Grand Theft Auto = GTA

В современном мире нет такого места, докуда не докатилась бы слава GTA. Ведь GTA – не просто «игрушка», а самый настоящий культ. Попытка сломать табу, которые диктует нам общество, не выходя за рамки допустимого. Тонны искорёженных автомобилей, вой сирен, килограммы рубленого мяса, литры алой крови, сотни совращённых девиц за углом. Наконец, мафия, перестрелки, Джек Томпсон, и снова перестрелки. Популярность серии давно переросла в массовое помешательство. Цитирование во всех сферах общественной жизни, от соседского забора до «Симпсонов». Миллионы поклонников по всей планете, тысячи фан-сайтов, миллионы долларов прибыли в карманы разработчиков. Станок запущен. После триумфального шествия San Andreas, подкреплённого Liberty City Stories на PSP, анонсирование полноценного продолжения для next-gen платформ оставалось вопросом времени.

Несмотря на то, что интерес к серии привлекали ещё ранние эпизоды, настоящей революцией стала GTA III. Огромный, полностью трёхмерный город, интерактивная среда и возможность вытворять на улицах практически всё, что душе захочется, сделали из проекта атомную бомбу, взрыв которой вызвал цепную реакцию. Последовавшие Vice City и San Andreas хоть и привносили что-то новое, но использовали один и тот же графический «движок» и исповедовали аналогичный подход к геймплею. К переселению на консоли следующего поколения Rockstar North относится с особым вниманием и тщательностью, ведь стоит сделать один неосторожный шаг, и можно упасть в грязь лицом. Учитывая, что GTA III, Vice City и San Andreas слеплены из одного замеса, новую часть решено было назвать Grand Theft Auto IV. Ведь перед нами начало новой эры, даром что в изученном вдоль и поперёк Либерти Сити.

 

Говорим Либерти Сити, подразумеваем Нью-Йорк

Ни в коем случае не подумайте, что это будет римейк великой третьей части. Разработчики хотят показать нам Либерти Сити (а в девичестве – Нью-Йорк) таким, какой он есть на самом деле, и вместе с тем продемонстрировать, насколько вперёд ушёл технический прогресс. Всё познаётся в сравнении. Конечно, если соотносить Город Свободы со штатом Сан Андреас, первый населённый пункт будет немного уступать по размерам. Здесь мы не встретим обширных пустынь, глубоких каньонов и полей, полыхающих буйным цветом красных маков. Либерти Сити в GTA IV – это одна большая агломерация, в которой скрупулёзно воссоздано пять районов Нью-Йорка. Полного сходства ожидать не стоит, это всё-таки игра, но большая часть достопримечательностей и планировка соответствуют действительности. Наименования районов подкорректированы, но мы-то знаем, что Broker – это Brooklyn, Dukes – Queens, Algonquin – Manhattan, Bohan – Bronx, а Alderney – New Jersey. Такие вот контекстные имена. Районы дробятся на улицы, у каждой из них теперь собственное название. Если кого-то разочаровывает уменьшение общей площади в сравнении с тем, что мы видели в предыдущем GTA-проекте, то разработчики в один голос заявляют: обиженным не останется никто. Одно дело горизонтальный размер, совсем другое – вертикальный. Каждое здание в пределах Либерти Сити уникально, количество внутренних помещений огромно. Текстуры дорожного полотна, стен и прочих объектов пестрят разнообразием. У вас ни в коем случае не возникнет ощущения, будто перед глазами один большой конструктор с набором стандартных деталей.

Чтобы в точности воссоздать настоящую городскую атмосферу, специалисты из Rockstar написали свой «движок» под названием R.A.G.E. Это не просто графический двигатель – эта сила, которую можно выпустить на приставках седьмого поколения. Ставка на сей раз делается на реализм. Предыдущие части отличались тем, что в их оформлении многое было взято от комиксов. Четвёртая обязана прервать традицию. В частности, будет использована новая система освещения и погодных условий. Смена дня и ночи гармонично впишется в общий контекст. Тени станут деформироваться в зависимости от того, по каким объектам они проходят. На воде, в стёклах, оперении и зеркалах автомобилей появятся реальные отражения. Глубина прорисовки обширна, начисто отсутствует эффект достраивающихся изображений. Весь город, включая интерьеры зданий, окажется единым целым. Экраны загрузок забудьте, как страшный сон.

