Этот безумный, безумный, безумный…
Экспериментальное творчество по-своему прекрасно, причём далеко не всегда его образцы предназначаются для узкой прослойки тех, кто «в теме». Другой вопрос, насколько оно уместно в условиях жёсткой конкуренции на современном рынке видеоигр, где гениальность замысла и качество исполнения отнюдь не гарантируют успеха. За примерами далеко ходить не требуется. Японская компания Clover Studio прожила очень яркую, но вместе с тем чрезвычайно короткую жизнь. Вышедшие из-под пера её креативных умов Okami и God Hand наглядно продемонстрировали, какими неожиданными могут быть взгляды на построение виртуального мира, каким нетривиальным и глубоко проработанным может быть геймплей привычного на первый взгляд экшена от третьего лица. Показав всё это, а также ошарашив публику выходящим за рамки обыденного восприятия дизайном, студия отправилась ко дну как подбитый айсбергом «Титаник». Творческие эксперименты так и не окупились звонкой монетой, несмотря на восторженные отзывы покупателей и разнообразные поощрения со стороны прессы.
После такого фиаско можно было бы обидеться на весь мир и уйти в монастырь. Вместо этого работники выкинувшей белый флаг конторы почти полным составом очутились в команде PlatinumGames, возглавляемой Ацуси Инаба, бывшим генеральным директором Clover Studio. Что дальше? Признание предыдущих шагов ошибкой, или всё-таки новый штурм вершин игровой индустрии? Первый из заявленных проектов наглядно свидетельствует о том, что сворачивать с пути дерзких изысканий никто из подчинённых Инабы не помышляет.
Монохромное кино
Три цвета: чёрный, белый и красный. Этого достаточно, чтобы возвести фантасмагорические декорации и заселить их разномастными монстрами. Цель одна – убивать и не быть убитым. Разве это неожиданно? Разве это необычно? Разве это вновь за рамками привычного восприятия? Не задавайте простых вопросов – вы не получите на них простых ответов. Не пытайтесь приложить к этой игре стандартную систему координат. Да, по сути MadWorld – типичный экшен, вот только рассмотреть эту самую суть не так-то просто. Вокруг неё выстроен целый замок концептуальных элементов, вырыт ров дизайнерских решений, а у единственного ведущего внутрь моста посажен на цепь свирепый цербер, отпугивающий людей с «отформатированным» (как говорит сатирик Задорнов) мышлением. Мир MadWorld – это ожившие черно-белые страницы комикса, где смерть представлена как комедия, где насилие переплетено с азартом, где чёрный юмор и подростковый стёб загнаны в гипертрофированные и откровенно вычурные формы. В то же время сцены убийств достаточно натуралистичны и порой могут вызывать не меньшее отвращение, чем аналогичные эпизоды из Manhunt или Postal. Виртуозный сплав брутальной фантастики и безобидной пародии, огненная смесь садистических сублимаций и театрального фарса. Финальный аккорд – потоки ярко-алой крови, украшающие картину урбанистического сюрреализма.
Главный герой достоин спектакля, в котором ему приходится участвовать. Здоровенный детина по имени Джек Кейман, чем-то отдалённо напоминающий Вина Дизеля в образе Риддика, с бензопилой вместо правой руки и безумным оскалом во всю челюсть станет вашим Альтер-эго. Волею судьбы он оказался хедлайнером шоу Death Watch, проводимого прямо на улицах некогда приветливого мегаполиса Varrigan City. Говорят, когда-то и сам Джек был обычным парнем, но всё изменилось с приходом банды мутантов и психов, превративших город в арену жестоких сражений, а его жителей – в невольных участников вакханалии. До боли знакомая простота – так же ненавязчиво и бессмысленно начиналась God Hand, такими же колоритными были населявшие её панки и демоны, да и нынешний протагонист претендует на духовное родство с красавчиком Джином. Разве что у того вместо ампутированной конечности выросла Рука Бога, а у героя нашего времени к обыкновенной руке крепится предмет более весомый. Бензопилой Джек орудует направо и налево, используя её то по прямому назначению, то как механизм для активации цепных реакций в окружающей среде. Враги распиливаются с неимоверной лёгкостью, будто сами они сделаны из пенопласта, а полотно заточено тоньше самурайского меча.
