Последний день Помпеи

С момента релиза Resident Evil 3: Nemesis прошло более двадцати лет. Трудно поверить в такой срок, ведь кажется, будто это было вчера, а ведь за это время выросло новое поколение геймеров. Взгляды на то, какими должны быть игры в 2020 году, кардинально отличаются от взглядов рубежа тысячелетий. Речь здесь идёт не о достижениях в области графики. За двадцать лет изменился сам подход к подаче материала. Контент должен быть свежим, интересным, простым, быстрым, доступным, и в то же время бросать вызов новыми испытаниями. При создании римейков работа усложняется тем, что приходится не только угождать запросам молодой аудитории, но и бережно относиться к переживаниям старых фанатов. Понравиться всем одновременно невозможно, всегда найдутся недовольные. Поэтому главная задача для разработчиков – найти оптимальный компромисс между старым и новым.

Ремастер или римейк? Очень часто в прессе или просто в интернете можно встретить необдуманное употребление этих терминов, которые не являются синонимами. Авторы допускают большую ошибку, когда называют новый Resident Evil 3 ремастером. Ремастер – это когда в старом проекте благодаря более мощным консолям происходит улучшение качества графики (разрешения, световых эффектов) и звука, при этом сама игра остаётся абсолютно нетронутой. Яркий пример – переиздание Resident Evil Zero и Resident Evil Code: Veronica на приставках текущего поколения. В свою очередь римейк – это новый проект, только в общих чертах напоминающий первоисточник. В римейках происходит модификация абсолютно всего: дизайна, локаций, музыки и даже сюжета. Как говорится, старая сказка на новый лад. Римейки создают с оглядкой на современные требования, с применением передовых технологий в области мультимедиа и учётом пожеланий целевой аудитории. До недавнего времени во вселенной Resident Evil существовало только два полноценных римейка: переделка оригинальной RE для GameCube в 2002 году (позже перевыпущенная на текущих платформах) и прошлогодний римейк Resident Evil 2, добившийся феноменального успеха. В апреле текущего 2020 года «капкомовцы» наконец-то добили всю классическую трилогию с PS one, создав практически с нуля римейк Resident Evil 3.

 

Знакомый незнакомец

Игра возвращает нас в 1998 год. После инцидента с особняком, детально описанным в первой части, проходит два месяца. Фармацевтический гигант, корпорация «Амбрелла», продолжает проводить эксперименты по разработке биоорганического оружия. На этот раз полем боя становится целый город, Раккун-Сити, в окрестностях которого был расположен печально известный особняк Спенсера. Беда случилась вновь. В одной из лабораторий произошла утечка Т-Вируса. Опасная зараза, обращающая людей в зомби, за считанные дни разносится крысами по всему городу. По цепной реакции, от укусов зомби, происходит массовое заражение населения. Раккун-Сити становится зоной бедствия и помещается под карантин. Вечером 28 сентября ситуация начинает стремительно ухудшаться. Героиня первой части, очаровательная Джилл Валентайн, пытается совершить побег из очага эпидемии, однако у «Амбреллы» другие планы. Руководство компании отправляет на ликвидацию выживших свидетелей инцидента с особняком нового монстра – Немезиса. Это создание является настоящим чудом биоинженерной мысли, и оно не остановится ни перед чем, дабы выполнить свою миссию – уничтожить оставшихся в городе членов спецотряда полиции S.T.A.R.S., включая Джилл.

Предыстория осталась нетронутой в римейке, но всё, что произойдёт дальше, приятно вас удивит. Во-первых, сценаристы сделали всё возможное, чтобы залатать дыры первоисточника. К примеру, давайте сравним стартовую сцену в оригинале и в переделке. В первом случае, после вступительного видео взрывом вышибает дверь некого здания и оттуда Джилл (уже с оружием в руках) выскакивает на улицу. Что делала девушка внутри, до последнего момента оставалось загадкой, однако в римейке мы узнаём, что это дом, в котором она проживала, и можем даже побывать в её квартире. Во-вторых, благодаря графическим мощностям разработчикам удалось склеить повествование в полноценную анимационную ленту, где переходы между геймплеем и сюжетными эпизодами отлично сбалансированы. Игра не выглядит как интерактивное кино, в то же время блуждание по локациям не затягивается надолго. Авторы текста и актёры проделали отличную работу, достойную голливудского блокбастера. Наконец, в-третьих, история дополнена и выведена на качественно другой уровень драматургии. Если вы играли в оригинал, то помните, скажем, миссию с запуском трамвая. В римейке этого нет, зато есть аж целое метро. Да, Раккун-Сити не Москва – метро здесь очень маленькое, но всё же производит впечатление чего-то более значимого. Сюжет новой версии Resident Evil 3 интригует с самого начала. Он идеально сбалансирован с учётом актуальных представлений об окружающем мире.

