В рамках такого проекта, как наш, просто нельзя не затронуть некоторые грани японской массовой поп-культуры. Если видеоигры и аниме (во многом стараниями журнала «Великий Dракон») – уже достаточно известное явление в нашей стране, то японская музыка до сих пор остаётся чем-то более экзотическим. Автор этого текста не является фанатом J-Music, поэтому заранее извиняется перед знатоками за возможные неточности.

J-Pop (Japanese Popular Music), как многие без меня уже знают, это японская популярная музыка. Из характерных особенностей можно выделить ориентацию исполнителей на локальную аудиторию, большую эклектичность выразительных средств и, до недавнего времени, достаточно непривычное для уха европейца распределение частот на записях (сильно задрана середина диапазона). Сам термин J-Pop впервые прозвучал на одной из японских радиостанций, J-WAVE. Многие Сэйю (актёры, озвучивающие персонажей аниме) также поют в стиле J-Pop, как соло, так и в самих анимационных фильмах, следуя ролям.

J-Pop – очень обширное понятие, включающее множество самых разных музыкальных жанров, таких как pop, rock, dance, rap и soul. В Японии термин J-Pop используется для отделения «новой» музыки от классики, фолка или Enka (это традиционная форма баллады). Существуют также термины вроде J-Rock, Visual Kei и J-Rap, но они все в подавляющем большинстве являются звеньями одного большого цветного веера японской поп-музыки. Некоторые произведения Enka попадают в обе категории – «новой» и «старой» музыки. Например, песни Miyuki Nakajima и Anzenchitai можно с одинаковым успехом включать в подборку дисков Enka и J-Pop.

Одна из самых больших сложностей для исполнителя – остаться популярным у себя на родине. Джей-поп – непрерывный поток, в котором не каждому суждено причалить к берегу. Публика иногда не успевает как следует запомнить одну группу, как приходит новая; быстро меняются лица, названия, голоса. Многие исполнители заканчивают карьеру на дебютном альбоме. Здесь есть шансы преуспеть только если ты действительно оригинален, талантлив и обладаешь отличными вокальными данными. Группы вроде Chage & Aska, B’z, Southern All Stars, и TUBE оставались популярными более пятнадцати лет, а это подразумевает феноменальный успех.

Корни J-Pop растут из джаза, который был очень популярен в 30-х годах прошлого века. Джаз использовал много музыкальных инструментов, ранее применявшихся только для классических произведений и военных маршей. Его часто исполняли в барах и клубах. Во время Второй Мировой войны, правда, этот музыкальный жанр запретили из патриотических побуждений. После окончания конфликта американцы оккупировали японские острова, а заодно научили недавних врагов плясать буги-вуги и мамбо, слушать блюз и кантри. Эти стили начали осваивать сами японцы, выступая сначала для американских солдат, а потом, войдя во вкус, ради собственного развития. Песни вроде «Tokyo Boogie Woogie» (Sizuko Kasaoki, 1948), «Tennesse Waltz» (Eri Chiemi, 1951), «Omatsuri Mambo» (Misora Hibari) и «Omoide no Waltz» (Izumi Yukimura) стали популярны не только среди представителей оккупационных войск. Зарубежные исполнители, такие как JATP и Луи Армстронг, приезжали в Японию с концертами. 1952 год даже известен как «The Year of the Jazz Boom». Джаз – не самый лёгкий для постижения музыкантами жанр, поэтому многие молодые дарования пробовали себя в категории кантри. Позже появились другие модные направления – R&B и Rock ‘n’ Roll.

Рок-н-Ролльное сумасшествие накрыло страну в 1956-м, когда японский исполнитель кантри Kosaka Kazuya и группа Wagon Masters выпустили кавер-альбом Heartbreak Hotel, в оригинале записанный Элвисом Пресли. Апогея популярности Рок-н-Ролл достиг в 1959-м. Позже, когда Америка охладела к своему детищу, упадок произошёл и в Японии. Многие вокалисты начали экспериментировать, соединяя обычную местную «попсу» с Рок-н-Роллом, кантри и Аматэрасу знает чем ещё. Одним из нескольких выдающихся певцов, серьёзно повлиявших на становление нынешней музыкальной японской культуры, несомненно, является Kyu Sakamoto.

Совершенствовались технологии, в Японии набирало популярность караоке. В период с начала 70-х до середины 80-х песни, обычно сопровождаемые простой гитарой, наполнились различными электронными эффектами и сэмплами, это явление окрестили Новой Музыкой (New Music). Стало больше песен о любви и делах житейских. Из адептов NM стоит выделить, к примеру, Takuro Yoshida и Yosui Inoue. В 80-х также зародилась волна City Pops – этот термин означал музыку, популярную в больших городах вроде Токио и Осаки. Да и пелось там зачастую о городах и их жителях. Опять же, границы City Pops очень размыты, многие песни можно отнести к New Music. А вскоре появился термин Wasei Pops, (буквально – «попса, сделанная в Японии»), характеризующий City Pops и New Music вместе взятые. В начале 90-х японцы наконец-то изобрели универсальное определение – J-Pop, означающее просто большинство самых популярных песен.

Ещё в 80-х образовалась одна из наиболее успешных японских рок-групп, Chage & Aska. Дуэт Chage (Shuji Shibata) и Ryo Aska (Shigeaki Miyazaki) до сих пор остаётся едва ли не самой популярной рок-группой Азии. С приходом в Японию танцевальной музыки (здесь первопроходцами являются Namie Amuro и Tetsuya Komuro) популярность известных рок-групп пошла на спад, зато расплодилось великое множество молодых джей-рокерских коллективов, успешно соперничавших с ритмами танцпола. Всё это многообразие заняло свои ниши в музыкальной истории Японии.

J-Pop теперь неотъемлемая часть массовой культуры Японии. Она встречается повсюду: в аниме, фильмах, телепередачах, на радио и, конечно же, в видеоиграх. Существует даже разделение на поджанры: Anime song, Bubblegum pop, J-Rock, Visual Kei и другие. В области Нагойя, например, термин Z-Pop используется для определения песен, популярных именно в этой местности. Такая вот многогранная вещь – японская музыка.


Автор:

Wind Elf