Когда речь заходит непосредственно о боевой части, снова накатывают приятные воспоминания о часах, потраченных на близкое знакомство с God Hand. Механика геймплея, во многом перекочевавшая именно оттуда, стала ещё более динамичной, впечатления – ещё более яркими. Лишённый цветов антураж помогает сконцентрироваться на драке. Однако глаза не перестают выискивать на переднем и дальнем фоне многочисленные интерактивные объекты, использование которых – самый верный путь к победе. Избиение противников само по себе ничего не даёт, кроме эстетического наслаждения, баллы начисляются только после гибели жертв. Чтобы продвинуться в следующую локацию и добраться до босса этапа, необходимо набрать определённую сумму. Система мотивирует к постоянному поиску новых и новых путей расправы, ведь за красивую комбинацию с использованием кулака, дорожного знака и проносящегося по рельсам поезда призовые окажутся значительно выше, чем за примитивную расчленёнку.
Доброта спасёт мир
Основная идея MadWorld заключается в том, чтобы игрок с первых минут ловил кураж и не терял его вплоть до финала. Минимум пауз, максимум действия и кровеизвержения – противников хватит для воплощения любых фантазий. Одного распилили пополам, другого насадили на гигантские металлические шипы, третьего укатали в мусорный бачок и отправили в плаванье по сточной канаве, четвёртого нарядили в автомобильную покрышку и мощным рывком извлекли из его груди сердце, пятого… Список весёлых издевательств над врагами можно продолжать очень долго, тем более в некоторых местах на помощь приходят не только элементы оформления локаций, но и транспортные средства. Давить подонков и наматывать их внутренности на колёса тоже возможно. Самое любопытное во всём этом кровавом шапито – интуитивное управление с помощью фирменного пульта «нинтендовской» приставки. Хотите использовать пилу – рассекайте воздух резкими взмахами, желаете порвать оппонента на куски – поднимайте его в воздух и разводите пульт с нунчакой в разные стороны. Каждое движение перед экраном телевизора получает логическое продолжение в игре. Вместе с тем не возникает никаких проблем с ориентированием в пространстве и случайным применением атак, поскольку приёмы чрезвычайно просты в освоении. После нескольких минут упражнений с нунчаком и пультом приходит осознание, что полностью раскрыть свой потенциал игра может именно на Wii, и эксклюзивное сотрудничество между Sega и Nintendo в данном случае оправдано на сто процентов.
Впрочем, для Nintendo эта самая эксклюзивность может обернуться некоторыми проблемами в области позиционирования и продвижения самой приставки. Репутация Wii как консоли для общесемейного развлечения уже серьёзно пошатнулась после скандального релиза Manhunt 2 осенью прошлого года. Складывается похожая ситуация, с той лишь разницей, что теперь цензорские и правозащитные организации настроены куда серьёзнее. В частности, ещё совсем недавно заходила речь о запрете продаж MadWorld на территории Великобритании и Австралии. Вряд ли меры воздействия на самом деле окажутся столь суровыми, но стоит признать очевидный факт: осторожная и рассудительная в вопросах маркетинга «большая N» готова пойти ради этого проекта на открытый конфликт с влиятельными общественно-политическими силами. Видимо, восторженно встреченная на Tokyo Game Show бета-версия продемонстрировала нам лишь малую часть того великолепия, которое ожидает публику в марте следующего года. Игра должна стоить свеч.
Подводя промежуточные итоги, хотелось бы лишний раз подчеркнуть: не воспринимайте нарисованную кровь и виртуальное насилие чересчур серьёзно. MadWorld – царство гротеска и площадка для экспериментального творчества талантливых японских разработчиков, вернувшихся в бизнес в том числе ради того, чтобы взять реванш у всей игровой индустрии. Второй шанс выпадает далеко не каждому, творцы из безвременно покинувшей поле боя Clover Studio его определённо заслужили.
Автор:
Neon Knight