Самые значимые изменения коснулись персонажей. Для создания их визуальных моделей уже не впервой применяется технология трёхмерного сканирования на основе образов живых актёров. Однако благодаря разработанному внутри самой Capcom «движку» RE Engine герои буквально оживают. Вы чувствуете их подлинные эмоции, что позволяет проникнуться глубиной переживаний и отношений между ними. Даже если человек пребывает на виду всего пару минут, он оставляет незабываемые впечатления. Много внимания уделено взаимодействию Джилл и Карлоса Оливеры. Как и в оригинале, Карлос – наёмник «Амбреллы», отправленный в город спасать выживших, а также второй играбельный персонаж. Весь его образ – эдакий привет из прошлого, когда ещё были популярны настоящие брутальные мужики, знающие, как расположить к себе женщину раскованной и даже немного дерзкой манерой общения. Взаимная симпатия повисает где-то в воздухе, не выливаясь ни во что более серьёзное, поскольку не место и не время. Тем не менее, в отличие от оригинала, авторам римейка удалось показать подлинные романтические отношения между героями. Два других наёмника U.B.C.S. – Михаил и Николай, замечательно справились с ролями хорошего и плохого русского соответственно. Михаил своим героическим самопожертвованием вселяет чувство гордости и сопереживание. Николай, в свою очередь, получился запоминающимся и харизматичным злодеем, ничуть не хуже Вескера.

Великолепным фоном для личных драм выступает умирающий город. В Resident Evil 2 подавляющая часть игры проходит в замкнутых помещениях. В третьей части сеттинг меняется – много времени приходится проводить на открытом воздухе, на улицах Раккун-Сити. Начинаются события за день до того, что случилось во второй главе, поэтому то здесь, то там ещё можно встретить людей, в панике убегающих от зомби. Жизнь пока теплится. Неоновый свет рекламных щитов освещает баррикады, сплетающиеся в причудливые лабиринты. С появлением Немезиса вся ситуация стремительно обваливается в пучину хаоса и оборачивается настоящим кошмаром для Джилл. Монстр не отступит, пока не уничтожит свою цель.

 

Работа над помарками

В игре используется та же механика, которая была задействована в римейке RE2. При сохранении вида из-за плеча, новая система работы камеры позволяет удобно передвигаться, в отличие от линейки Resident Evil с четвёртой по шестую части и цикла Revelations. Ракурсы настроены так, что вы чувствуете каждый шаг персонажа. Вкупе с удобным управлением, где левый стик отвечает за движение, а правый за направление взгляда, это позволяет быстро и с лёгкостью ориентироваться в пространстве, не задевая никакие объекты и не пробуксовывая на месте. Визуально вся картинка в движении выглядит просто замечательно, уровень кинематографичности шагнул на новую высоту.

Прошлогодний Resident Evil 2 хоть и шикарен, но имеет значительные дисбалансы, исправленные в третьей части. Одной из главных проблем в прошлый раз оказалась стрельба, когда всю «боёвку» превратили в аналог Dead Space про зомби. Нужно было стрелять по конечностям врагов и сбивать их с ног, чтобы ограничивать мобильность и затем добивать на земле ножом – такую логику диктовала острая нехватка патронов. Хэдшоты работали плохо, приходилось тратить почти коробку зарядов для пистолета на одного противника. Да и ножей для добивания тоже было мало. Создавалось ощущение, будто нас умышленно вынуждали не убивать мертвецов окончательно, а только обездвиживать их, чтобы напугать заново при повторном посещении комнаты. В римейке Resident Evil 3 такого нет. Механику стрельбы поменяли с точностью до наоборот, правило «целься в голову» работает отлично. Конечно, вы всё ещё можете отстрелить ногу зомби, но на это у вас уйдёт в разы больше патронов. При хорошей меткости голова мертвяка живописно разлетается на куски с одного выстрела. Если у вас проблема с прицеливанием, можно включить специальный режим помощника – тогда уже сам комп выступит в роли ассистента-наводчика. Когда есть нужда проверить лежащего на земле мертвеца, зомби он или нет, то самое время воспользоваться неограниченным в ресурсе ножом.