Обычные прохожие с искусственными мозгами всеми силами стараются быть похожими на живых людей. Они бегут на работу, курят на ходу, бросают под ноги мусор, читают газеты, разговаривают по мобильному, едят хот-доги, входят в здания и вообще делают то, что свойственно горожанам. Зарубежные журналисты даже подметили, как некоторые рабочие таскали ящики в небольшой демо-версии. Ранее люди за кадром тоже пытались что-то делать. Вспоминается случай в закусочной Лос Сантоса, где одна дама ела кусок пиксельной пиццы, уверенно поднося его себе в глаза, а не ко рту. В былые времена поведение прохожих ограничивалось предварительно записанной анимацией. Теперь за него отвечает технология под названием Euphoria, которую девелоперы лицензировали у компании NaturalMotion. Суть новинки сводится к следующему: движения человека автоматически синтезируются в зависимости от ситуации. Допустим, гражданин поднимается по лестнице, соответственно его тело колеблется в пространстве. Каким именно образом – зависит от самой лестницы, плотности толпы, наличия перил и множества прочих внешних факторов. Смена времени суток также оказывает прямое влияние на жизнь горожан. Днём народ будет толпиться на улицах Либерти Сити, появятся давки в переходах и автомобильные пробки на оживлённых трассах. С наступлением ночи гул стихнет. В этом плане GTA становится похожей на Shenmue. Стоит ли упоминать о разнообразии самих жителей? Нам обещают, что оно будет необычайно велико, при этом разработчики постараются воссоздать реальное численное соотношение этнических групп Нью-Йорка. Кроме людей можно встретить парящих над водами залива чаек, голубей в парке, утренний смог, рекламные щиты с изображением до слёз знакомых изделий и ещё кучу приятных мелочей, преумножающих антураж. В таком вот окружающем мире на сцене появляется главный герой.

 

В поисках лучшей доли

События четвёртой части происходят в наши дни. Ещё в самом первом видеоролике зритель знакомится с главным действующим лицом. Им становится эмигрант из Восточной Европы – Нико Белич. Дешёвый спортивный костюм, щетина на лице и чёткая буква «Р» в произношении. В самом начале Нико декларирует фразу, отражающую всю суть его нелёгкой судьбы: «Жизнь нелегка. Я убивал, воровал и продавал людей. Возможно, здесь всё будет иначе». Нет, не будет. Судя по всему, дела у Коли идут плохо. Нужно было срочно что-то предпринимать, дабы вырваться из порочного круга. А тут двоюродный брат Роман, проживающий в Америке, по электронной почте рассказывает о том, как ему хорошо за океаном. Бросив всё и собрав немногочисленные пожитки, парень без сожаления покидает свою страну и отправляется в Либерти Сити за осуществлением американской мечты. Нужно быть слишком наивным, чтобы не знать, что Город Свободы – это не только экономическая столица мира, но и оплот эмиграции с организованной преступностью. Тут Rockstar не ошиблись, выбрав Liberty City в качестве виртуальной среды. Попав в объятья неизвестности, Нико быстро осознаёт, что является одним из многих пришедших сюда за «мечтой», а его кузин – наглый обманщик. У Романа масса проблем: бизнес с такси провалился, кругом долги, местные «авторитеты» охотятся за его головой, и новоявленный кузен – единственный человек, всё ещё готовый протянуть руку помощи. Что ждёт главного героя в дальнейшем – догадаться легко, учитывая тематику сериала. Логично предположить наличие неожиданных поворотов, коими изобиловали предыдущие эпизоды.

Выполнение сюжетных миссий грозит стать чем-то особенным. К примеру, одно задание нужно будет проходить на протяжении нескольких игровых дней, обзванивая или дожидаясь звонков от персонажей. Скорее всего, именно сотовый телефон послужит для Нико проводником по неизвестному городу. Функционал «трубки» приближен к реальности, на разных моделях встроено собственное меню, в некоторых есть фотокамера и альтернативные языковые настройки. Последнее, кстати, наверняка пригодится, ведь криминальные группировки разделены по чёткому национальному принципу. Русская и итальянская мафии, якудза, китайские триады – стандартный набор. А зачем англоязычному герою телефон с непонятным интерфейсом? На вопрос, встретятся ли на пути герои прошлых частей, разработчики пожимают плечами, загадочно при этом улыбаясь. Возможно, кто-нибудь да промелькнёт в статусе камео-роли.

 

Попадая в его сети, пропадаешь навсегда

Ещё во времена San Andreas на ум приходила фраза: «Здесь можно жить». GTA IV пока что производит впечатление бездонной пропасти, падение в которую продлится неделями и месяцами. Тому способствует ещё ряд изменений. Во-первых, разработчики доработали систему общественного транспорта. Нико умеет заказывать такси, как любой рядовой либертянин (с помощью телефона или голосуя на дороге). Водитель довезёт в любой пункт назначения одним из двух способов: медленным или быстрым. Первый – обычная поездка из пункта «А» в пункт «Б», как в реальности. Второй – моментальный перенос в пункт «Б». Мелькало упоминание о третьем – убыстрении обычной поездки за счёт повышенного гонорара таксиста. Для поездки в автобусе и подземном / наземном метро достаточно прибыть на нужную станцию.

