Последняя надежда

Metal Gear Solid 4 и точка.

Точнее, Metal Gear Solid 4 – точка; просто наш буйный редактор не справился с клавиатурой. Точка жирная, точка нового разрешения и поколения. Последней инсталляции Metal Gear не занимать очарования, интересных происшествий и динамики. С заметным привкусом «на любителя» – не без этого, но победителей традиционно не судят, правда?

Скажите, у кого не возникало ощущение запутывающегося клубка по мере прохождения предыдущих частей MGS? И чем ближе к концу, тем плотнее. Попытки сценаристов перепрыгнуть самих себя, в конце каждой части одним взмахом разрубая гордиев узелок, были достаточно шаблонны и простоваты. То Главный Хороший окажется Главным Плохим. То «завали четырёх боссов и получи в подарок пятого – ах, кто бы это мог быть?». MGS 4 в этом плане уникален. Хидео Кодзима преподносит проект как финальную часть серии и начинает распутывать все мотки загадок прошлого с самого начала. После полного прохождения игрок с удивлением испытает новое для себя ощущение – вопросов НЕТ. Все тайны раскрыты, все плохие убиты. Даже неясно, с чего начался бы Metal Gear Solid 5, если бы он был. Но не обошлось и без умилительных шаблонов – например, коллекция девочек разных национальностей Beauty & Beast. По приказу его святейшества Ликвида четырёх дамочек облачили в пыленепробиваемые костюмы, снабдили ужасным прошлым и отправили поодиночке убивать Снейка. После победы над каждой из них следует получасовой ролик, излагающий отнюдь не краткую биографию юной девы. И так четыре раза.

Сюжетная линия традиционно на острие атаки: есть плохой (опять Ликвид, на этот раз в теле Оцелота), есть хороший (резко постаревший из-за бунтарского поведения собственных генов Снейк). Вам, дорогой читатель, остаётся только гадать, между кем развернётся финальный поединок. Причина охоты Ликвида на Снейка – самое красивое достижение сценаристов. Некогда созданная система единого контроля нанороботов заперта на ключ. Ключ – генетический материал двух персонажей вселенной Metal Gear Solid, чьи имена я просто не могу себе позволить назвать в третий раз. Получив доступ к этой системе, можно мгновенно стать властителем мира – ведь наномеханизмы нынче есть в организме почти каждого бойца, независимо от страны и занимаемого ранга. Что может быть чудесней единой армии, которой не с кем воевать?

Сатирики считают, что человечество должно, смеясь, расставаться со своими недостатками. Кодзима – нестандартный сатирик. Слегка перевернув предложенную формулу, он открывает нам возможность найти разбросанные по игре недостатки и от души посмеяться. К сожалению, иного юмора дико не хватает, за исключением «голливудских» шуток Снейка. Оно и понятно – кругом исключительно серьёзные проблемы. Излишнего пафоса тоже нет, есть лишь открытая напыщенность – которая известна Кодзиме, которая известна нам. Он её демонстрирует и знает, что мы не будем кидаться яблоками. Это просто «фишка» серии, неписанные правила вселенной Metal Gear.

В четвёртом томе размышлений на эту тему бравый герой посещает старые и новые места. Заснеженную базу из оригинала, например, или небольшой маскарад по Европе. Элементов геймплея настолько много, что играть становится просто приятно. О сложности поединков говорить теперь не приходится – разработчики ещё больше ушли в аркадность и понизили планку чувствительности тех же NPC. Если раньше нас держали в напряжении двое стоящих рядом часовых, теперь можно не переживать – один не заметит потери второго. По крайней мере, заметит не сразу. Одна из версий подобной метаморфозы – Хидео решил подыграть широким массам, а не только поклонникам. Облегчить поставленную задачу призвано хорошо отлаженное управление, слегка изменившееся для реализации режима от первого лица.

Ах, сколько было споров до релиза о красоте трейлеров, которыми потчевали публику Kojima Productions! Одни говорили, что итоговая версия окажется хуже в плане графики, другие яростно защищали MGS 4, PS3 и Кодзиму за компанию. Победили первые. Визуальную составляющую не назовёшь ужасной – свои звёзды с неба приставок нового поколения Metal Gear Solid 4 выхватывает. Но карманов-то куда класть – нету. И вроде бы стоит весь такой разукрашенный борец с Ликвидом, сверкает камуфлированной разгрузкой высокого разрешения, да смотрит на красивого гекко над ним, собирающегося раздавить лапой. А потом как ляжет на здоровенную размытую текстуру под названием «пол», как зажмёт левый шифт, дабы прицелиться чёрным бруском металла… Кто-то скажет: «Да ладно тебе, не в графике дело», а то и покрепче слова найдутся. И будет совершенно прав. Но, увы – обещанное не сбылось, и речь именно об этом. К слову, порочащий факт был признан самим Кодзимой – мэтр заявил, что внешняя оболочка получилась не такой, как мечталось ему самому, но вполне себе сносной. Он тоже прав. Но, на мой взгляд, тень от висящего кабеля крупными пиксельными квадратами на фоне пейзажей высокого разрешения – это просто кощунство. Да, у PS3 с этим проблемы, но можно было бы проводком-то и пожертвовать. Производительность заодно повысилась бы. На один ненужный провод.

На презентации Metal Gear Solid 4 в Париже была продемонстрирована занятная технология авторства Dolby. MGS 4 – едва ли не первый в истории индустрии проект с использованием этого новшества. С помощью небольшого адаптера между приставкой и наушниками звук обретает потрясающую трёхмерность. Без тени иронии – побывав в таких «ушах», я поначалу принимал переговоры и кашель «игровых» охранников за кашель и переговоры охранников настоящих, стоявших неподалёку и глазевших, как бы кто эти чудные адаптеры не свинтил. Неясно, будет ли подобный эффект ощутим через обычные телевизионные усилители или колонки стереосистемы, но Dolby обещала мёд ушкам. Рецепт коробочки хранится в строжайшем секрете, мы можем лишь догадываться об ингредиентах. Вполне вероятно, что запись саунда для игры велась с помощью так называемого стереомикрофона, расположенного между источниками звука. К сожалению, ничего похвального нельзя сказать о музыке – снова эпохальные мелодии и отдающие глобализмом композиции, звучащие так, словно мы под их аккомпанемент спасаем мир. Неудачная шутка.

Многие игровые издания ставят Metal Gear Solid 4 максимальный балл. Знаете, в чём секрет? Нет, не потому, что «Кому же ещё тогда?». И не только «За брэнд». И даже не по причине «Я в детстве играл в Metal Gear Solid», хотя это ближе к реальности. Просто это книжка. Сопутствующее прохождению MGS 4 раздражение или недовольство отдельными игровыми элементами напрочь забывается, когда по экрану бегут финальные титры. В памяти остается лейтмотив: хорошие приключения и хороший геймплей. Как после прочитанной книги глупо распаляться на тему «И зачем я её прочел?», ну или «Бумага низкого качества». Подобный эффект, плюс один из самых известных брэндов (не без этого, конечно) – вот вам и «десятка», поставленная ещё до выхода игры.


Автор:

Omega

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.