Оригинальная RE3 внесла в серию несколько элементов геймплея, которые попали в римейк. Разворот на 180 градусов и так использовался практически во всех поздних частях, тут нет ничего неожиданного. А вот возможность смешивать порох для крафтинга боеприпасов долгое время считалась неудачным решением и с тех пор больше не появлялась. Теперь она возвращена, существенно доработана и намного лучше встроена в логику игры. Стало больше ловушек на местности. К взрывающимся от выстрела бочкам с топливом добавились такие же неустойчивые электрогенераторы. Всегда приятно заманить в капкан группу зомбарей и дружно поджарить их. Система уклонения от атаки также на месте. Если в оригинале для ухода от выпада противника следовало нажать правильную стрелку направления строго в нужный момент, то теперь для этого действия зарезервирована отдельная клавиша, которая значительно облегчает расчёт таймингов. При должной сноровке не так уж сложно вовсе избегать укусов зомби и смертельных ударов преследующего Немезиса.

Оружие возмездия «Амбреллы», монстр Немезис, в новой версии выглядит ещё страшнее и действительно является грозным противником. В своё время оригинальный тайтл даже носил в подзаголовке его имя, Resident Evil 3: Nemesis. В отличие от Тирана («Мистера Икс») из второй части, который играет с вами в догонялки, Немезис нападает внезапно, передвигается молниеносно и бьёт так, что пара ударов и вам конец. Уклониться и убежать от него, конечно, можно, но лучше вступить в схватку и оглушить. Стандартное оружие не работает, временно остановить бугая способны только гранаты и те же самые ловушки на местности. Если повезёт – глядишь, как и в оригинале, монстр выронит кейс с ценным апгрейдом для вашего оружия. Немезис не только бегает и бьёт кулаками. Для тех, кто думает, что от него легко скрыться, сюрпризом станут длинные щупальца босса. Их он использует или как хлыст, или как прививку новых способностей для обычных зомби – у тех после контакта на голове отрастает штуковина вроде «лас плагас» из Resident Evil 4. И это тоже не всё. Вот Немезис взял ракетницу – беги, Джилл, беги! Вот у него появился огнемёт – самое время задать перца и устроить пожар на крыше здания, чтобы в духе Натана Дрейка из серии Uncharted зрелищно спуститься вниз.

В отличие от римейка Resident Evil 2, в третьей части события протекают динамичнее. Здесь больше зомби, а монстры отличаются хорошей подвижностью – скучать они вам не позволят. Важно правильно подбирать оружие для каждого из них. Однако не стоит думать, что перед вами Action Horror в духе Resident Evil 4. Римейк «тройки» является полноценным «суррайвалом» с постоянным дефицитом патронов и давлением противников. Исследование локаций сводится к поиску ключевых предметов и амуниции, лекарственных препаратов и различных записок, сведения из которых помогают решать головоломки.

 

Кошмар на улице

Местами игра умеет действительно напугать. К эффекту неожиданности добавляется чувство напряжения. Что-то ужасное вот-вот должно произойти, но чем дольше оно не происходит, тем выше нарастает саспенс. К примеру, в жутком тёмном коридоре, в дрожащем свете от фонарика Джилл вы видите, как проход сворачивает направо. Уверяю – вы не побежите сломя голову узнавать, что же вас там ожидает. Вы будете медленно подкрадываться, осторожно заглянете за уголок. Но, может быть, ещё раньше, как только вы окажетесь вблизи, из-за угла медленно начнёт выползать устрашающий силуэт ожившего мертвеца… Придётся совладать с паникой, отойти назад и с безопасного расстояния поразить врага. Отдадим должное дизайнерам – зомби получились очень страшными. Практически классика из фильмов Джорджа Ромеро. У кого нервы крепкие, тот справится и выйдет сухим из воды, кто запаникует – ждите укусов, ранений и гибели. Даже если убрать пресловутый эффект неожиданности, который массово применяется в любых современных хоррорах, римейк Resident Evil 3 способен напугать по-другому, нагнетая панический страх перед нависшей угрозой.

После прохождения станет доступен магазин. В нём можно купить много интересных вещей вроде оружия с бесконечным боезапасом, бонусного костюма для Джилл, дополнительных слотов в инвентаре и многого другого. Также там продаются монеты, исполняющие роль перков. Они повышают, к примеру, убойную силу вашего оружия. Купите монету, а то и две, и положите их в инвентарь, чтобы в следующий раз даже один выстрел смог нанести существенный урон. Всё это добро стоит немало и продаётся за внутриигровые очки, которые вы получаете за преодоление определённых испытаний. Список оных обширен и включает прохождение на максимальном уровне сложности, уничтожение более двух тысяч врагов, прохождение без использования ящика для предметов и прочее. Всё это мотивирует снова и снова возвращаться на улицы Раккун-Сити, в захватывающий мир Resident Evil 3.