Сеть пищевых заведений и вещевых магазинов никто не отменял. Героя по-прежнему разрешается накормить чем-нибудь вкусным, или переодеть. А вот от стрижки или похода в тренажёрный зал придётся отказаться. Парни из Rockstar North объяснили это тем, что для подобных действий им придётся каждый раз перестраивать высокополигональную модель персонажа. В San Andreas всего лишь менялись заранее прописанные текстуры, здесь же потребуется слишком объёмный пересчёт физических параметров. Новым элементом станут Интернет-кафе. В Либерти Сити легко выйти в глобальную сеть вообще из любого компьютера. Правда, это лишь адаптированный муляж. Тем не менее, он поможет найти любые полезные сведения (просмотреть данные о каком-нибудь преступнике и т.п.). О выходе в настоящее киберпространство разработчики пока молчат. Одно ясно – ждать нечто вроде MMO не стоит. Придётся утешаться знакомствами с виртуальными девушками. Куда ж без них!

Боевая система в пешем режиме приобрела кое-что от других известных проектов. Герой способен укрываться за различными объектами, как его коллега из Gears of War, стрелять в снайперском режиме с видом «от плеча» и передвигаться левее центра экрана, как в Resident Evil 4. Не обошлось без собственных изобретений. Так, Нико умеет цепляться за проезжающую технику, лазать по пожарным лестницам, телефонным столбам и прочим элементам интерактивного окружения. Что касается авто- и мотопарка, авторы до сих пор отделываются странным молчанием относительно количества моделей. Будут доступны различные плавательные средства и вертолёты, а вот о самолётах мечтать не приходится – для них слишком мало места. Дизайн машин уже сейчас выглядит впечатляюще. При поездке камера расположится ближе к кузову и ниже обычного. Подобные корректировки должны помочь в полной мере оценить красоты городских пейзажей.

Теперь о самом главном – об угоне автомобилей. В современном Городе Свободы красть железных коней окажется трудно. Это раньше мы открывали двери и запрыгивали внутрь, предварительно вытряхнув законного владельца. Отныне потребуется задействовать всю логическую цепь – залезть в машину, взломать зажигание, соединив провода, а уж потом ехать по делам. В Rockstar твердят, что будет несколько способов проникновения за руль. Самый простой – разбить стекло и открыть дверку. Но это чересчур агрессивно. При похищении важно не привлекать внимание прохожих, иначе ждите адекватной реакции. За совершённые преступления Нико получит старые знакомые звёзды. Однако полицейские начнут розыск только в том месте, где произошло правонарушение. Такие места подсвечиваются на карте. Чем больше звёзд, тем больше радиус зоны поиска. Однако, скрывшись от погони, можно будет расслабиться – раздражающий баг, когда любой коп в любом конце города узнавал виновника, наконец-то ликвидирован. Зато если ребята с сиренами прочно повисли на хвосте, то дешёвый трюк с автосервисом Pay n’ Spray больше не прокатит. В таких случаях нужно менять средство передвижения.

 

Ещё немного, ещё чуть-чуть

О радиостанциях известно лишь несколько интересных фактов. Во-первых, поскольку Нико наш славянский брат, в приёмнике зазвучат мелодии восточноевропейского и русского рэпа, а также хиты популярных исполнителей всё из того же пост-социалистического региона. Точно появится станция We Know the True (WKTT) Talk Radio, в создании трек-листа которой приняли участие тысячи поклонников сериала. Звук кардинально переработан в связи с переходом на новый технический уровень, и это проявляется даже в мелочах. Допустим, покинув водительское место, вы всё равно будете отчётливо слышать доносящуюся из кабины музыку, пока не отойдёте на почётное расстояние. По аналогичному принципу можно ловить краем уха ритмы из проезжающих мимо машин.

Если судить по видеороликам, скриншотам и отзывам зарубежных коллег на демо-версии, большая часть обещаний уже нашла своё воплощение. Труд полутора сотен сотрудников Rockstar North, приуроченный к десятилетнему юбилею GTA, должен был поступить в продажу к осенним праздникам 2007 года, но теперь датой релиза называется уже второй квартал 2008-го. Ходит множество слухов относительно причины переноса. В числе оных и нежелание делить пирог с Halo 3, и трудности программирования под «железо» PS3 (все опубликованные в Интернете визуальные данные взяты из версии для Xbox 360). Мы же придерживаемся официальной позиции, согласно которой разработчики хотят довести до ума некоторые элементы геймплея, чтобы в конечном продукте всё выглядело безупречно. Если это так, не грех подождать ещё несколько месяцев.


Автор:

Валерий «Macintosh» Акулинич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.