отводящих в сторону от основной модели геймплея. Тут вам и мотогонки по Мидгару, и переодевашки Клауда в женское, и много чего ещё – несомненно, с оглядкой на оригинальную версию, только больше, шире и детальнее. Не просто пересказ классики, а попытка довести её до совершенства.

 

Всё ещё римейк?

И вот тут мы неизбежно подходим к самой болезненной теме: насколько римейк удался именно как римейк? А главное – чего ждать от него дальше? Практически на всём своём протяжении игра демонстрирует верность первоисточнику, очень детально воспроизводит его отдельные сцены на новом художественном уровне. Тридцать часов пролетают как один миг. Но потом происходит финальный этап и концовка, никаким образом в канон не вписывающаяся. По сути, сценаристы заявляют о возможности изменить предначертанную судьбу, чем переворачивают всю ситуацию с ног на голову. Будет ли следующая часть продолжением римейка? Или теперь он превратится в сиквел с альтернативной сюжетной линией? А может, никаких планов продолжать начатое вовсе нет? Ведь у названия не значится никакой приписки вроде «Episode 1», или чего-нибудь в таком роде. Мистификация получилась не менее грандиозная, чем весь проект. Вряд ли мы получим ответы в ближайшем будущем – наверняка Square теперь будет наблюдать, какие круги по воде пойдут от брошенного ею камня, а окончательное решение о судьбе новой Final Fantasy VII состоится на основании полученного фидбека.

Как бы то ни было дальше, пока что Final Fantasy VII Remake получилась топовой современной экшен-RPG, способной претендовать на звание игры года. Она хороша и как переделка любимой классики, и как самостоятельное произведение, демонстрирующее новый угол зрения на давно известные события. Как и двадцать три года назад, седьмая «Финалка» снова в авангарде индустрии, снова законодатель мод и квинтэссенция всего лучшего, что накопилось в жанре. Конечно, сегодня «ролевушки» уже далеко не мейнстрим, как в середине девяностых, поэтому достойных конкурентов встретить можно разве что среди других работ Square Enix. Но это не повод умалять заслуги разработчиков, выдавших если не шедевр, то как минимум эталон для текущего поколения приставок. Насладиться им пока что могут только обладатели PS4, но уже зимой, как ожидают многие специалисты, к ним присоединятся владельцы PS5 и, с большой вероятностью, ПК-шники. Милости просим.


Автор:

Headhunter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Атма:

    Обзор через неделю после релиза. Вот что карантин животворящий делает.

  2. Macintosh:

    Не брал пока. Так вышло, что я пропустил FFVII. Теперь вот буду проходить оригинал первый раз в жизни на Xbox One. Уже римейк возьму через год на Xbox Series X.Обзор понравился. Приятно было почитать, учитывая то что уже немного играл в оригинал и понимаю о чём идёт речь.