Начиная с седьмой части Capcom использует собственный «движок» RE Engine, который в плане графики творит чудеса. Ещё никогда ранее игры в жанре Survival Horror не выглядели настолько детализированными и красочными. Это почти уровень анимационных фильмов. Разработчики уделили внимание множеству мелочей. Заметят ли геймеры их все – уже другой вопрос, но то, что они там есть, это факт, позволяющий судить о высоком качестве проработки. Простой пример: в квартире Джилл есть настольный вентилятор, который вращается туда-сюда. Когда прибор направляет поток воздуха к стене, висящие там бумажки начинают шевелиться под дуновением ветра, словно маленькие флажки. Таких деталей можно упомянуть ещё много. Очень хорошо сделаны тени, да и вообще освещение одна из сильных сторон RE Engine. Разработчики постарались даже создать подобие отражений подвижных объектов на рекламных вывесках, металлических и глянцевых поверхностях. Понятно, что это технологии ближайшего будущего, и можно только догадываться, насколько расцветёт потенциал «движка» на консолях следующего поколения. Дизайнеры уровней также постарались на славу. Несмотря на то, что улицы города напоминают лабиринт из баррикад, ориентироваться довольно легко, и вы без труда запомните всю карту. Отдельный поклон за воссоздание ключевых локаций из оригинала, они достойно перенесены в полностью трёхмерную проекцию.

Огромное значение для геймплея имеет звуковое оформление. Вам достаточно прислушаться, откуда раздаётся звук, чтобы понять направление исходящей угрозы. Это очень помогает в битвах с врагами, но в то же время наводит ужас. Вокруг шумят сирены, по громкой связи транслируются публичные сообщения о чрезвычайной ситуации. Весь этот фон помогает формировать атмосферу царящего в городе бардака. В разбитой полицейской машине работает рация, по которой офицер просит о помощи, но помощь не придёт… В оригинале можно было подходить к различным предметам, проверять их на взаимодействие и читать мысли героев в виде экранного текста. В римейке они проговаривают свои размышления вслух. Казалось бы, мелочь, но чертовски приятно, что разработчики с уважением отнеслись даже к этому. Музыка приближена к первоисточнику. В новой аранжировке мелодии звучат знакомо, но более профессионально. Среди них много известных композиций, таких как Free from Fear, играющая в комнатах сохранений. Из новых треков однозначно запоминается A New Threat is Born, звучащий во вступительном ролике. Главной бомбой саундтрека стало сопровождение финальных титров, новая аранжировка которого вызывает бурный прилив ностальгии.

 

Завершение трилогии

Первое прохождение занимает от четырёх до десяти часов, в зависимости от того, насколько тщательно вы прочёсываете Раккун-Сити. Однако уже со второй попытки ваше путешествие может сократиться до двух часов. Оригинал проходится примерно за такое же время, но это слабое оправдание. Учитывая то, насколько игра шикарна, хочется гораздо большего. Да, претензии тоже есть, но они не меняют погоды. К ним можно отнести часть урезанных локаций из оригинала, скромный гардероб Джилл, отсутствие эпилогов и мини-игры «Наёмники», а также развилок на пути. Из технических недоработок бросается в глаза асинхронность лицевой анимации персонажей во время диалогов. Кроме того, проект пострадал от цензуры. Те, кто оформил предзаказ, получили для загрузки оригинальные костюмы Джилл и Карлоса образца 1999 года. Однако вместо юбки у Джилл теперь юбка-шорты, которая, впрочем, не мешает ей материться как сапожник. Дело вовсе не в том, что нам не захотели показать цвет нижнего белья (для любителей подобного очарования есть Dead or Alive 6), проблема в тренде, который в последние годы стал активно проявляться в индустрии. Что вырежут в следующий раз?

Конечно, всё это мелочи, и они совсем не мешают наслаждаться замечательной игрой. Хит получился достойным своего имени и проходится на одном дыхании. Игра по многим показателям на уровне римейка Resident Evil 2, а по некоторым даже превзошла его. Баланс боевой системы, презентация сюжета и музыкальное оформление лучше реализованы именно в Resident Evil 3. Как бы вы лично ни относились к нему (а у оригинальной RE3 было довольно много хейтеров, полагавших, что с этой главы началась деградация сериала), очевидно, что по уровню исполнения третий римейк ни в чём не уступает двум предыдущим. Но на этом переосмысление классической трилогии с PS one заканчивается, и следующая страница во вселенной Resident Evil, скорее всего, будет заполнена чем-то принципиально другим. Хочется верить, что последнее крупное переиздание найдёт свою благодарную аудиторию, а мы с вами совсем скоро услышим официальный анонс Resident Evil 8.

 

PS. В комплекте с Resident Evil 3 прилагается онлайн-игра Resident Evil: Resistance, но это уже другая история.


Автор:

Валерий «Macintosh» Акулинич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Атма:

     ««капкомовцы» наконец-то добили всю классическую трилогию с PS one»Звучит двусмысленно crazy